Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)

жизненных потребностей. Причем под влиянием нового способа

жизнедеятельности происходит изменение, очеловечивание самих жизненных

потребностей, унаследованных человеком при его выделении из животного мира.

Определяющим в системе общественных отношений марксизм признает

производственные отношения. Но кроме производственных отношений в систему

общественных отношений входят отношения между историческими общностями

людей (род, племя, народность, нация), брачно-семейные, быта,

межличностные, между обществом и личностью.

Итак, человек — это живое, телесное существо, жизнедеятельность

которого представляет собой основанный на материальном производстве,

осуществляющийся в системе общественных отношений, процесс сознательного,

целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека

для обеспечения его существования, функционирования, развития.

Впервые в истории философской мысли Г. Гегель поставил вопрос о наличии

в историческом процессе объективной закономерности. Он нарисовал объективно-

историческую картину исторического процесса, где реализуется содержание

Мирового Духа. В дальнейшем было предпринято множество попыток объяснить

историю.

На сегодняшний день определились два методологических подхода к анализу

исторического процесса. Один - формационный, или монистический, другой -

цивилизационный, или плюралистический. В рамках первого выделяют две

концепции - марксистскую и теорию постиндустриального общества.

Марксистская концепция основывается на признании решающей детерминантой

развития способа производства. На этой основе происходит выделение

определенных стадий в развитии общества - формаций. Концепция

постиндустриального общества в качестве главной детерминанты общественно-

исторического процесса провозглашает три типа обществ: традиционное,

индустриальное и постиндустриальное.

Коренная идея монистического подхода состоит в признании единства

человеческой истории и ее прогресса в форме стадиального развития. Коренная

идея второго - отрицание единства истории человечества и его

прогрессирующего развития.

Результаты титанического труда К. Маркса и Ф. Энгельса по изучению и

критическому анализу всемирно-исторического опыта позволили выделить

совершенно новое для историографии и социальной философии понятие, понятие

"формация". Общественно-экономическая формация есть общество на

определенной ступени исторического развития, характеризующееся

специфическим экономическим базисом и соответствующими ему политической и

духовной надстройкой, историческими формами общности людей, типом и формой

семьи. Учение об общественно-экономической формации дало ключ к пониманию

единства исторического процесса, что выражено прежде всего в

последовательной смене общественно-экономических формаций друг другом,

когда каждая последующая формация зарождается в недрах предыдущей. Единство

проявляется и в том, что все общественные организмы, имеющие своей основой

данный способ производства, воспроизводят и все другие типичные черты

соответствующей общественно-экономической формации. Но конкретно-истори-

ческие условия существования общественных организмов весьма различны, и это

приводит к неизбежным расхождениям в развитии отдельных стран и народов,

значительному многообразию исторического процесса и к его неравномерности.

Высокие претензии марксизма на революционное изменение мира вызвали

широкую оппозицию по отношению к нему. По степени критического настроя к

формационному учению можно условно выделить два основных направления.

Представители первого настаивают на необходимости замены марксистского

подхода как не выдержавшего проверки историческим опытом новым, в корне

отличным подходом. Представители второго отрицают необходимость такой

замены, настаивая лишь на обновлении марксистского подхода, т.е. на

ликвидации ряда его недостатков. Основным же недостатком формационного

подхода к истории является выпадение из исторического познания вообще

множества элементов и связей общества как системы, которые не находят в

монистическом взгляде на историю своего адекватного объяснения. Прежде

всего, как отметил М.А. Барг, при формационном подходе картина социальной

структуры настолько объединяется, что вся многоплановая социальная

структура так или иначе подтягивается к классам-антагонистам, а духовная

культура сводится, несмотря на все свое богатство, к отражению интересов

основных классов, к отражению первичной стороны и не рассматривается как

самостоятельный, генетически независимый фактор[2].

Cамостоятельное значение приобретает вопрос о "географических"

границах применения формационной теории. Эта теория, разработанная на

материале истории Западной Европы, верно охватывает некоторые особенности

развития западной цивилизации. Применительно к восточным обществам этот

подход выглядит менее убедительно. Реальные тенденции и формы развития на

Востоке и еще многих регионах мира не укладываются в схему пяти формаций.

