каждого человека.
И, наконец, информационная революция окажет серьезное воздействие на
самого человека, его образ жизни, род занятий, самочувствие. Разумеется,
многое зависит от того, в каком социальном контексте будет протекать
информатизация человеческой жизни, как она будет связана с демократизацией
социальности, гуманизацией духовной атмосферы. Тем не менее можно
предположить, что формирование банков знаний, доступных для всех,
становление информационной эпистемологии (теории познания) окажут
воздействие на характер интеллектуальной деятельности.
В мир вместе с компьютеризацией входит новый вид реальности -
"ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ", искусственная псевдосреда, с которой можно
общаться как с подлинной. Эта новая технологическая среда окажет мощное (и
пока что совершенно непредсказуемое) воздействие на человеческую психику.
Сегодня эта перспектива обнаруживается, в частности, в феномене маньяков
компьютерных игр и экстатической (находящейся в состоянии экстаза)
погруженности в "виртуальную реальность".
Диалог микропроцессорной системы и человека, превратившись в постоянный
и необходимый момент жизненного пути, во многом существенно преобразует
процесс обучения, профессиональный труд, досуг, лечение. Высокий уровень
информированности, попросту не сравнимый с современным, пробуждение
творческого потенциала, невиданные способы общения людей - все это породит
иной тип человеческой личности.
Характеризуя грядущее общество как информационное, возникающее на основе
компьютерной технологии, следует, видимо, сделать одно важное дополнение.
Как отмечалось отечественными исследователями (например, А. Д. Урсул), это
общество должно быть не только информационным, но и экологическим.
Выдвижение в постиндустриальном обществе на первый план информационных
проблем еще не решает всех коллизий в отношении "общество-природа".
Назревающий глобальный экокризис (о нем подробнее - в следующей лекции)
повелительно требует поворота общества в сторону коэволюционных задач, т.е.
достижения оптимальных отношений человечества и его природно-экологической
среды. Производство не может не стать экологизированным. Иначе мы
захлебнемся в его отбросах, погубим естественные условия нашего обитания.
Как это ни печально, но вещественные и энергетические ресурсы иссякают.
Уже есть обоснованные расчеты, на сколько сможет хватить в обозримом
будущем невозобновляемых ресурсов (уголь, нефть, газ и др.). Но есть один
ресурс, который стремительно возрастает - интеллектуальный, информационный
и прежде всего ресурс научно-технического знания, образованности,
информированности людей. Опираясь главным образом на этот ресурс, включая и
духовно-нравственное богатство, человечество в состоянии преодолеть
назревающую глобальную нестабильность и выйти к новым горизонтам истории.
Завершая лекцию о философских проблемах современного развития науки и
техники, поставим вопросы: есть ли будущее у научно-технического прогресса?
Во всех ли отношениях его можно рассматривать как прогресс?
Дело в том, что, создавая "техносферу", человечество теснит природу,
антропогенное (связанное с деятельностью человека) воздействие на биосферу
Земли становится губительным, прерываются естественные циклы возобновления
природных ресурсов. Плата за удобства, комфорт, высокие урожаи и дома с
горячим водоснабжением оказывается непомерно высока. Видимо, не по всем
параметрам и не во всех отношениях научно-технический прогресс есть благо.
Многое в нем пугающе быстро оборачивается злом. Перед человечеством
возникли глобальные проблемы выживания рода людей. Но об этом разговор
пойдет в следующей лекции.
25. Наука как сфера духовно-теоретического освоения действительности по
производству достоверного (истинного) знания.
26. Научное знание как система, его особенности и структура. Идеалы и нормы
научного знания.
Научное познание, его специфика и строение.
Наука как своеобразная форма познания начала развиваться относительно
самостоятельно в эпоху становления капиталистического способа производства
(XVI-XVII вв.). Однако самостоятельность не тождественная
самоизолированности. Наука всегда была связана с практикой, получала от нее
все новые и новые импульсы для своего развития и, в свою очередь,
воздействовала на ход практической деятельности, опредмечивалась,
материализовалась в ней.
НАУКА - это форма духовной деятельности людей, которая производит знания
о природе, обществе и о самом познании. Ее непосредственной целью является
постижение истины и открытие объективных законов развития мира. Поэтому
наука в целом образует единую, взаимосвязанную, РАЗВИВАЮЩУЮСЯ СИСТЕМУ
ЗНАНИЙ О ТАКИХ ЗАКОНАХ.
