имеет прямое отношение к Космосу, и понимание Космоса невозможно без
рассмотрения электрона.
Различные структурные образования материи — это не случайное скопление
ничем не связанных между собой частиц, это структурные образования разных
ступеней и степеней сложности. Одни из них, более простые и мелкие,
являются составными частями других, более крупных и сложных, и предшествуют
их образованию. Различные виды частиц — это не только «элементы» дискретной
организации вещества, но и «ступени», «узловые точки» его развития.
Совсем недавно наука проникла в структуру элементарных частиц и
вплотную начала исследование физического вакуума — особого поля,
представляющего собой своего рода резервуар, из которого рождаются и в
который превращаются элементарные частицы. Несводимость одного структурного
уровня материи к другим.
Любой предмет и процесс в мире возникает только из других предметов и
процессов и не может исчезнуть, не породив какого-либо другого предмета или
процесса. В этом заключается фундаментальное положение всех форм
материализма. Принципиальное отличие диалектики в понимании материи состоит
в отрицании возможности сводить материю к какой-либо одной простейшей форме
или к немногим простейшим формам, что характерно для механистического
материализма. Каждая форма материи — будь то космическая система, атом,
молекула, организм или человек — качественно своеобразна. Поэтому она не
может рассматриваться как простая совокупность образующих ее элементов,
свойства которой сводятся к свойствам этих элементов. Качественное
своеобразие предмета создается особой формой связи его частей.
Физика не сводится к механике, химия — к физике, биология не сводится к
совокупности механических, физических и химических явлений, а общество — ко
всем остальным формам организации сущего. Биологическая организация имеет
особый смысл, необъяснимый в пределах физической картины мира. В царстве
живого мы имеем дело с такими специфическими явлениями, как приспособление,
обмен веществ, рост и размножение, борьба за существование, изменчивость и
наследственность. Все это отсутствует в неорганической природе. В живом
организме даже чисто химические и физические действия направляются как бы к
совершенно определенным биологическим задачам и целям. Мы не можем
физическими и химическими закономерностями объяснить, почему обезьяна может
пожертвовать своей жизнью ради спасения детеныша, а птица неделями
высиживать птенцов. Сколь угодно точное описание движения частиц воздуха не
может объяснить содержания речи человека.
Подчеркивая необходимость учета специфики каждого уровня организации
сущего, мы должны вместе с тем иметь в виду, в о -первых, некоторые общие
закономерности, свойственные всем уровням, и, во-вторых, связь,
взаимодействие различных уровней. Без учета этого мы можем вырвать ту или
иную форму организации сущего из общей связи и взаимодействия и впасть в
ошибки. Эта связь проявляется прежде всего в том, что простые формы
организации всегда сопровождают сложные. Например, механическое движение
происходит и при тепловых, и при электромагнитных, и при химических, и при
биологических, и при общественных явлениях. В свою очередь тепловое,
электромагнитное, химическое движения происходят в живых организмах.
Однако высшие формы организации не включены в низшие. Жизнь есть форма
организации, присущая белковым телам. В неорганических телах нет и не может
быть жизни. Химическая форма организации свойственна химическим элементам и
их соединениям. Но ее нет у таких объектов, как фотоны, электроны, и у
других подобных частиц.
Поскольку сложные формы организации сущего включают в качестве своих
подчиненных элементов низшие, то нужно учитывать это и применять, например,
в изучении животных и растений наряду с ведущими биологическими методами,
скажем, физико-химические как подчиненные. Жизнь невозможна без
соответствующих физических, химических процессов. Поэтому проникновение в
тайну жизни во многом зависит от изучения физики и химии живого.
Вместе с тем изучение биологических явлений обогащает химию и физику.
Знание низших уровней в составе высших способствует пониманию глубинных
основ высшего уровня организации сущего. Так, химия, исследующая структуры
молекулярного уровня, добилась значительных успехов в связи с появлением
квантовой механики, которая вскрыла некоторые особенности структуры
атомного уровня. Это и понятно: химические реакции на молекулярном уровне
связаны с внутриатомными процессами.
Неуничтожимость материи. Одним из атрибутов материи является ее
неуничтожимость, которая проявляется в совокупности конкретных законов
сохранения устойчивости материи в процессе ее изменения. Исследуя фундамент
материи, современная физика открыла всеобщую превращаемость элементарных
частиц. В непрерывном процессе взаимных превращений материя сохраняется как
субстанция, т.е. как основа всех изменений. Превращение механического
движения вследствие трения приводит к накоплению внутренней энергии тела, к
усилению теплового движения его молекул. Тепловое движение в свою очередь
может превратиться в излучение. Закон сохранения и превращения энергии
гласит какие бы процессы превращения ни происходили в мире, общее
количество массы и энергии остается неизменным. Любой материальный объект
существует лишь в связи с другими и через них он связан со всем миром. Ни
один элемент материи не уничтожается в ничто, а оставляет определенное
следствие и не возникает из ничего, а всегда имеет определенную причину.
