Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)

имеет прямое отношение к Космосу, и понимание Космоса невозможно без

рассмотрения электрона.

Различные структурные образования материи — это не случайное скопление

ничем не связанных между собой частиц, это структурные образования разных

ступеней и степеней сложности. Одни из них, более простые и мелкие,

являются составными частями других, более крупных и сложных, и предшествуют

их образованию. Различные виды частиц — это не только «элементы» дискретной

организации вещества, но и «ступени», «узловые точки» его развития.

Совсем недавно наука проникла в структуру элементарных частиц и

вплотную начала исследование физического вакуума — особого поля,

представляющего собой своего рода резервуар, из которого рождаются и в

который превращаются элементарные частицы. Несводимость одного структурного

уровня материи к другим.

Любой предмет и процесс в мире возникает только из других предметов и

процессов и не может исчезнуть, не породив какого-либо другого предмета или

процесса. В этом заключается фундаментальное положение всех форм

материализма. Принципиальное отличие диалектики в понимании материи состоит

в отрицании возможности сводить материю к какой-либо одной простейшей форме

или к немногим простейшим формам, что характерно для механистического

материализма. Каждая форма материи — будь то космическая система, атом,

молекула, организм или человек — качественно своеобразна. Поэтому она не

может рассматриваться как простая совокупность образующих ее элементов,

свойства которой сводятся к свойствам этих элементов. Качественное

своеобразие предмета создается особой формой связи его частей.

Физика не сводится к механике, химия — к физике, биология не сводится к

совокупности механических, физических и химических явлений, а общество — ко

всем остальным формам организации сущего. Биологическая организация имеет

особый смысл, необъяснимый в пределах физической картины мира. В царстве

живого мы имеем дело с такими специфическими явлениями, как приспособление,

обмен веществ, рост и размножение, борьба за существование, изменчивость и

наследственность. Все это отсутствует в неорганической природе. В живом

организме даже чисто химические и физические действия направляются как бы к

совершенно определенным биологическим задачам и целям. Мы не можем

физическими и химическими закономерностями объяснить, почему обезьяна может

пожертвовать своей жизнью ради спасения детеныша, а птица неделями

высиживать птенцов. Сколь угодно точное описание движения частиц воздуха не

может объяснить содержания речи человека.

Подчеркивая необходимость учета специфики каждого уровня организации

сущего, мы должны вместе с тем иметь в виду, в о -первых, некоторые общие

закономерности, свойственные всем уровням, и, во-вторых, связь,

взаимодействие различных уровней. Без учета этого мы можем вырвать ту или

иную форму организации сущего из общей связи и взаимодействия и впасть в

ошибки. Эта связь проявляется прежде всего в том, что простые формы

организации всегда сопровождают сложные. Например, механическое движение

происходит и при тепловых, и при электромагнитных, и при химических, и при

биологических, и при общественных явлениях. В свою очередь тепловое,

электромагнитное, химическое движения происходят в живых организмах.

Однако высшие формы организации не включены в низшие. Жизнь есть форма

организации, присущая белковым телам. В неорганических телах нет и не может

быть жизни. Химическая форма организации свойственна химическим элементам и

их соединениям. Но ее нет у таких объектов, как фотоны, электроны, и у

других подобных частиц.

Поскольку сложные формы организации сущего включают в качестве своих

подчиненных элементов низшие, то нужно учитывать это и применять, например,

в изучении животных и растений наряду с ведущими биологическими методами,

скажем, физико-химические как подчиненные. Жизнь невозможна без

соответствующих физических, химических процессов. Поэтому проникновение в

тайну жизни во многом зависит от изучения физики и химии живого.

Вместе с тем изучение биологических явлений обогащает химию и физику.

Знание низших уровней в составе высших способствует пониманию глубинных

основ высшего уровня организации сущего. Так, химия, исследующая структуры

молекулярного уровня, добилась значительных успехов в связи с появлением

квантовой механики, которая вскрыла некоторые особенности структуры

атомного уровня. Это и понятно: химические реакции на молекулярном уровне

связаны с внутриатомными процессами.

Неуничтожимость материи. Одним из атрибутов материи является ее

неуничтожимость, которая проявляется в совокупности конкретных законов

сохранения устойчивости материи в процессе ее изменения. Исследуя фундамент

материи, современная физика открыла всеобщую превращаемость элементарных

частиц. В непрерывном процессе взаимных превращений материя сохраняется как

субстанция, т.е. как основа всех изменений. Превращение механического

движения вследствие трения приводит к накоплению внутренней энергии тела, к

усилению теплового движения его молекул. Тепловое движение в свою очередь

может превратиться в излучение. Закон сохранения и превращения энергии

гласит какие бы процессы превращения ни происходили в мире, общее

количество массы и энергии остается неизменным. Любой материальный объект

существует лишь в связи с другими и через них он связан со всем миром. Ни

один элемент материи не уничтожается в ничто, а оставляет определенное

следствие и не возникает из ничего, а всегда имеет определенную причину.

Гибель конкретной вещи означает лишь ее превращение в другую. Рождение

конкретной вещи означает возникновение ее из другой. Для природы «гибель

частного, — писал А.И. Герцен, — исполнение той же необходимости, той же

игры жизни, как возникновение ее: она не жалеет о нем потому, что из ее

широких объятий ничего не может утратиться, как ни изменяйся». Мир

сохраняется лишь благодаря постоянному разрушению самого себя. Изменение

материи осуществляется только в связи с ее сохранением. Сохранение материи

в свою очередь выявляется лишь в процессе изменения ее форм.

Принцип неуничтожимости и несотворимости материи имеет большое

методологическое значение. Руководствуясь им, наука открыла такие

фундаментальные законы, как закон сохранения массы, энергии, заряда,

четности и многие другие, позволившие глубже и полнее понять процессы,

которые происходят в различных областях природы. Важнейшие законы научного

познания служат и орудием критики ошибочных воззрений, например идей

креационизма.

О несостоятельности теории тепловой смерти Вселенной. Неуничтожимость

материи нельзя понимать только в количественном отношении. Законы

сохранения предполагают и качественную неуничтожимость материи.

Игнорирование этой стороны законов сохранения неизбежно ведет к ошибкам,

примером чему является теория тепловой смерти Вселенной, согласно которой

все формы движения будто бы превратятся в теплоту, а она в конечном счете

рассеется в мировом пространстве; температура между всеми телами

уравновесится и всякое движение прекратится; не будет ни света, ни тепла;

наступит смерть всему; придет конец света.

Новейшие астрономические исследования показывают, что тепловая смерть

невозможна не только в ближайшем, но и в бесконечном будущем:

непрекращающийся процесс превращения всех форм движения в теплоту

сопровождается столь же непрекращающимся процессом превращения теплоты в

другие формы движения., Во Вселенной происходит не только остывание звезд,

но и противоположный процесс — их возникновение и возгорание. Вселенная

всегда находится в неравновесном состоянии.

Итак, мыслимы любые превращения, кроме двух — возникновение из ничего и

переход в ничто.

ПРИРОДА

Под природой обычно понимают несоциальное. В царство природы не

включается лишь то, что сущностно выделяет из универсума человека и

общество. В связи с этим часто говорят о соотношениях "природа и общество",

"человек и общество". Общество и человек имеют определенную природную

основу бытия, но в своей специфике они не являются частью природы. Часто

используемое выражение "вторая природа", т.е. "очеловеченная природа",

может ввести в заблуждение. Как бы ни манипулировал человек природой, она

остается сама собой. Человек не способен создать вторую природу, но он

придает ей символическое значение. Вторая природа — это не что иное, как

природа в ее символическом значении.

Весьма близки по своему значению понятия "природа" и "материя". Материя

— это объективная реальность. Материя в отличие от природы не содержит

психические явления мира животных, в остальном природа и материя совпадают.

Есть, впрочем, еще один оттенок, по которому различаются природа и материя.

Когда используется понятие "природа", то обычно предполагается некоторое

отношение человека и общества к внешнему окружению. Другими словами,

понятию природы придается более яркий прагматический смысл, чем понятию

материи. По этой причине нам привычны высказывания типа "отношение человека

к природе" и режет ухо высказывание типа "отношение человека к материи".

Аристотель противопоставлял материи форму. В таком значении понятие материи

используется ныне весьма редко.

Природа в силу своей непреходящей значимости всегда являлась предметом

философского анализа.

Античная философия строится на примате природного. Выдающиеся

древнегреческие философы воспринимали природу | как полноту бытия,

эстетически прекрасное, результат целесооб- ' разной упорядочивающей

деятельности демиурга (Платон). По своей мощи природа неизмеримо

превосходит человека, выступает идеалом совершенства. Благая жизнь мыслится

не иначе, как в согласии и гармонии с природой.

Средневековая христианизированная философия развивает концепцию

ущербности природы как результата грехопадения человека. Неизмеримо высоко

над природой стоит Бог. Человек, развивая свои духовные силы, стремится к

возвышению над природой. Свои намерения по возвышению над природой человек

может осуществлять разве что по отношению к собственному телу (умерщвление

плоти), ибо в глобальном масштабе он в средневековье подчинен природным

ритмам.

Возрождение, вроде бы возвращаясь к античным идеалам понимания природы,

дает им новое толкование. Выступая против средневекового резкого

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты