Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)

природные причины. Поэтому правомерно говорить о социальной жизни как о

явлении, движущими силами которого являются также ПРИРОДНЫЕ, биосферные

факторы, такие, например, как исследованные Л. Гумилевым ритмы этногенеза,

включающие фазы подъема, депрессии и упадка.

Задачей социальной философии является исследование всех природных и

социальных факторов, так или иначе инициирующих процессы развития

общественной жизни. Накапливаясь, эти факторы порождают могучие

реформистские и революционные движения, стимулирующие и ускоряющие процесс

глубоких социальных перемен.

СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ выражаются в коллективных, совместных действиях

людей, совершающихся более или менее организованно для достижения

определенных целей, изменяющих социальное положение участников движений.

Причиной социальных движений являются неудовлетворенные экономические,

культурные, политические потребности людей. Именно они вызывают состояние

психического напряжения, социального беспокойства. Это беспокойство

проявляется в усилении контактов, дискуссий, размышлений по поводу

сложившейся ситуации. Состояние беспокойства может охватывать большие или

меньшие общности - вплоть до целых классов и народов.

Состояние беспокойства, напряженности - исходный пункт социальных

движений. Характер этих движений определяется их целями, применяемыми

методами, а также количеством вовлеченных в них людей. По этим признакам

различаются реформаторские и революционные движения.

РЕФОРМАТОРСКИЕ ДВИЖЕНИЯ обычно охватывают некоторые ограниченные круги и

общности. Они действуют в рамках установленного социального порядка и

поэтому, как правило, не сталкиваются с репрессиями и насилием со стороны

властей. Реформаторы стремятся к достижению изменений, например, путем

улучшения законодательства. Таковы просветительские, профессиональные,

пацифистские и отчасти национальные движения. Несмотря на свой мирный,

легальный характер, реформаторские движения иногда приводят к глубоким

общественным изменениям.

РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ в начальных стадиях могут быть похожи на

реформаторские. Но по мере своего развития они приобретают отличия:

охватывают широкие массы, целые общественные классы, испытывающие

напряжение и беспокойство; затрагивают коренные, жизненные потребности

людей. Участники этих движений часто подвергаются преследованиям и

репрессиям со стороны властей.

Но основное отличие революционных движений - в целях и методах. Их цель

- не мирная реформа, а ниспровержение существующего социального строя путем

применения силы. Отсюда и необходимость широких масштабов, массовости,

наличия особых организаций, способных стать зачатками новой политической

власти.

В случае победы революционные движения вводят в жизнь новые порядки,

коренным образом изменяют строй общества, его классовую структуру, состав

социальных институтов, систему ценностей, обычаи, образ поведения. Наиболее

глубокие изменения в обществе вызывают революции, в которых участвуют

классы, народы. Таковы революции 1789-94 гг. во Франции, 1917 г. в России,

1949 г. в Китае. Глубокие общественные изменения произошли и в результате

национально-освободительных революций, свершившихся в XX в., особенно после

второй мировой войны в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Революции не только морально оправданны, но и необходимы, если они

направлены против отживших порядков, тиранических режимов и т.п. Но

неверно, видимо, считать, что только с революциями связано развитие

общества. Нельзя не учитывать, что революции всегда очень дорого обходятся:

сопровождаются страданиями и массовой гибелью людей.

Таким образом, социально-философский анализ включает в себя и статику

общества, и его динамику, т.е. рассмотрение составляющих его групп,

институтов, а также учет происходящих в обществе процессов изменения и

развития.

29. Объективный идеализм Г.В.Ф. Гегеля, учение о "разумной

действительности".

Гегель поставил задачу преодоления точки зрения индивидуального

сознания, для которого только и существует противоположность объекта и

субъекта. Снять эту противоположность по Гегелю можно путем поступательного

развития сознания. При котором индивидуальное сознание проходит весь тот

путь, все те этапы, которые прошло человечество на протяжении всей истории.

Таким путем Гегель сосредоточил внимание на тождестве субъекта и объекта,

мышления и бытия, на основе обоснования тождества индивидуального и

абсолютного "Я".

Индивидуальное сознание двигаясь к отождествлению с абсолютным "Я"

преодолевает противоположности субъекта и объекта и приближается к

общечеловеческому сознанию к духовному миру всего человечества.

Феноменология духа - это одновременный процесс, где есть развитие

всемирной культуры, накопление опыта человечества и освоение этого опыта

конкретным индивидом в ходе своей социализации. Он подчеркивает, что каждый

человек способен посмотреть на мир с позиции мировой истории и мирового

духа. Движение сознания - это поступательное восхождение, где все

предыдущее воспроизводится на новом более высоком уровне от абстрактного к

конкретному.

