"вырастает" из практики в длительном историческом процессе освоения мира
человеком. Как специализированный вид деятельности оно появилось лишь в
античности.
В доклассовый же период истории то, что обычно называют "первобытным
искусством", искусством в собственном смысле этого слова не являлось.
Наскальные рисунки, скульптурные фигурки, ритуальные танцы имели в первую
очередь религиозно-магическое значение, а отнюдь не эстетическое. Это были
попытки практического воздействия на мир через материальные образы,
символы, репетиции совместных действий и т.д.
Лишь в классовом обществе, с появлением лиц, освобожденных от
физического труда, искусство смогло приобрести совершенно самостоятельный
характер, превратиться в род профессиональных занятий.
Искусство, как и другие виды духовного производства, создает свой,
особый, идеальный мир, который как бы дублирует объективно реальный мир
человека. Причем, первый обладает такой же целостностью, как и второй.
Стихии природы, общественные установления, душевные страсти, логика
мышления - все подвергается эстетической переработке и образует
параллельный реальному миру мир художественного вымысла, который порой
бывает убедительнее самой действительности.
В чем же заключается смысл создания мира искусства? Зачем он нужен
человечеству? Нужда в нем, надо признать, весьма многообразна:
1. Идеальный мир искусства есть своеобразный испытательный полигон для
многочисленных человеческих устремлений , желаний, страстей и т.д.
Экспериментировать с живыми людьми морально недопустимо, а вот с
художественными образами, символами - сколько душе угодно. Только
художественные средства позволяют анатомировать любую житейскую ситуацию,
поступок, мотив без ущерба для человека. Можно проигрывать любые варианты
человеческого поведения, обострять конфликты до предела, доводить до
логического конца все мыслимые побуждения человека. Искусство, таким
образом, выступает инструментом самопознания общества, в т.ч. и "на
пределе" его возможностей, в экстремальных условиях.
2. Идеальный художественный мир вырабатывает систему эстетических
ценностей, эталонов красоты, вызывающих у человека стремление к
совершенству, оптимуму в любой сфере деятельности.
3. Наиболее глубокие и удачные художественные образы вырастают до
уровня общечеловеческих символов, в которых воплощена вся гамма
человеческих характеров, темпераментов, способов поведения. Гамлеты и Дон-
Кихоты, Мастера и Маргариты, Медные всадники и Всадники без головы - все
это точнейшие иллюстрации к книге о человеческой психологии, верные
ориентиры в налаживании взаимоотношений между людьми. Искусство,
следовательно, выступает и как своего рода наглядное средство обучения,
незаменимый способ социализации человека.
4. Эстетический мир является подлинной памятью человечества. В нем
бережно и надежно в течение тысячелетий сохраняются неповторимые
особенности самых разнообразных укладов жизни.
21. Материалистическая концепция истории общества К. Маркса.
Марксистская философия о состоянии биологического и социального в
человеке. Проблемы человеческого начала
Наиболее развитую и внутренне непротиворечивую концепцию человека
развивает марксистская философия. Марксистская философия исходит из
предпосылки об уникальности человеческого бытия. Обоснованию этого
положения служит развиваемая в рамках этой философской школы концепции
антропогенеза, учение о сочетании биологической и социальной сущности
человека: теория предметно-практической деятельности как определяющей формы
взаимодействия человека с окружающей средой. Рассмотрим же основные
положения марксистской антропологии.
С точки зрения марксизма, человек — это предельно общее понятие для
обозначения субъекта исторической деятельности, познания и общения. Понятие
«человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям
качеств и способностей. Таким образом понятие «человек» выражает
целостность человеческого существа, единство самых различных его жизненных
функций и проявлений. Используя понятие «человек», марксистская философия
стремится подчеркнуть, что существует такая особая и исторически
развивающаяся общность, как человеческий род, человечество, которое
отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом
жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности человек на
всех этапах исторического развития остается тождествен самому себе,
сохраняет определенный онтологический статус.
Марксистская антропология признает природную обусловленность бытия
человека. Человек — это часть природы, живое телесное существо. С этой
точки зрения его можно охарактеризовать определенной совокупностью
родовидовых признаков. Природно-биологически обусловлено рождение,
внутриутробное развитие, продолжительность жизни, способность усваивать
определенные виды пищи, передача по наследству определенных задатков и
возможностей, пол и другие качества человека. Подобно другим биологическим
видам человечество (homo sapiens) имеет устойчивые вариации —
разновидности. Наиболее крупные из них — расы. Раса — это набор
определенного генотипа, приспособленного к конкретным условиям среды его
обитания, который выражается в специфических анатомических и
физиологических признаках.
Природно-биологические основы человека определяют многие стороны его
жизнедеятельности. Однако раскрытие сущности человека не может ограничиться
характеристикой его как природ-но-биологического существа. Этот признак
указывает на общую основу жизнедеятельности человека и всего живого, но не
выясняет качественного отличия человека от животного, не раскрывает той
специфической основы, которая обусловливает его выход из животного мира и
весь процесс его существования и развития. Марксистская философия
предлагает объяснить специфику человеческого бытия на основе концепции
общественно-практической, деятель-постной сущности человека.
С точки зрения этой концепции, человек выделяется из мира животных
благодаря активной производственной деятельности, благодаря труду.
Марксисты любят повторять слова американского просветителя Д. Франклина
«Человек — это животное, способное трудиться».
«Труд создал человека». В этих высказываниях отражена специфическая
особенность жизнедеятельность человека. Однако необходимо уточнить, в чем
состоит особенность человеческого труда, позволившая ему конституироваться
в качестве особого существа, речь идет о решении проблемы человеческого
начала.
Решение вопроса о человеческом начале означает выяснение специфики
человека как качественно новой, по сравнению с животным, сложной открытой
системы. При определении границы перехода от животного к человеку чаще
всего в марксистской антропологии ее определяют началом изготовления орудий
труда. Однако такая точка зрения нуждается в уточнении. Дело в том, что уже
у животных наблюдаются элементы инстинктивной трудовой деятельности, имеют
место начальные формы изготовления примитивных орудий труда. Однако следует
принять во внимание, что главным моментом здесь является то, что во-первых,
эти инстинктивные формы примитивной трудовой деятельности используются для
обеспечения непосредственной жизнедеятельности индивида, его детенышей, а
во-вторых, — они выступают в качестве вспомогательного средства животного
способа жизнедеятельности. В своей сущности способ жизнедеятельности
животного заключается в приспособлении и собирательстве, основанных на
системе условных и безусловных рефлексов, инстинктов. Возникновение
инстинктивных форм трудовой деятельности у животных, безусловно, является
предпосылкой для осуществления перехода от животного к человеку, но их еще
нельзя рассматривать в качестве человеческого начала.
Действительным человеческим началом следует считать такой уровень
развития живого, когда производство орудий труда и инстинктивные формы
трудовой деятельности из вспомогательного средства животного способа
жизнедеятельности постепенно перерастают в специфический способ
жизнедеятельности человека. Специфика этого способа заключается в том, что
производство орудий труда превращается в особую потребность, без
удовлетворений которой становится невозможной сама жизнь. Превращение
производства орудий труда в особую, социальную потребность взаимосвязано и
с превращением животной активности и животной деятельности в трудовую
деятельность человека, которая выступает как процесс создания самих орудий
труда, а также создания с их помощью путем воздействия на природу средств
удовлетворения жизненных потребностей человека.
Особенно важно здесь то, что производство орудий труда как средство
вспомогательного обеспечения индивидуальной жизнедеятельности животного
превращается в средство обеспечения коллективной жизнедеятельности,
жизнедеятельности первобытной общины. Иными словами, потребность в
производстве орудий труда и трудовой деятельности становится потребностью
первобытной общины как качественно новой целостной системы, в которой
жизнедеятельность индивида становится в зависимость от удовлетворения
потребностей общины. Таким образом, переход от животного к человеку
характеризуется проявлением интегратив-ных процессов, и первобытная община
явилась такой интегрированной системой, в которой жизнедеятельность
индивидов и общины выступают как две взаимосвязанные стороны единого
процесса. Поэтому нужно подчеркнуть, что переход от животного , к человеку
следует рассматривать не в цепи качественных преобразований в развитии
индивидуальных форм жизнедеятельности, а как переход к новой, более высокой
и более совершенной форме жизнедеятельности.
Человеческое начало, следовательно, необходимо усматривать в том, что
производство орудий труда становится потребностью, удовлетворение которой
обусловливает удовлетворение жизненных потребностей людей, что труд
становится главным условием бытия человека. Это значит, что специфическим
способом жизнедеятельности человека является не приспособление и
собирательство, а материальное производство, в процессе которого человек,
воздействуя на природу, творит мир очеловеченной природы. В процессе
трудовой деятельности человек создает средства для удовлетворения своих
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93