Вместе с тем, в зависимости от изучения той или иной формы материи,
стороны действительности, наука разделяется на множество отраслей знания
(чайных наук). Это главный критерий классификации. Используются и другие
критерии. В частности, ПО ПРЕДМЕТУ И МЕТОДУ ПОЗНАНИЯ можно выделить науки о
природе - естествознание и обществе - обществознание (гуманитарные,
социальные науки), о познании, мышлении (логика, гносеология и др.). Очень
своеобразной наукой является современная математика. Отдельную группу
составляют технические науки.
В свою очередь каждая группа наук подвергается более детальному
членению. Так, в состав естественных наук входят механика, физика, химия,
биология и др., каждая из которых подразделяется на ряд научных дисциплин -
физическая химия, биофизика и т.п. Наукой о наиболее общих законах
действительности является философия, которую, как мы выяснили в первой
лекции, нельзя полностью относить только к науке.
Возьмем еще один критерий: ПО СВОЕЙ УДАЛЕННОСТИ ОТ ПРАКТИКИ науки можно
разделить на два крупных типа: ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ. где нет прямой ориентации
на практику, и ПРИКЛАДНЫЕ - непосредственное применение результатов
научного познания для решения производственных и социально-практических
проблем. Наука как форма познания и социальный институт сама себя изучает с
помощью комплекса дисциплин, в который входят история и логика науки,
психология научного творчества, социология научного знания и науки,
науковедение и др. В настоящее время бурно развивается философия науки (об
этом - в следующей лекции).
При всем этом мы всегда должны помнить, что независимо от критериев и
глубины классификации границу между отдельными науками и научными
дисциплинами условны и подвижны.
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ: 1. Первая и основная задача
научного познания, как мы уже выяснили, - обнаружение объективных законов
действительности - природных, социальных (общественных), законов самого
познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на
существенные свойства предмета и их выражение в системе абстракций. Без
этого не может быть науки, ибо само понятие научности предполагает открытие
законов, углубление в сущность изучаемых явлений.
2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания -
объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и
методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания. Активность
субъекта - важнейшее условие и предпосылка научного познания. Но приоритет
в нем отдается объективности. ОБЪЕКТИВНОСТЬ - характерная черта научного
познания.
3. Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на
практическую воплощенность. Жизненный смысл научного изыскания может быть
выражен формулой: "Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически
действовать" - не только в настоящем, но и в будущем.
4. Научное познание в гносеологическом плане - это сложный,
противоречивый процесс воспроизводства знаний, которые образуют целостную
развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных
форм, закрепленных в языке - естественном или, что более характерно, -
искусственном (математическая символика, химические формулы и т.п.).
Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала
- важный показатель научности.
5. В процессе научного познания применяются такие специфические
материальные средства, как приборы, инструменты, другое т.н. "научное
оборудование", зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны,
радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т.д.). Кроме того, для науки
в большей мере, чем других форм познания, характерно использование в
исследованиях своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных)
средств и методов, как современная логика, математические методы,
диалектика, системный, кибернетический и другие общенаучные приемы и методы
(об этом - ниже).
6. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность
полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем в нем немало
гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений. Вот почему
важнейшее значение здесь имеет логико-методологическая подготовка
исследователей, их философская культура, умение правильно использовать
законы и принципы мышления.
В современной методологии выделяют различные критерии научности. К ним
относят, кроме выше названных, такие, как внутренняя системность знания,
его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость,
воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости,
строгость и др. В других формах познания указанные критерии проявляются в
разной мере, но не являются определяющими.
СПЕЦИФИКА ПОЗНАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ. Долгое время анализ науки и
научного познания моделировался по естественно-математическим методам
познания. Его характеристики приписывались науке в целом как таковой, о чем
наглядно свидетельствовал позитивизм. В последние годы резко возрос интерес
к социальному (гуманитарному) познанию. Когда речь заходит о социальном
познании как одном из своеобразных видов научного познания, то следует
иметь ввиду два его аспекта:
1) любое познание в каждой из своих форм всегда социально, потому что
представляет собой общественный продукт и детерминировано культурно-
историческими причинами;
2) один из видов научного познания, который имеет своим предметом
социальные (общественные) явления и процессы - общество в целом или его
отдельные стороны: экономику, политику, духовную сферу и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93