совершенствования (медитация, йога), погружается в нирвану - небытие.
Рассчитывать он должен не на богов, а только на самого себя: даже Будда
никого не спасает лично, а лишь указывает путь спасения.
Буддизм разделяется на два течения: 1. Теравада (малая колесница) -
более жесткий вариант буддизма, основанный на строжайшем соблюдении
запретов. Здесь нет понятия бога как существа. 2. Махаяна (большая
колесница) - классический вариант мировой религии, со свойственными ей
атрибутами. Если первая разновидность доступна лишь немногим, избранным, то
вторая рассчитана на обычных людей. В этой разновидности есть бог, в нем
существует также культ множества будд.
В Тибете буддизм развивается как тантризм, в котором выделяется
верховное существо Лдибудда и все будды подразделяются на три категории:
человеческие, созерцательные и бесформенные. Здесь особое значение
придается магии и заклинаниям, посредством которых можно "сократить" путь к
нирване.
Христианство - самая распространенная на сегодняшний день религия, ее
приверженцами являются более миллиарда человек, то есть примерно 20"/.
населения земного шара-* . В центре христианского вероучения -богочеловек
Иисус Христос, проповедовавший своим последователям развернутое вероучение.
Основной книгой является Библия с включением в нее Нового Завете,
излагающего жизнь и страдания Христа, его проповеди и деяния, сказания о
Деяниях святых апостолов и их послания, а также Откровение святого Иоанна
Богослова, в котором рисуется картина Страшного Суда, который ожидает
человечество.
Возникает христианство в Римской империи в период ее кризиса и гибели,
что являлось благодатной почвой для апокалипсических настроений. Из
большого числа сект и течений сложилась единая христианская церковь,
постепенно отошедшая от простоты раннего христианства и создавшая культ,
сопровождаемый сложной системой обрядов. Самые важные культовые обряды -
это крещение и причащение. Во время причащения вкушается хлеб и вино как
символы плоти и крови Христа. Крещение символизирует снятие первородного
греха с человека.
Распад Римской империи привел к распадению христианской церкви на
западную и восточную. На Западе церковь базировалась на огромном авторитете
римского папы, стремившегося к автономии от государственной власти и
фактически создавшего собственную систему государственности. На Востоке,
где имперские структур* * были устойчивее, главы церкви - патриархи, не
имели полной свободы от светской власти.
Усиление власти папы римского и попытки распространения ее на
весь мир привели к расколу, который был оформлен в 1054 г. В основе лежали
следующие доктринальные расхождения : - догмат об' исхождении святого духа.
В римско-католиче-ской церкви признается исхождение духа от бога-отца и
бога-сына; в греко-православной - только от бога-отца; - отказ восточной
церкви от практики • индульгенций - платного освобождения человека от
совершенных им грехов; - католическое учение о чистилище, в который
попадают умершие христиане, могущие затем попасть в рай, в том числе
благодаря молитвам, возносимым за них на земле; -учение о непорочном
зачатии девы Марии в католичестве и обеты безбрачия для священников; -
догмат о непогрешимости папы в делах веры.
Кроме того существовали обрядовые отличия в процедуре крещения,
употребление латинского языка в службе и т.д. В XVI в. в результате мощного
движения Реформации (Лютер, Кальвин) происходит раскол католицизма, и
возникает такая разновидность христианства, как протестантизм. Эта религия
придает меньшее значение обрядам, акцентирует внимание на внутриличност-ных
аспектах духовного общения с Богом, предоставляя верующим большую свободу в
трактовке Библии.
Ислам , как третья мировая религия, возник в VII в., и его основателем
является Мухаммед. Исповедуют эту религию арабоязычные народы, а также
жители Северной Африки и большей части /1зии.| Основной книгой ислама
является Коран, который представляет собой собранные записи изречений и
поучений Мухаммеда. Система догм ислама строится на абсолютной вере в
Аллаха как единственного бога, пророком которого и был Мухаммед.
Признается, что бог посылал людям и других пророков, но Мухаммед выше их.
Обряды связаны с пятикратной ежедневной молитвой, омовением перед ней,
уплатой налога для бедных, ежегодным постом, совершением хотя бы один раз в
жизни паломничества в Мекку.
Таким образом, религия представляет собой один из основных вариантов
существования системы нравственных норм. В ней формулируются абсолютно
истинные нравственные заповеди, которым человек должен следовать в жизни. С
одной стороны, это вроде бы ущемление свободы человека, признание его
"тварью божьей", абсолютно зависимой от высшего существа. С другой стороны,
религия есть консолидирующий фактор общественной жизни, регулирующий
взаимоотношения между людьми, что особо важно для обществ, в которых
человек воспринимает свою свободу как вседозволенность.
Религиозное мышление фокусируется на пограничных жизненных ситуациях,
когда для человека более важным может стать утешение и сострадание, а не
рациональная аргументация, доказывающая, что смерть, к примеру,
естественный и необходимый процесс.
Православие в России. Церковь и русская армия.
Начало утверждению православия в Российском государстве положило
"крещение Руси", осуществленное в 988 г. киевским князем Владимиром. В
первые века своего существования Русская Православная Церковь полностью
зависела в религиозном отношении от Византии и возглавлялась византийскими
митрополитами. Лишь ь 1448 г. она обрела автокефалию, а с 1589 г. стала
возглавляться патриархом Московским и Всея Руси.
С целью укрепления позиций церкви внутри страны и повышения ее
международного престижа Е XVII в. патриархом Никоном бы да проведена
церковная реформа, касавшаяся преимущественно об рядовой стороны
религиозной жизни. Она явилась поводом ддч раскола русской православной
церкви и возникновения направления, известного под названием
"старообрядчества", отвергнувшего церковные нововведения.
Впоследствии в связи с тем что патриаршая власть не поддерживала
реформаторскую деятельность Петра I. управление церковью было
преобразовано, а сама она превращена Е составную часть государственного
аппарата Российской империи. Место патриарха с 1721 г. занял Святейший
Правительственный Синод, возглавлявшийся государственным чиновником - обер-
прокурором. В августе 1917 г. созван первый (после замены патриарха
Синодом) Повсеместный Собор Русской Православной Церкви, который
восстановил патриаршество, избрав главой Русской Православной Церкв Тихона
(Белявина). Церковь и патриарх Тихон не приняли социальных преобразований
1017 года. Патриарх предал Советскую власть анафеме. Развернулось
противостояние Власти и Церкви.
Чтобы сохранить церковь, часть духовенства выступила с идеей
"обновления" православия, предусматривавшей признание Советского
государства, модернизацию всех сторон церковной жизни, Тихон и его
сторонники со временем также перешли на позиции лояльности к Советской
власти. Его преемник митрополит Сергий (Страгородский). Ставший
впоследствии патриархом, закрепил новую ориентацию церкви. В 1948 г.
состоялся Второй Поместный Собор Русской Православной Церкви, завершивший
процесс реорганизации Московской патриархии. Собор избрал патриархом
Московским и всея Руси Алексия (Симанского).
Весьма основательной корректировке подверглись многие положения,
имеющие догматический характер. Признано, например, возможным по-новому
формулировать как сами христианские догматы, так и выводы из них. В
частности, больше не утверждалось, что страдания являются необходимым
условием " достижения "небесного блаженства". Духовенство перестало активно
пропагандировать идею "ухода от мира".
Труд теперь не рассматривался как "наказание господне", не порицался и
социальный, научно-технический и культурный прогресс. Пересмотрено
традиционное толкование ряда положении Библии. Исподволь модернизируется
прагоелаЕныи культ весь традиционный уклад церковной жисни. Третий
Поместный '"обор, проходил в 1971 г. Он ориентировал Гусою/ю Православную
Церковь на дальнейшую модернизацию веекаспектоЕ религиозной идеологии, на
активизацию ее деятельности по укреплению своих позиций и •расширению
контактов с другими христианскими церквами и объединениями. Патриархом был
избран Пимен.
В настоящее время патриархом Московским и Всея Руси является Алексий
II. Первичную ячейку Русской Православной Церкви составляет община
Еер:,тоищ:; (приход). Бостлавляемая исполнительным органом,, состоящим из
мирян. Духовенство, нанимаемое исполнительным органом для удовлетворения
религиозных потребностей прихожан, не имеет права вмешиваться в
административно-хозяйственную деятельность, ограничиваясь совершением
богослужения. Расходы на содержание храма и обслуживающего персонала
оплачиваются за счет добровольных пожертвований верующих, продажи свечей и
других предметов культа, доходов от треб (крещений, отпеваний, венчаний и
т.п. На эти же средства содержится и весь церковный аппарат. Приходы
объединены в округа (благочиния), а последние, в свою очередь, в епархии,
территориально совпадающие с областями, краями, а иногда и республиками.
Возглавляют епархии архиереи: епископы, архиепископы или митрополиты.
Епархиальные архиереи подчинены патриарху - главе Русской Православной
Церкви, избираемому Собором.
При патриархе Русской Православной Церкви имеется Священный Синод,
состояли из постоянных и временных членов. Кадры духовенства готовят
духовные семинарии и академии. Русская православная церковь имеет также в
своем распоряжении монастыри: как мужские, так и женские. Русская
Православная Церковь издает ежемесячный "Журнал Московской патриархии",
ежегодник "Богословские труды" и ряд других журналов. Издаются Библия,
Новый Завет, молитвенники, церковные календари, сборники проповедей и
другая литература религиозно-богослужебного назначения.
В религии на протяжении тысячелетнего развития были выработаны способы
синтетического воздействия на психику человека, с опорой на художественное
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93