идея, западники и славянофилы, почвенники, евразийцы).
46. Пространство и время: эволюция философских и научных представлений.
Движение материи существует в пространстве и времени – это предельно
широкие сущности, которые до сих пор не имеют определения.
Пространство – вместилище тел –обозначалась объективная протяженность
форм, тел, вещей и их упорядоченность в человеческом ощущении.
Время – вместилище событий, либо гармонизирующее ряды ощущений, либо
объективно присущая всем вещам деятельность.
Пространство и время раскрывают содержание философских рассуждений в
историческом, научно-теоретическом или практическом плане.
Таким образом, и пространство и время – это не субстанции. Они
характеризуют сущность отношений.
Сущность пространства – совокупность отношений, выражающих
координацию сосуществования объектов.
Сущность времени - совокупность отношений, выражающих координацию
сменяющих друг друга явлений.
И пространство, и время существуют в объективной реальности.
Свойства пространства и времени: объективность, независимость от
сознания, восприятие и измерение.
Э. Кант полагал, что время – это априорная, доопытная форма
созерцания, присущая рассудку во всякой деятельности человека. В движущихся
системах время течет медленнее (теория относительности). С другой точки
зрения время течет медленнее там, где больше поле тяготения масс.
Современное естествознание настаивает на трехмерном пространстве и
одномерном времени. В теории относительности 4-х мерное время имеет одно
измерение и течет от прошлого к будущему, доказывается это путем
необратимости причинно-следственных связей.
Пространство и время бесконечны и делимы до бесконечности.
Необратимость времени в макромире позволяет говорить о его асимметрии.
Пространству присуща и симметрия, и асимметрия, т.е. объекты в пространстве
могут располагаться так, что одна половина заполненного пространства будет
соответствовать точному отображению другой.
Связать пространство – означает отсутствие разрывов в материи и ее
помех. Вместе с тем пространство может быть относительно прерывным, когда
мы рассматриваем любой объект отдельно.
Возникновение социальной материи обусловлено проявлением качественно
новых специальных пространственно-временных структур.
47. Реальная опасность ухода Российской цивилизации с мировой арены в
историческое небытие и пути её преодоления.
48. Религия как мировоззрение и как явление культуры. Атеизм в прошлом и
настоящем, его формы.
Религиоведение - это философская наука, изучающая религию как явление
социума и феномен духовной жизни общества. Религия - это сложное совокупное
понятие, включающее в себя определенную мифологию, систему догматов,
культовые и обрядовые действия, социализированные религиозные институты,
конкретные формы взаимоотношений между верующими и религиозной организацией
и многое другое. Для каждой религии все эти моменты имеют свое
специфическое смысловое наименование, свою историю возникновения и
дальнейшего существования, свое, каждый раз особенное, преломление через
этническую, национальную, классовую и индивидуально-личностную призму.
Конкретное изучение всех этих смысловых и организационных особенностей
в становлении религий и их исторических разновидностей относится к
религиоведению. Вместе с тем эта проблематика имеет и другой-
общефилософский аспект, связанный с изучением различных форм общественного
сознания. Нет ни одного народа , который не знал бы религии и,
следовательно, возникновение и развитие религиозных представлений, вне
зависимости от их конкретного смыслового наполнения, связано с какими то
социально- психологическими свойствами и потребностями человека, которые
так или иначе удовлетворяются различными вариантами конкретных религий. В
этом смысле и принято говорить о религиозном сознании как об одной из форм
общественного сознания.
Понятие религиозной формы общественного сознания , таким образом,
подчеркивает тот факт, что наличие религиозных представлений соответствует
духовным потребностям человека - это с одной стороны, а с другой - религия
как форма общественного сознания является отражением реальных сторон
общественного бытия.
В общем виде общественное бытие можно представить как совокупность
действий и отношений складывающихся на определенном этапе исторического
развития общества. Содержанием общественного бытия являются во - первых,
отношения между людьми складывающиеся в, процессе совместного производства,
обмена и потребления, во - вторых, это непосредственная связь людей с
природой, со средствами производства материальных благ, в - третьих,
отношения индивидуальные, семейные, групповые, национальные, религиозные.
Религиозное сознание как форма общественного сознания с одной стороны
отражает общественное бытие (бытие человека религиозного), а с другой, само
его (бытие) творит. Анализ функционирования и взаимодействия элементов
структуры общественного сознания показывает, что религия проникает во все
сферы, оказывает определенное влияние на все элементы, определяя отношения
к миру в целом, к семье, к обществу...
