религиозна. Вера это особое психологическое состояние уверенности в
достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении.
Уверенность в истинности идеи, при условии дефицита точной информации
достижимости поставленной цели. В ней содержится ожидание осуществления
желаемого. Данное психологическое состояние возникает в вероятностной
ситуации, когда существует возможность для успешного действия. Если событие
совершилось или стало ясно, что оно не возможно, если поведение реализовано
или обнаружено, что оно не будет осуществлено, если истинность или ложность
идеи доказаны, вера угасает.
Религиозная вера это вера:
- в объективном существовании сверхъестественного;
- в возможность общения с этим сверхъестественным;
- в действительном совершении каких то мифологических событий
причастность к ним;
- в истинность соответствующих представлений догматов, текстов;
- религиозные авторитеты - гуру, пророков, служителей культа.
С верой связана диалогичность религиозного сознания. Вера в
объективное существование сверхъестественного включает веру в общение с
ним, а такое общение предполагает диалог. Диалог реализуется в
богослужении, молитве, медитации с помощью звучащей или внутренней речи.
Религиозная деятельность может быть культовая и внекультовая. Последняя
- это написание богословских произведений, преподавание богословских
дисциплин, управленческая, выступления в средствах массовой информации и
т.п.
Важнейшим видом религиозной деятельности является культ. Его содержание
определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями,
догматами. Предметами культовой деятельности становятся различные объекты,
осознаваемые в форме религиозных образов. В качестве предметов культа в
религиях разных типов, в разных религиозных направлениях и конфессиях
выступали материальные вещи, животные и растения, лес, горы, реки, Солнце,
Луна. Разновидностями культа бывают обряды, богослужения, проповеди,
молитвы, праздники, паломничество.
Средствами культа являются молитвенные дома, храмы, церкви, религиозное
искусство (архитектура, живопись, музыка), культовые предметы (крест, свечи
....).
Средства и способы культовой деятельности имеют символическое значение.
Символ представляет собой единство двух сторон - наличного предмета,
действия, слова и значения: наличный предмет, действие, слово, представляют
значение, отличное от их непосредственного значения (хлеб - тело, а вино -
кровь Христа. Трех или двух перстие в Крестном знамении).
Результатом культовой деятельности является прежде всего удовлетворение
религиозных потребностей, оживление религиозного сознания. В сознание
верующих с помощью культовых действий воспроизводятся религиозные обряды,
символы, мифы, возбуждаются положительные эмоции. При культовой
деятельности происходит реальное общение с единоверцами, возникает чувство
единства. Пышное убранство храмов, пение или музыка, аромат ладана
доставляют эстетическое наслаждение.
Религиозные организации делятся по их отношению к обществу и как они
определяют свое место в "миру". Если организация не противопоставляет себя
миру, если приемлет его культуру, то можно говорить, что она является
церковью.
Секта, напротив, осуждает и не приемлет мир, она стремится стать
общиной "избранных". Как правило, секты представлены отколовшимися от
церкви группами, оспаривающими или учение или культовую деятельность
церкви.
Деноминация является промежуточным между церковью и сектой
организацией. В то время, как церкви стремятся охватить своим влиянием всех
членов общества, а секты лишь "избранных", деноминации не претендуют на
всеобщий охват, но и не замыкаются только внутри своей религиозной группы
(например баптизм).
Возникновение религии. Мировые религии современности
В религиоведении принято выделять социальные, социокультурные,
антропологические, психологические и гносеологические детерминанты. Их
обычно метаморфически называют "корнями религий". Они представляют собой
комплекс факторов, создающих необходимость и возможность появления и
существования религий.
Определяющим в конечном счете являются материальные отношения, но их
влияние опосредовано, непосредственно же на религию оказывают влияние
политика, государство, мораль, философия, наука. Основу религии составляет
совокупность общественных отношений, продуцирующих объективное бессилие
людей перед внешними обстоятельствами.
Антропологические корни образуют те стороны жизни человека как индивида
и как "совокупного человека", в которых обнаруживается хрупкость бытия,
ограниченность существования - болезнь, наркомания, мутация, смерть, угроза
перерождения "Homo sapiens" и исчезновения человечества и прочее.
Психологические предпосылки религии существуют в индивидуальной и
общественной психологии, в тех психологических процессах, в которых
переживается ограниченность и зависимость бытия людей.
Наконец, религия имеют гносеологическую почву - познавательную
деятельность человека. Познание человека есть процесс перехода от незнания
к знанию, от менее полного знания к более полному, движение через
относительные истины к истине абсолютной, объективной. Однако на каждом
этапе есть непознанные сферы действительности (существует "тайное").
Добытые знания относительны, отражение не может быть полным и адекватным.
Знания, полученные об объектах на определенном этапе их развития, со
временем устаревают.
Процесс познания вытесняет неверные взгляды, увеличивает объем истинной
информации, но в исторически развивающемся познании истинные знания
соединены с заблуждениями.
Существуют противоречия между характером человеческого познания,
которое по своей природе и возможностям неограниченно, и фактическим
осуществлением его в каждый данный момент. Познание представляет собой
деятельность человечества, но существует только как индивидуальное познание
миллиардов людей. Неограниченное познание мира человечеством осуществляется
только через отдельных ограниченных и ограниченно познающих людей.
Благоприятную гносеологическую почву религии создает отделение друг от
друга чувственной и рациональной ступени познания и отрыв их от практики.
Эта почва имеется как на ступени чувственного познания - ощущения,
восприятия, представления, так и на уровне абстрактного мышления - понятия,
суждения, умозаключения.
Одна из сложнейших проблем, встающих перед философией религии, -
определение сути этого феномена, выделение религиозного сознания из прочих
форм духовной ориентации человека в мире. Нужно начать рассмотрение этой
проблемы с обнаружения сходств и различий между религией и наукой, религией
и искусством,, религией и моралью. Эта проблема вызывает острейшие споры
среди специалистов, многие из которых убеждены в невозможности такого
универсального определения религии, которое охватило бы собой колоссальное
многообразие конкретных форм и видов религиозных верований. К примеру,
"гносеологический" подход к религии, считающий ее основным признаком веру,
не подлежащую рациональному анализу и проверке на истинность, сталкивается
с немалыми сложностями в попытке отличить собственно религиозные верования
от схожих идеологических феноменов (типа некритической веры в коммунизм,
национальное превосходство и пр.).
Вызывает трудности и распространенное понимание религии как системы
миропонимания (и связанного с ним институционального поведения),
основанного на вере в существование Бога (или богов), -высшей потусторонней
сверхъестественной силы, сотворившей мир и человека в нем. Многие ученые
считают, что подобное понимание не учитывает опыта конфессий <к примеру,
конфуцианства мли буддизма), которые вполне "обходятся" без бога в
христианском или мусульманском его понимании'. Большинство специалистов
связывает феномен религии с особой формой человеческого опыта, одинаковой
для всех конфессий, - верой
в священное, сакральное. Представления о священном разнятся у разных
народов. На ранних этапах развития религии они совпадают с представлением о
необычном, не укладывающемся в нормальный ход вещей, и лишь позднее
обретают этические характеристики, становясь воплощением абсолютного блага,
истины, красоты.
Каковы бы ни были разногласия в определении понятия религии, все
исследователи согласны с тем, что она выполняет важнейшие функции в
общественной жизни. Для отдельно взятых человеческих индивидов, как
полагает М.Иингер, религия становится средством решения "последних,
конечных" проблем жизни, выступает как "отказ капитулировать перед
смертью", как попытка не позволить вражде восторжествовать в человеческих
отношениях. "Религиозное существование включает веру человека в то, что
зло, боль, разрушение и гибель, несправедливость и бесправие относятся не к
случайным, но к фундаментальным условиям жизни и что все же есть силы и
действия (священные), благодаря которым человек способен преодолеть зло во
всех его обличиях'".
Для общества, взятого в целом, религия выступает как мощное средство
социальной интеграции, сплочения людей на почве общих верований, придающих
высший смысл их деятельности" утешающих их в случае разочарования и тем
самым препятствующих хаотиэации общественной жизни.
В социальном плане религия реализуется как особый социальный институт -
церковь, служители которой выступают своеобразными "посредниками" между
Богом и людьми. Конечно, не все философы и социологи положмтельно оценивали
роль религии в человеческой культуре. Известно отношение К.Маркса к религии
как к искаженной форме сознания, способствующей эксплуатации народных масс,
"опиуму для народа". Отрицательно относился к религии и З.Фрейд,
рассматривая ее как своеобразную болезнь общества, как форму наркотического
опьянения.
Многие мыслители, руководствовавшиеся идеалами Просвещения, были
убеждены во временном характере религиозных верований, полагая, что религия
непременно падет под ударами развивающейся науки. Упадок религии в XIX и XX
вв. казался многим симптомом ее надвигающейся гибели.
События последних десятилетий XX в., однако, вновь подтвердили
устойчивость религиозной системы ценностей, самостоятельную нишу в
человеческой культуре, присущую религии, которую нельзя рассматривать как
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93