Гибель конкретной вещи означает лишь ее превращение в другую. Рождение
конкретной вещи означает возникновение ее из другой. Для природы «гибель
частного, — писал А.И. Герцен, — исполнение той же необходимости, той же
игры жизни, как возникновение ее: она не жалеет о нем потому, что из ее
широких объятий ничего не может утратиться, как ни изменяйся». Мир
сохраняется лишь благодаря постоянному разрушению самого себя. Изменение
материи осуществляется только в связи с ее сохранением. Сохранение материи
в свою очередь выявляется лишь в процессе изменения ее форм.
Принцип неуничтожимости и несотворимости материи имеет большое
методологическое значение. Руководствуясь им, наука открыла такие
фундаментальные законы, как закон сохранения массы, энергии, заряда,
четности и многие другие, позволившие глубже и полнее понять процессы,
которые происходят в различных областях природы. Важнейшие законы научного
познания служат и орудием критики ошибочных воззрений, например идей
креационизма.
О несостоятельности теории тепловой смерти Вселенной. Неуничтожимость
материи нельзя понимать только в количественном отношении. Законы
сохранения предполагают и качественную неуничтожимость материи.
Игнорирование этой стороны законов сохранения неизбежно ведет к ошибкам,
примером чему является теория тепловой смерти Вселенной, согласно которой
все формы движения будто бы превратятся в теплоту, а она в конечном счете
рассеется в мировом пространстве; температура между всеми телами
уравновесится и всякое движение прекратится; не будет ни света, ни тепла;
наступит смерть всему; придет конец света.
Новейшие астрономические исследования показывают, что тепловая смерть
невозможна не только в ближайшем, но и в бесконечном будущем:
непрекращающийся процесс превращения всех форм движения в теплоту
сопровождается столь же непрекращающимся процессом превращения теплоты в
другие формы движения., Во Вселенной происходит не только остывание звезд,
но и противоположный процесс — их возникновение и возгорание. Вселенная
всегда находится в неравновесном состоянии.
Итак, мыслимы любые превращения, кроме двух — возникновение из ничего и
переход в ничто.
ПРИРОДА
Под природой обычно понимают несоциальное. В царство природы не
включается лишь то, что сущностно выделяет из универсума человека и
общество. В связи с этим часто говорят о соотношениях "природа и общество",
"человек и общество". Общество и человек имеют определенную природную
основу бытия, но в своей специфике они не являются частью природы. Часто
используемое выражение "вторая природа", т.е. "очеловеченная природа",
может ввести в заблуждение. Как бы ни манипулировал человек природой, она
остается сама собой. Человек не способен создать вторую природу, но он
придает ей символическое значение. Вторая природа — это не что иное, как
природа в ее символическом значении.
Весьма близки по своему значению понятия "природа" и "материя". Материя
— это объективная реальность. Материя в отличие от природы не содержит
психические явления мира животных, в остальном природа и материя совпадают.
Есть, впрочем, еще один оттенок, по которому различаются природа и материя.
Когда используется понятие "природа", то обычно предполагается некоторое
отношение человека и общества к внешнему окружению. Другими словами,
понятию природы придается более яркий прагматический смысл, чем понятию
материи. По этой причине нам привычны высказывания типа "отношение человека
к природе" и режет ухо высказывание типа "отношение человека к материи".
Аристотель противопоставлял материи форму. В таком значении понятие материи
используется ныне весьма редко.
Природа в силу своей непреходящей значимости всегда являлась предметом
философского анализа.
Античная философия строится на примате природного. Выдающиеся
древнегреческие философы воспринимали природу | как полноту бытия,
эстетически прекрасное, результат целесооб- ' разной упорядочивающей
деятельности демиурга (Платон). По своей мощи природа неизмеримо
превосходит человека, выступает идеалом совершенства. Благая жизнь мыслится
не иначе, как в согласии и гармонии с природой.
Средневековая христианизированная философия развивает концепцию
ущербности природы как результата грехопадения человека. Неизмеримо высоко
над природой стоит Бог. Человек, развивая свои духовные силы, стремится к
возвышению над природой. Свои намерения по возвышению над природой человек
может осуществлять разве что по отношению к собственному телу (умерщвление
плоти), ибо в глобальном масштабе он в средневековье подчинен природным
ритмам.
Возрождение, вроде бы возвращаясь к античным идеалам понимания природы,
дает им новое толкование. Выступая против средневекового резкого
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93