Схема Гегеля: сознание, предмет противостоит человеческому "я" и

определяется либо чувственно воспринимаемым, либо рассудком.

Самосознание - предмет и сознание тождественны, сознание практически

действующая, желающее которое настигает свою всеобщность. Усматривает в

себе абсолютную полноту реальности и выступает как разум.

Дух - сознание постигающее духовную реальность мира и себя как

выражение реальности.

В движении сознания отмечаются не только ступени и формы развития

человеческой культуры, духовной жизни, но и осваивается язык философии,

понятия. Человек выражает мысли в системе понятий и категорий логики. До

Гегеля понятия относились к субъективной категории. Начиная с Гегеля

понятия представляют собой абсолютное тождество объекта и субъекта.

Гегель назвал свою философскую систему абсолютным идеализмом, который

должен охватить весь универсум, природный и духовный мир единым понятие.

Это абсолютная идея. Он определял ее как разум, мышление, разумное мышление

- это субстанция, которая составляет сущность и первооснову всех вещей.

Разум есть субстанция, бесконечная мощь, бесконечное содержание, суть

и истина. Для себя самого он предмет.

Абсолютная идея - саморазвивающаяся, существует вечно и содержит в

скрытом, свернутом виде все возможные определения природных, общественных и

духовных явлений. В процессе саморазвития абсолютная идея проходит

несколько стадий:

* научно-теоретическое осознание абсолютной идеи в ее всеобщем

содержании в виде системы категорий. Категории находятся в состоянии

непрерывного, самопроизвольного движения. Они составляют сущность вещей.

* природа как необходимое в развитии абсолютной идеи. Через природу

абсолютная идея отчуждается от своей истинной сущности и предстает в виде

конечных, чувственных, телесных единичностей.

Бог создает природу, чтобы из нее возник человек и вместе с ним

человеческий дух, который имеет 2 стадии развития: субъективный дух

(антропология, психология); объективный дух (сфера социальной жизни, как

сверх индивидуальная, которая возвышается целостность над индивидуумами и

проявляется через их различные отношения и связи.

Объективный дух проявляется в праве, морали, нравственности,

государстве, религии, искусстве. Высшей формой самореализации абсолютной

идеи является абсолютный дух - это совокупная духовная деятельность

человечества на протяжении тысячелетий развития всемирной истории.

Абсолютный дух тождественен абсолютной идеи - это внутренняя идеальная

сущность, скрытая причина всех действий и познаний. Но у Гегеля идея это

субстанция, чистая всеобщность. Дух та же идея, но в ее реальном выражении,

от чувственных форм до абсолютных знаний. В абсолютном духе осуществляется

полное совпадение идеи, мышления и бытия. Идея познает бытие. Таким путем

Гегель согласовал субъект и объект мышления и бытия. Движение абсолютной

идеи и всего предметного мира имеет начало и конец замкнутого в

определенный круг. Высшей формой и концом развития абсолютной идеи, где она

осознает самою себя и весь пройденный путь и становится абсолютный дух.

Такова философская система Гегеля.

В противоречии с ней находится его диалектический метод: рассмотрение

всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности

развития. Гегель характеризовал диалектику с одной стороны, как движущую

душу истинного познания, с другой стороны как принцип, вносящий в

содержание науки внутреннюю связь и необходимость.

Гегель дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших философских

категорий и сформулировал 3 основных закона:

1. переход количественных изменений в качественные

2. взаимопроникновение противоположностей

3. отрицание отрицания

Гегель разработал диалектический метод в который он включил принципы

анализа действительности:

* восхождение от абстрактного к действительности

* соответствие исторического и логического

* принцип всесторонности

Диалектический метод направлен на бесконечность познания, но если

субъективной основой метода является абсолютный дух, а цель его -

самопознание, то познание как таковое ограничено. В этом суть противоречия

между системой и методом Гегеля. Есть противоречие между конечным и

бесконечным. Это противоречие не может быть источником развития.

28.Антропологический материализм Л. Фейербаха и проблемы гуманизма.

Фейербах принадлежит к немецкой классической философии. Его философия

являлась реакцией на идеализм. Сначала он примыкал к младогегельцам, затем

отошел от них и выпустил работу "Критики философии Гегеля". В ней он

подверг анализу и критике христианскую теологию. Здесь обосновал принципы

материалистического мировоззрения.

Идеализм по его мнению представляет собой рациональную религию. А

подлинная философия и религия по существу своему противоположны друг другу.

Религия как и ее основа представляют собой невежество человека, его

неспособность вдуматься в природу. Бог - абстрактное, отвлеченное,

нечувственное существо, он представляет собой сущность разума. Бог

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты