Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)

идея, западники и славянофилы, почвенники, евразийцы).

46. Пространство и время: эволюция философских и научных представлений.

Движение материи существует в пространстве и времени – это предельно

широкие сущности, которые до сих пор не имеют определения.

Пространство – вместилище тел –обозначалась объективная протяженность

форм, тел, вещей и их упорядоченность в человеческом ощущении.

Время – вместилище событий, либо гармонизирующее ряды ощущений, либо

объективно присущая всем вещам деятельность.

Пространство и время раскрывают содержание философских рассуждений в

историческом, научно-теоретическом или практическом плане.

Таким образом, и пространство и время – это не субстанции. Они

характеризуют сущность отношений.

Сущность пространства – совокупность отношений, выражающих

координацию сосуществования объектов.

Сущность времени - совокупность отношений, выражающих координацию

сменяющих друг друга явлений.

И пространство, и время существуют в объективной реальности.

Свойства пространства и времени: объективность, независимость от

сознания, восприятие и измерение.

Э. Кант полагал, что время – это априорная, доопытная форма

созерцания, присущая рассудку во всякой деятельности человека. В движущихся

системах время течет медленнее (теория относительности). С другой точки

зрения время течет медленнее там, где больше поле тяготения масс.

Современное естествознание настаивает на трехмерном пространстве и

одномерном времени. В теории относительности 4-х мерное время имеет одно

измерение и течет от прошлого к будущему, доказывается это путем

необратимости причинно-следственных связей.

Пространство и время бесконечны и делимы до бесконечности.

Необратимость времени в макромире позволяет говорить о его асимметрии.

Пространству присуща и симметрия, и асимметрия, т.е. объекты в пространстве

могут располагаться так, что одна половина заполненного пространства будет

соответствовать точному отображению другой.

Связать пространство – означает отсутствие разрывов в материи и ее

помех. Вместе с тем пространство может быть относительно прерывным, когда

мы рассматриваем любой объект отдельно.

Возникновение социальной материи обусловлено проявлением качественно

новых специальных пространственно-временных структур.

47. Реальная опасность ухода Российской цивилизации с мировой арены в

историческое небытие и пути её преодоления.

48. Религия как мировоззрение и как явление культуры. Атеизм в прошлом и

настоящем, его формы.

Религиоведение - это философская наука, изучающая религию как явление

социума и феномен духовной жизни общества. Религия - это сложное совокупное

понятие, включающее в себя определенную мифологию, систему догматов,

культовые и обрядовые действия, социализированные религиозные институты,

конкретные формы взаимоотношений между верующими и религиозной организацией

и многое другое. Для каждой религии все эти моменты имеют свое

специфическое смысловое наименование, свою историю возникновения и

дальнейшего существования, свое, каждый раз особенное, преломление через

этническую, национальную, классовую и индивидуально-личностную призму.

Конкретное изучение всех этих смысловых и организационных особенностей

в становлении религий и их исторических разновидностей относится к

религиоведению. Вместе с тем эта проблематика имеет и другой-

общефилософский аспект, связанный с изучением различных форм общественного

сознания. Нет ни одного народа , который не знал бы религии и,

следовательно, возникновение и развитие религиозных представлений, вне

зависимости от их конкретного смыслового наполнения, связано с какими то

социально- психологическими свойствами и потребностями человека, которые

так или иначе удовлетворяются различными вариантами конкретных религий. В

этом смысле и принято говорить о религиозном сознании как об одной из форм

общественного сознания.

Понятие религиозной формы общественного сознания , таким образом,

подчеркивает тот факт, что наличие религиозных представлений соответствует

духовным потребностям человека - это с одной стороны, а с другой - религия

как форма общественного сознания является отражением реальных сторон

общественного бытия.

В общем виде общественное бытие можно представить как совокупность

действий и отношений складывающихся на определенном этапе исторического

развития общества. Содержанием общественного бытия являются во - первых,

отношения между людьми складывающиеся в, процессе совместного производства,

обмена и потребления, во - вторых, это непосредственная связь людей с

природой, со средствами производства материальных благ, в - третьих,

отношения индивидуальные, семейные, групповые, национальные, религиозные.

Религиозное сознание как форма общественного сознания с одной стороны

отражает общественное бытие (бытие человека религиозного), а с другой, само

его (бытие) творит. Анализ функционирования и взаимодействия элементов

структуры общественного сознания показывает, что религия проникает во все

сферы, оказывает определенное влияние на все элементы, определяя отношения

к миру в целом, к семье, к обществу...

В самой общей форме можно сказать, что религия есть сфера духовной

жизни общества, группы, индивида, что она есть особый способ практически -

духовного освоения мира и область духовного производства. По отношению к

обществу в целом религия предстает как общественная подсистема, сложное

образование, в котором осуществляется деятельность, складывается сложная

структура.

Любая система и ее подсистемы не могут быть сведены к какому - либо

одному элементу и не могут рассматриваться вне взаимосвязи этих элементов,

а их взаимосвязь осуществляется прежде всего в процессе функционирования.

Являясь подсистемой общества, религия занимает в нем различное, меняющееся

в ходе истории место и выполняет, сообразно с конкретно - исторической

ситуацией, определенные функции.

Выделяется несколько важнейших функций религии: мировоззренческая,

компенсаторная, коммуникативная, регулятивная,

интегрирующедезинтегрирующая, культурно- транслирующая...

Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря,

прежде всего, наличию в ней определенного типа взглядов на человека,

общество, природу. Религия включает в себя миропонимание ( объяснение мира

в целом и отдельных явлений и процессов в нем ), миросозерцание ( отражение

мира в ощущении и восприятии), мирочуствование ( эмоциональное принятие или

отвержение ), мироотношение ( оценку ). Религиозное мировоззрение дает

систему координат, в рамках которой осмысливается мир, общество, человек,

оно дает цель и смысл жизни. Придание смысла бытию человека предоставляет

возможность верующему вырваться за пределы ограниченности бытия,

поддерживать надежду на лучшую жизнь в будущем, на избавление от страданий,

несчастий и т.п.

Компенсаторная функция восполняет зависимость и бессилие людей перед

обстоятельствами. Давление необходимости, ограниченность возможностей

преодолевается "свободой в духе", социальное неравенство превращается в

"равенство" в греховности, в страдании, разобщенность и изоляция заменяются

братством в общине, разобщенность, безразличие людей в быту возмещаются

личностным богообщением и общением в религиозной группе. Важным является

психологический аспект компенсацииснятие стресса, угнетения, релаксация и

катарсис

Коммуникативная функция религии включает процессы обмена информацией,

взаимодействия, восприятия человека человеком, общением его с богом.

Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей,

ценностей, установок, мнений, традиций, обычаев осущесвляется управление

деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп,

общин. Особенно большое значение имеет система предписаний норм

религиозного права и морали. Верующий должен стремиться подражать в жизни

примерам подвижников и персонажам преданий.

Интегративная функция реализуется в пределах общины или конфессии

единомышленников. Если же в религиозном сознании и поведении личности

обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных

группах и обществе имеются различные, противостоящие друг другу конфессии,

то религия выполняет дезынтегрирующую функцию. Легитимирующее-

разлегитимирующая функция означает узаконение некоторых общественных

порядков, институтов (государственных, политических, правовых и других)

отношений, норм, образцов как должных или, наоборот, утверждение

неправомерности каких то из них.

Функции - это способы действия религии в обществе, но реализоваться они

могут только во взаимодействии элементов религии как структуры. Элементы и

структуры религии складываются и изменяются в ходе истории. В обществе на

ранних ступенях ее развития религия как самостоятельное образование не

выделялась, она была вплетена в живую ткань бытия. В дальнейшем, став

относительно самостоятельной областью духовной жизни, она все более

дифференцировалась, в ней выделялись элементы, формировались связи этих

элементов. Как мы уже говорили выше, в религии выделяются религиозное

сознание, деятельность, отношение, институты и организации.

Религиозное сознание имеет два уровня - обыденное и концептуальное.

Обыденное сознание предстает в виде образов, представлений, стереотипов,

настроений и чувств, привычек и традиций, которые являются

непосредственными отражениями условия бытия людей. На это уровне

доминирующую роль играют эмоции -чувства и наслаждения, сознание обличено в

наглядно образные формы.

Среди компонентов обыденного сознания выделяются относительно

устойчивые, консервативные и подвижные, динамичные: к первым можно отнести

традиции, обычаи, стереотипы, ко вторым - настроения (молитвенное,

покаянное,..).

Концептуальный уровень - это специально разрабатываемая область

понятий, идей, принципов, рассуждений, концепций. В ее состав входит:

учение о боге, как ядро любой религии; религиозно - этические,

эстетические, правовые и прочие концепции; религиозная философия.

Интегрирует все это богословие (теология).

Ядром религиозного сознания выступает вера, но не всякая вера

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты