Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)

Центральное место в учении Конфуция занимает концепция жэнь

(человечности) - закон идеальных отношений между людьми в семье, обществе и

государстве. Она включает в себя два основных принципа, регулирующих

человеческое существование: а) помогай другим достичь того, чего бы ты сам

хотел достичь; б) чего не желаешь себе, того не делай другим.

Для соблюдения субординации и порядка Конфуций выработал принцип

справедливости и исправности (и). Человек должен поступать так, как велит

его положение и порядок. Исправное поведение - это поведение с соблюдением

порядка и человечность, ибо "благородный муж разбирается в том, что есть

исправное, равно как малые люди разбираются в том, что выгодно". Таков путь

(дао) всех образованных, которые обладают нравственной силой (дэ) и которым

должно быть вверено управление обществом.

Эти этические принципы лежат в основе политических взглядов Конфуция. Он

выступал за строгое, четкое, иерархическое разделение обязанностей между

членами общества, образцом для которого должна служить семья ("Правитель

должен быть правителем, а подданный - подданным, отец - отцом, а сын -

сыном").

Главный метод управления народом - сила примера и убеждения.

"Благородный муж", член правящей элиты, не должен быть гневливым, алчным,

гордым и жестоким. Преследования и убийства инакомыслящих и непокорных

Конфуций осуждал. Если верхи будут следовать правильному пути" (дао), учил

он, то "со всех сторон к ним будут идти люди с детьми за спиной".

После смерти Конфуция его учение распалось на восемь школ, важное

значение из них имеют лишь две: идеалистическая школа Мэн-цзы (372-289 гг.

до н.э.) и материалистическая - Сюнь-цзы 298-238 гг. до н.э.). Согласно

учению Мэн-цзы, жизнь людей подчинена закону неба, который исполняет мудрый

правитель - сын неба. Он должен любить народ как детей, а народ чтить его

как отца. Человек от природы добр, ему присущи четыре качества:

сострадание, стыд, скромность, умение отличать истину от лжи. Недоброта

человека противоестественна, она - следствие нужды и неразвитости.

Человеколюбие (жэнь), справедливость (и), благонравие (ли) и знание

(чжи), согласно Мэн-цзы, также врожденны человеку. Жэнь и и являются

основой развитой Мэн-цзы концепции "гуманного управления" (жэнь чжэн)

государством, в которой главная роль отводилась народу ("Народ является

главным в государстве, за ним следуют духи земли и зерна, а государь

занимает последнее место"). Если же государь игнорирует принцип

человечности, а личную силу, исходящую от знания, заменяет тиранией (ба),

народ имеет право его свергнуть.

В учении Мэн-цзы впервые наметилась постановка вопроса о соотношении

идеального (синь - сердце, душа, разум или чжи - воля) и материального (ци)

начал в природе человека, причем первенствующую роль он отводил воле (чжи).

Сюнь-цзы исходил из концепции ци - первоматерии, или материальной силы,

обладающей двумя формами: инь и ян. Мир существует и развивается в согласии

с естественными познаваемыми закономерностями. Небо - активный естественный

элемент мира, оно не управляет человеком, а, наоборот, может быть подчинено

им и использовано в интересах людей. От человека как части природы зависят

счастье и несчастье, богатство и нищета, здоровье и болезнь, порядок и

смута. Человек же по природе зол (критика в адрес Мэн-цзы). Он рождается

завистливым и злобным, с инстинктивным чувством наживы. Необходимо

воздействовать на него с помощью воспитания (ли-этикет) и закона (Конфуций

отвергал закон), заставить соблюдать ритуал, выполнять долг, и тогда у него

появятся добродетель и культура. Совершенство же достигается через учение,

длящееся всю жизнь.

Главными звеньями управления страной Сюнь-цзы считал справедливые

приказы и любовь к народу, почитание ритуала 1 и уважение к ученым,

почитание мудрых и привлечение к государственным делам способных людей, а

мерилом правления - справедливость и мир.

ДАОСИЗМ. Наряду с конфуцианством, одно из двух основных течений

китайской философии. Легендарный основатель - Лао-цзы (бит., букв. - старый

учитель; собств. имя - Ли Эр; VI в. до н.э.). Ему приписывается составление

книги "Дао дэ дзин" ("Книга о дао и дэ"). В даосизме, в отличие от других

школ, на первом плане находятся онтологические проблемы. Дао - естественный

путь возникновения, развития и исчезновения всех вещей и одновременно их

материальное начало. Дао бесконечно, его нельзя охватить ни умом, ни

чувством. Дао предшествует богу и диктует законы небу, небо - земле, земля

- человеку. Дэ - неопределенный, вторичный принцип, благодаря которому дао

проявляется в мире вещей и наполняет их энергией.

Этический идеал даосизма выражен в концепции у-вей (букв. - недеяние,

бездействие) и направлен против законников и конфуцианцев. У-вей означало

подчинение естественному процессу, гармонию с дао, отсутствие всякого

действия, идущего вразрез с ним и приводящего к свободе и счастью. Цель

поведения - уподобиться дао, которое не борется, но умеет побеждать;

победоносное бездействие, остальное - суета.

Вселенную нельзя привести в порядок искусственным образом, для воцарения

его нужно дать свободу ее прирожденным качествам. Поэтому лучший правитель

тот, кто ни во что не вмешивается и следует дао, управляя страной, и тогда

она процветает, пребывая в спокойствии и гармонии; народу известен лишь

факт его существования. Общественный идеал даосов - патриархальная,

непросвещенная жизнь, так как многознающим народом трудно управлять;

отсутствие внешних контактов, мир с соседями.

МОИЗМ. Школа получила название по имени основателя Мо Ди (Мо цзы; V в.

до н.э.) и была четко построенной военизированной организацией,

неукоснительно выполнявшей приказы ее главы. Основная идея философии моизма

- "всеобщая любовь", т.е. отвлеченная любовь всех ко всем, в отличие от

конфуцианской взаимности, трактуемой как любовь к родственникам. Отсутствие

всеобщей любви - причина беспорядков, а "отдельная" любовь - "взаимной

ненависти". Моисты отрицали также конфуцианское учение о судьбе. Жизнь

человека, утверждали они, определяется его свободными действиями, а не

приказами неба, которое лишь желает, чтобы люди помогали друг другу, чтобы

сильный не притеснял слабого, а знатный не кичился перед незнатным. Мо-цзы

решительно осуждал "агрессивные войны", объявив их величайшим и жесточайшим

преступлением. Высшая ценность, по учению моизма, - народ, который

правители должны любить. Признанием существования "духов и привидений"

(наказывают зло и вознаграждают добро), "воли неба" (ориентир поведения

людей) Мо-цзы ввел в свое учение религиозную струю.

ЛЕГИЗМ (от лат. легис - закон). ШКОЛА ЗАКОННИКОВ (2-е название легизма)

возникла и оформилась в VI-III вв. до н.э. Активно участвовали в разработке

учения Гуань Чжун, Шан Ян, Хань Фэй и др. философы.

Развивался легизм в напряженной борьбе с ранним конфуцианством, вместе с

которым стремился к созданию мощного, хорошо управляемого государства,

расходясь, однако, в философском обосновании и методах его построения. Если

конфуцианство на первый план выдвигало нравственные качества людей, то

легизм исходил из законов и доказывал, что политика несовместима с моралью.

Правителю необходимо хорошо разбираться в психологии людей, дабы успешно

управлять ими. Основной метод воздействия - награды и наказания, причем

вторые должны превалировать над первыми. Укреплять государство следует за

счет развития земледелия, создания сильной армии, способной расширять

границы страны, и оглупления народа.

Легисты создали концепцию деспотического государства, в котором все

равны перед законом, за исключением самого правителя - единственного творца

этих законов. Это учение сыграло решающую роль в формировании императорско-

бюрократической системы управления. Основные его идеи: государственное

регулирование экономических процессов в стране; систематическое обновление

государственного аппарата путем назначения чиновников (вместо традиционного

принципа наследования должностей); введение единого принципа присвоения

рангов знатности, должностей, привилегий и жалований за службу в армии и

военные заслуги; равные возможности при выдвижении на административные

посты; четкая градация внутри правящего сословия; унификация (от лат. унус

- один и фацио - делаю; приведение к единообразию) мышления чиновничества;

личная ответственность чиновника; цензорский надзор над деятельностью

работников госаппарата.

В эпоху Хань (206 г. до н.э.- 220 г. н.э.) конфуцианство ассимилировало

(от лат. ассимиляцио - уподобление, слияние, усвоение) идеи легизма, стало

официальной идеологией, и легизм прекратил свое существование как

самостоятельное учение.

80. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей.

Моральные и нравственные ценности, их теоретическое обоснование в рамках

этики.

81. Человек как ядро философии. Философия в эпоху кризисов.

82. Человек, индивид, личность. Личность и массы.

Человек рассматривается как ИНДИВИД в качестве единичного представителя

человеческого рода. Определение этого понятия не нуждается в каких-либо

особых комментариях. ИНДИВИД - это всегда "один из многих", и он всегда

безличен. В понятии "индивид" не фиксируются ни какие-либо единичные

свойства человека, ни биологические и социальные его качества, хотя они,

конечно, подразумеваются.

Под ЛИЧНОСТЬЮ подразумевается прежде всего индивидуальность человека,

причем не биологическая, а СОЦИАЛЬНАЯ. Мы могли бы сказать, что личность -

это и есть социальная индивидуальность. Здесь человек рассматривается не

только со стороны его общих и специфических социальных качеств, но и со

стороны его индивидуальных социальных свойств. В конце концов, то, что

делает человека личностью, - это, конечно, его социальная индивидуальность,

т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств, его

социальная самобытность.

Развивается личность и выполняет различные социальные роли в обществе

благодаря своей деятельности. Только в деятельности индивид выступает и

самоутверждается как личность. Сам человек может думать о себе что угодно,

строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в

действительности, обнаруживается только в деле. Не случайно, конечно,

Конфуций не только "слушал слова людей", но и "смотрел на их действия", а

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты