ГИПОТЕЗА - форма знания, содержащая предположение, сформулированное на
основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в
доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный
характер и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых
гипотез одни из них становятся истинной теорией, другие видоизменяются,
уточняются и конкретизируются, превращаются в заблуждения, если проверка
дает отрицательный результат.
Стадию гипотезы прошли и открытый Д. И. Менделеевым периодический закон,
и теория Ч. Дарвина, и т.д. Решающей проверкой истинности гипотезы является
практика (логический критерий истины играет при этом вспомогательную роль).
Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин,
становится научной теорией.
ТЕОРИЯ - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное
отображение закономерных и существенных связей определенной области
действительности. Примерами этой формы знания являются классическая
механика Ньютона, эволюционная теория Дарвина, теория относительности
Эйнштейна, теория самоорганизующихся целостных систем (синергетика) и др.
В практике научные знания успешно реализуются лишь в том случае, когда
люди убеждены в их истинности. Без превращения идеи в личное убеждение,
веру человека невозможна успешная практическая реализация теоретических
идей.
Методология научного познания.
МЕТОД (от греч. методос) в самом широком смысле слова - "путь к чему-
либо", способ социальной деятельности в любой ее форме, а не только в
познавательной. Понятие "методология" имеет два основных значения:
1) система определенных способов, приемов и операций, применяемых в той
или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.);
2) учение об этой системе, теория метода. Так, методология науки
исследует структуру и развитие научного знания, средства и методы научного
исследования, способы обоснования его результатов, механизмы и формы
реализации знания в практике. Однако неверно сводить полностью
методологическое к рациональному. "Все сущее не делится на разум без
остатка", так как существуют и внерациональные средства и приемы познания.
Итак, МЕТОД (в той или иной своей форме) - ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫХ
ПРАВИЛ, СПОСОБОВ, НОРМ ПОЗНАНИЯ И ДЕЙСТВИЯ. Он есть система предписаний,
принципов, требований, которые ориентируют субъекта на решение конкретной
задачи, достижение определенного результата в данной сфере деятельности. Он
дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и
время, двигаться к цели кратчайшим путем. Основная функция метода -
регулирование познавательной и иных форм деятельности.
Любой метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем
самым выступает его необходимой предпосылкой. Эффективность, сила каждого
метода обусловлены содержательностью, глубиной, фундаментальностью теории,
которая "сжимается в метод". В свою очередь, метод расширяется в систему,
т.е. используется для дальнейшего углубления и развертывания знания, его
материализации в практике.
Метод существует, развивается только в сложной диалектике субъективного
и объективного, при определяющей роли последнего. В этом смысле любой метод
прежде всего объективен, содержателен, фактичен. Вместе с тем он
одновременно субъективен, но не как совокупность умозрительных приемов,
правил и процедур, а как продолжение и завершение объективности, из которой
он вырастает.
В современной науке все методы научного познания ПО СТЕПЕНИ ОБЩНОСТИ И
СФЕРЕ ДЕЙСТВИЯ делят на пять основных групп:
I. ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ, среди которых наиболее древними являются
диалектический и метафизический. К их числу также относятся аналитический,
интуитивный, феноменологический, герменевтический и др.
В решении очень сложного вопроса О МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ РОЛИ ФИЛОСОФИИ в
научном познании сложились две крайние модели:
Во-первых, УМОЗРИТЕЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД (натурфилософия, историософия
и т.п.), при котором исходные положения научных теорий выводятся
непосредственно из философских принципов, минуя анализ специального -
фактического и концептуального - материала данной науки (Шеллинг, Гегель).
Во-вторых, ПОЗИТИВИЗМ, согласно которому "наука сама себе философия".
В первой модели роль философии в частно-научном познании
абсолютизируется, во второй - принижается или даже вовсе отвергается. И
хотя обе крайности дали определенные позитивные результаты, однако
указанная проблема не была решена.
История философии показывает, что ВОЗДЕЙСТВИЕ ГНОСЕОЛОГИИ НА ПРОЦЕСС
РАЗВИТИЯ НАУКИ и ее результаты ярко проявляется в следующих основных
моментах:
1. Философия влияет на научное познание так или иначе на всех его
стадиях, но в наивысшей мере - при построении теорий, особенно
фундаментальных. Подобное чаще всего наблюдается в периоды "крутых ломок"
понятий и принципов, характерных для научных революций. Очевидно, указанное
влияние может быть как позитивным, так и негативным. Все зависит от того,
какой философией - "хорошей" или "плохой" - руководствуется ученый. "Дурная
философия, - говорил В. Гейзенберг, - исподволь губит хорошую физику".
2. На развитие научного познания философия существенно влияет своей
умозрительно-прогнозирующей функций: в ее недрах вырабатываются идеи,
научная значимость которых подтверждается через века (например, идеи
атомизма античности). Кроме того, принципы философии при переходе от
умозрения к теоретическому исследованию выполняют селективную функцию. Из
множества умозрительных конструкций ученый выбирает те, которые согласуются
с его собственными философскими представлениями.
3. Философские принципы на процесс научного исследования всегда
воздействуют не прямо и непосредственно, а сложным, опосредованным путем -
через методы, формы и концепции других методологических уровней. Причем,
реализация философских принципов в научном познании означает вместе с тем
их переосмысление, углубление, совершенствование и развитие.
4. Философские методы не всегда дают о себе знать в процессе
исследования в явном виде. Они могут учитываться и применяться либо
стихийно, либо сознательно. Но в любой науке есть элементы всеобщего
значения (например, законы, категории, понятия, причины и т.п.), которые и
делают всякую науку прикладной логикой, пронизанной философским
компонентом.
5. Принципы философии реально функционируют в науке в виде всеобщих
регулятивов, универсальных норм, образующих в своей совокупности
методологическую программу самого верхнего уровня. Данная программа не
должна быть жесткой схемой, шаблоном, стереотипом, по которому "кроят и
перекраивают факты", а лишь очень гибким и динамичным общим руководством
для исследования.
6. Философия разрабатывает определенные универсальные модели реальности,
сквозь призму которых ученый смотрит на предмет исследования, выбирает
всеобщие познавательные средства -категории, принципы, понятия и т.п.,
определенные мировоззренческие и ценностные установки, смысложизненные
ориентиры (особенно в гуманитарных науках), вооружается знанием общих
закономерностей самого познавательного процесса и т.п.
7. Философско-методологические принципы выполняют функцию
вспомогательного, производного от практики, критерия истины, о чем уже шла
речь.
II. ОБЩЕНАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Они широко развиваются и
применяются в науке XX.в. и представляют собой своеобразную промежуточную
методологию между философией и фундаментальными теоретико-методологическими
положениями специальных наук. К общенаучным чаде всего относят такие
понятия, как информация, модель, изоморфизм (от греч. изос - одинаковый и
морфо - форма), структура, функция, система, элемент и т.д.
На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие
методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное
взаимодействие философской методологии со специально-научным знанием и его
методами. К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный и
структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование.
формализация и др. Важная роль названных подходов состоит в том, что в силу
своего промежуточного характера они опосредствуют взаимопереход
философского и частнонаучного знания (и соответствующих методов).
III. ЧАСТНОНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ, т.е. совокупность способов, принципов
познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной
отрасли науки, соответствующей данной основной форме движения материи. Это
методы механики, физики, химии, биологии и гуманитарных (социальных) наук.
IV. ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ МЕТОДЫ, т.е. системы приемов, применяемых в той или
иной дисциплине, входящей в какую-либо отрасль науки или возникшей на стыке
наук. Каждая фундаментальная наука, как мы уже выяснили, представляет собой
комплекс дисциплин, которые имеют специфический предмет и своеобразные
методы исследования.
V. МЕТОДЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ как совокупность ряда
синтетических, интегративных способов (возникших в результате сочетания
элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на
стыки научных дисциплин.
Таким образом, в научном познании функционирует сложная, динамичная,
целостная, субординированная система многообразных методов разных уровней,
сфер действий, направленности и т.п., которые всегда реализуются с учетом
конкретных условий.
Рассмотрим кратко некоторые методы, приемы и средства научного
исследования, применяемые на разных его этапах и уровнях.
НАУЧНЫМИ МЕТОДАМ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ являются НАБЛЮДЕНИЕ -
целенаправленное восприятие явлений действительности (связанное с их
описанием и измерением), СРАВНЕНИЕ и ЭКСПЕРИМЕНТ, где происходит активное
вмешательство в протекание изучаемых процессов.
Среди НАУЧНЫХ МЕТОДОВ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ чаще всего выделяют
формализацию, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы;
1. ФОРМАЛИЗАЦИЯ - отображение содержательного знания в знаковой форме
(формализованный язык). Он создается для точного выражения мыслей с целью
исключения возможности неоднозначного понимания. При формализации
рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования знаками
(формулами). Отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93