В самой общей форме можно сказать, что религия есть сфера духовной
жизни общества, группы, индивида, что она есть особый способ практически -
духовного освоения мира и область духовного производства. По отношению к
обществу в целом религия предстает как общественная подсистема, сложное
образование, в котором осуществляется деятельность, складывается сложная
структура.
Любая система и ее подсистемы не могут быть сведены к какому - либо
одному элементу и не могут рассматриваться вне взаимосвязи этих элементов,
а их взаимосвязь осуществляется прежде всего в процессе функционирования.
Являясь подсистемой общества, религия занимает в нем различное, меняющееся
в ходе истории место и выполняет, сообразно с конкретно - исторической
ситуацией, определенные функции.
Выделяется несколько важнейших функций религии: мировоззренческая,
компенсаторная, коммуникативная, регулятивная,
интегрирующедезинтегрирующая, культурно- транслирующая...
Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря,
прежде всего, наличию в ней определенного типа взглядов на человека,
общество, природу. Религия включает в себя миропонимание ( объяснение мира
в целом и отдельных явлений и процессов в нем ), миросозерцание ( отражение
мира в ощущении и восприятии), мирочуствование ( эмоциональное принятие или
отвержение ), мироотношение ( оценку ). Религиозное мировоззрение дает
систему координат, в рамках которой осмысливается мир, общество, человек,
оно дает цель и смысл жизни. Придание смысла бытию человека предоставляет
возможность верующему вырваться за пределы ограниченности бытия,
поддерживать надежду на лучшую жизнь в будущем, на избавление от страданий,
несчастий и т.п.
Компенсаторная функция восполняет зависимость и бессилие людей перед
обстоятельствами. Давление необходимости, ограниченность возможностей
преодолевается "свободой в духе", социальное неравенство превращается в
"равенство" в греховности, в страдании, разобщенность и изоляция заменяются
братством в общине, разобщенность, безразличие людей в быту возмещаются
личностным богообщением и общением в религиозной группе. Важным является
психологический аспект компенсацииснятие стресса, угнетения, релаксация и
катарсис
Коммуникативная функция религии включает процессы обмена информацией,
взаимодействия, восприятия человека человеком, общением его с богом.
Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей,
ценностей, установок, мнений, традиций, обычаев осущесвляется управление
деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп,
общин. Особенно большое значение имеет система предписаний норм
религиозного права и морали. Верующий должен стремиться подражать в жизни
примерам подвижников и персонажам преданий.
Интегративная функция реализуется в пределах общины или конфессии
единомышленников. Если же в религиозном сознании и поведении личности
обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных
группах и обществе имеются различные, противостоящие друг другу конфессии,
то религия выполняет дезынтегрирующую функцию. Легитимирующее-
разлегитимирующая функция означает узаконение некоторых общественных
порядков, институтов (государственных, политических, правовых и других)
отношений, норм, образцов как должных или, наоборот, утверждение
неправомерности каких то из них.
Функции - это способы действия религии в обществе, но реализоваться они
могут только во взаимодействии элементов религии как структуры. Элементы и
структуры религии складываются и изменяются в ходе истории. В обществе на
ранних ступенях ее развития религия как самостоятельное образование не
выделялась, она была вплетена в живую ткань бытия. В дальнейшем, став
относительно самостоятельной областью духовной жизни, она все более
дифференцировалась, в ней выделялись элементы, формировались связи этих
элементов. Как мы уже говорили выше, в религии выделяются религиозное
сознание, деятельность, отношение, институты и организации.
Религиозное сознание имеет два уровня - обыденное и концептуальное.
Обыденное сознание предстает в виде образов, представлений, стереотипов,
настроений и чувств, привычек и традиций, которые являются
непосредственными отражениями условия бытия людей. На это уровне
доминирующую роль играют эмоции -чувства и наслаждения, сознание обличено в
наглядно образные формы.
Среди компонентов обыденного сознания выделяются относительно
устойчивые, консервативные и подвижные, динамичные: к первым можно отнести
традиции, обычаи, стереотипы, ко вторым - настроения (молитвенное,
покаянное,..).
Концептуальный уровень - это специально разрабатываемая область
понятий, идей, принципов, рассуждений, концепций. В ее состав входит:
учение о боге, как ядро любой религии; религиозно - этические,
эстетические, правовые и прочие концепции; религиозная философия.
Интегрирует все это богословие (теология).
Ядром религиозного сознания выступает вера, но не всякая вера
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93