физического труда, искусство смогло приобрести совершенно самостоятельный
характер, превратиться в род профессиональных занятий.
Искусство, как и другие виды духовного производства, создает свой,
особый, идеальный мир, который как бы дублирует объективно реальный мир
человека. Причем, первый обладает такой же целостностью, как и второй.
Стихии природы, общественные установления, душевные страсти, логика
мышления - все подвергается эстетической переработке и образует
параллельный реальному миру мир художественного вымысла, который порой
бывает убедительнее самой действительности.
В чем же заключается смысл создания мира искусства? Зачем он нужен
человечеству? Нужда в нем, надо признать, весьма многообразна:
1. Идеальный мир искусства есть своеобразный испытательный полигон для
многочисленных человеческих устремлений , желаний, страстей и т.д.
Экспериментировать с живыми людьми морально недопустимо, а вот с
художественными образами, символами - сколько душе угодно. Только
художественные средства позволяют анатомировать любую житейскую ситуацию,
поступок, мотив без ущерба для человека. Можно проигрывать любые варианты
человеческого поведения, обострять конфликты до предела, доводить до
логического конца все мыслимые побуждения человека. Искусство, таким
образом, выступает инструментом самопознания общества, в т.ч. и "на
пределе" его возможностей, в экстремальных условиях.
2. Идеальный художественный мир вырабатывает систему эстетических
ценностей, эталонов красоты, вызывающих у человека стремление к
совершенству, оптимуму в любой сфере деятельности.
3. Наиболее глубокие и удачные художественные образы вырастают до уровня
общечеловеческих символов, в которых воплощена вся гамма человеческих
характеров, темпераментов, способов поведения. Гамлеты и Дон-Кихоты,
Мастера и Маргариты, Медные всадники и Всадники без головы - все это
точнейшие иллюстрации к книге о человеческой психологии, верные ориентиры в
налаживании взаимоотношений между людьми. Искусство, следовательно,
выступает и как своего рода наглядное средство обучения, незаменимый способ
социализации человека.
4. Эстетический мир является подлинной памятью человечества. В нем
бережно и надежно в течение тысячелетий сохраняются неповторимые
особенности самых разнообразных укладов жизни.
Иными словами, искусство выполняет множество практически полезных
функций, но главная из них - ЭСТЕТИЧЕСКАЯ. Суть ее состоит в том, что
искусство призвано доставлять человеку эстетическое удовлетворения и
наслаждение. Ведь в конце концов мы ходим в кино или театр не затем, чтобы
нас там учили жизни или демонстрировали поучительные примеры для
подражания. От произведений искусства прежде всего мы хотим получить
удовольствие.
Причем, не просто удовольствие, а удовольствие именно эстетическое. Оно
отнюдь не сводится к благоприятному расположению духа от созерцания
прекрасного. Природа эстетического удовольствия заключается в возбужденном,
растревоженном состоянии духа, испытывающего немой восторг от безупречно
исполненной работы "мастеров искусств". И уж если мы, воодушевленные от
соприкосновения с подлинным произведением искусства, переносим эти эмоции
на повседневность, стараемся достичь хотя бы приблизительно такого же
совершенства в своей обычной деятельности, искусство может считать свою
главную задачу (эстетическую функцию) успешно выполненной.
Весьма своеобразный характер имеет СПОСОБ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА. Ведь его
прогрессивная направленность далеко не самоочевидна. Прямое наложение любой
схемы исторического прогресса на историю искусств порождает лишь
недоумение: неужели современная музыка "прогрессивнее" классической,
живопись затмила хотя бы живопись эпохи Возрождения, а литература превзошла
гениев прошлого столетия (эпохи неразвитого капитализма)? Любопытно, что
подобные сравнения почему-то всегда бывают в пользу минувшего.
Но, разумеется, сама постановка проблемы эстетического прогресса в таком
виде не во всем корректна. Природу художественного гения, положим, во все
времена можно считать одинаковой. Но ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ ОБЩЕСТВА -
разная. Например, общепризнанно искусство античных скульпторов. Не
восхищаться совершенством античной скульптуры сегодня нельзя. Иначе вас
сочтут дурно воспитанным. Но при всем уважении к античным шедеврам никто не
спешит заполнять их копиями наши площади и интерьеры. Эпоха - не та. И
эстетические требования соответственно другие.
Как уже отмечалось, сама возможность появления искусства как сферы
профессиональной деятельности связана с возникновением классовой
дифференциации общества. Связь эта сохраняется и в дальнейшем, накладывая
определенный отпечаток на ход развития искусства. Однако ее не следует
трактовать прямолинейно, как наличие разных типов искусства: пролетарского
и буржуазного, помещичьего и крестьянского и т.п.
Точнее сказать, искусство всегда тяготеет к верхним, господствующим
слоям общества. Будучи зависимо от них в материальном плане, оно невольно
настраивается на волну интересов элиты и обслуживает ее интересы, выдавая
их за всеобщие, общечеловеческие. И что интересно - в длительной
исторической перспективе эта иллюзия оборачивается реальностью. Ну кто
сейчас всерьез смотрит на греческие трагедии как на прихоть рабовладельцев,
а на любовные романы прошлого столетия как на средство отвлечения
пролетариата от классовой борьбы? А общекультурное их значение очевидно.
Проблема КЛАССОВОСТИ в искусстве в конечном счете сводится к
недоступности для широких народных масс, во-первых, потребления, а, во-
вторых, производства, создания произведений высокого искусства. В
современном мире проблема эта (по крайней мере в первой ее части) в
основном решается чисто технически: развитие средств массовой информации и
коммуникации, делающих хотя бы потребление достижений искусства доступным
практически всем, было бы желание.
Однако при этом появляется проблема "оторванности" искусства от народа.
Возникает достаточно резкое противопоставление, с одной стороны, искусства
элитарного, "высокого", требующего для своего восприятия особой
эстетической подготовленности, а с другой, - искусства массового,
общедоступного, эстетически непритязательного.
Усматривать в этой новой дифференциации чьи-то козни или происки
классового врага, конечно, бессмысленно. Это просто способ освоения
человечеством новаций культуры. В нашей, допустим, стране в прошлом веке
простая грамотность была уже большим достижением на фоне подавляющего
большинства безграмотных. Нынче вроде бы просто - грамотными стали все.
Да вот беда: появился новый тип грамотности - компьютерной. Сегодня,
наверное, соотношение компьютерно грамотных и компьютерно неграмотных у нас
приблизительно то же, что и в прошлом веке просто грамотных и неграмотных.
Но есть надежда, что исторический прогресс сделает и в этом случае свое
дело исправно. И в искусстве, очевидно, ситуация схожа.
Будучи одним из видов освоения действительности, искусство не может не
следовать общему руслу исторического развития общества. Однако из истории
известно, что эпохи расцвета материальной и духовной культур часто не
совпадают. Причиной тому является не только специфика материального и
духовного производства, но и своеобразный "принцип сохранения" человеческой
энергии: если активность человека в материальной сфере каким-либо образом
стеснена, ограничена, зашла в тупик, то она непроизвольно перемещается,
переливается в сферу духа, вызывая к жизни новые науки, утопии, идеологии и
т.д.
Искусство также проявляет большую активность в предкризисные. переломные
исторические эпохи, когда обнажаются, становятся явными их основные
противоречия, и соответственно резко возрастает поисковая активность духа,
предчувствующего трагизм неизбежного разрешения этих противоречий и
пытающегося отыскать какой-либо приемлемый выход.
Одной из самых наглядных иллюстраций этому тезису служит история
искусства конца XIX - начала XX вв., зафиксировавшая рождение такого
своеобразного эстетического явления, как МОДЕРНИЗМ. Все без исключения виды
и жанры искусства испытали на себе сильнейшее влияние стиля "модерн", за
несколько десятилетий буквально сокрушившего вековые эстетические
стереотипы. Анализируя это удивительное явление, испанский философ Хосе
Ортега-и-Гассет усмотрел его суть в "ДЕГУМАНИЗАЦИИ ИСКУССТВА". С ним трудно
не согласиться.
Ход рассуждений философа приблизительно таков. Вплоть до конца XIX
столетия эстетическое удовольствие большинство людей получало от
создаваемой произведениями искусства иллюзии жизненности, достоверности
воспроизводимых реалий. В пьесах и романах привлекали перипетии
человеческих судеб, в живописи - узнаваемость ситуаций, характеров. Пейзажи
воспринимались как чудные места для собственных прогулок, а ювелирные или
другие художественные изделия - лишь как вещи, которыми неплохо бы
попользоваться самим (хотя бы и в воображении).
Однако реализм в искусстве лишь отчасти является собственно искусством,
ведь для него не нужна особая художественная восприимчивость. Ну чем, к
примеру, отличается любая житейская история, рассказанная нам случайным
попутчиком в вагоне поезда, от тысячи аналогичных историй, представленных
на сцене или экране? Радоваться или сопереживать героям этих историй -
вовсе не значит получать эстетическое наслаждение. Это всего лишь
механический отклик.
"Новое искусство" (XX в.) стремится к тому, чтобы его произведения были
лишь произведениями искусства и ничем больше. Оно принципиально избегает
"живой реальности", "живых форм", препарируя их с хладнокровием
паталогоанатома и выставляя на свет божий непривычные обычному восприятию
вещи. Создать нечто такое, что не копировало бы натуры, но обладало бы при
этом определенным содержанием, - предполагает дар более высокий, который
только и заслуживает названия художественного.
Таким образом, новизна стиля "модерн" заключалась в дистанцировании от
реальности, в изгнании из искусства непосредственности чувств, т.е. всего
живого, человеческого, гуманизированного. Искусство стало "БЕЗЧЕЛОВЕЧНЫМ",
дегуманизированным, отвлеченным, холодным и ироничным.
ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА как основа его художественных приемов принесла
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93