Это почувствовал еще сам Маркс, выдвинувший проблему азиатского способа

производства, но так и не решивший ее.

Если формационный (монистический) подход к истории раскрывается

достаточно легко, то с цивилизационным подходом дело обстоит сложнее,

поскольку единой цевилизационной теории не существует, как не существует

единого понятия "цивилизация". Этот термин весьма многозначен. В настоящее

время цивилизация рассматривается в трех аспектах. В первом аспекте понятия

"культура" и "цивилизация" трактуются как синонимы. Во втором цивилизация

определяется как овеществление вещественно-технических и социально-организа-

ционных инструментов, обеспечивающих людям достойную их социально-

экономичес-кую организацию общественной жизни, относительно высокий уровень

потребления комфорта. В третьем аспекте цивилизация рассматривается как

историческая ступень развития человечества, следующая за варварством.

На основании цивилизационного подхода выделяется множество

концепций, построенных на разных основаниях, почему его и называют

плюралистическим. По логике этого подхода существует множество исторических

образований (цивилизаций), слабо или вообще не связанных друг с другом. Все

эти образования равноценны. История каждого из них уникальна, как уникальны

они сами. Главное отличие цивилизационного подхода - отсутствие решающей

детерминации в развитии общества. Если формационная теория начинает

постижение общества "снизу", выдвигая на первое место материальное

производство, то сторонники цивилизационного подхода начинают постижение

общества, его истории "сверху", т.е. с культуры во всем многообразии ее

форм и отношений (религия, искусство, нравственность, право, политика и

проч.). И здесь важно, избегая жесткой привязки к способу производства, не

упустить из виду опасность другого монизма - не менее жесткой привязки к

духовно-религиозному или психологическому началу.

Значительный вклад в развитие цивилизационного подхода внесли О.

Шпенглер, М. Вебер, А. Тойнби. Этот подход базируется не на выделении

уровня производительных сил и экономического базиса, а на определении

преобладающего вида хозяйственной деятельности и господствующей системы

ценностей в жизни общества. Здесь отсутствует абсолютизация социально-

экономических законов, господствующих над людьми, принимается во внимание

сложное переплетение технического, экономического, политического,

религиозного и других социокультурных факторов в реальной деятельности

людей, провозглашается право каждого народа на собственный социально-

исторический эксперимент, на реализацию своей культурной программы.

Но посвящая анализу культуры все свое внимание и энергию, сторонники

цивилизационного подхода часто вообще не обращаются к материальной жизни.

Цивилизационный подход представляется именно как противоположность

формационного, как отрицающий материально-произ-водственную детерминацию

общества и его истории. Но противоположности смыкаются. Выпячивание какой-

либо одной формы культуры делает подход монистическим, однотипным

формационному.

Цивилизационный подход еще не разработан до конца как

общеметодологический подход к анализу общественно-исторического процесса. И

он должен быть плюралистическим, принимающим во внимание сложное

переплетение технического, экономического, политического, религиозного и

других социокультурных факторов в общественно-историческом процессе. Его

методология должна находиться в соответствии с современными представлениями

о многофакторности и многовекторности развития. Сущность цивилизационного

подхода должна усматриваться в многофакторном и многовекторном анализе

общественно-исторического процесса. В этом случае насущно необходимым

станет использование достижений монистического подхода, результатов анализа

места и роли отдельных сторон общественной жизни, смыкание цивилизационного

(плюралистического) и формационного (монистического) подходов.

Одной из предпосылок сопряжения формационного и цивилизационного

подходов является сложный, спиралевидный характер формационной теории

общественного развития (а не линейно-стадиальный, как многие себе

представляют). Она может многое дать цивилизационной теории, указывая на

единство развития мировой совокупности цивилизаций как целостной системы.

На необходимость сохранения и использования формационного подхода к

анализу общества и его истории указывают многие отечественные и зарубежные

исследователи. Проведя сравнительный анализ марксистского и

плюралистического подходов, английский либеральный социальный мыслитель Г.

Макленнан пришел к следующему заключению: "В то время, как плюралисты не

стремятся исследовать фундаментальные процессы человеческого общества,

вследствие чего их социальная онтология весьма небогата, марксисты,

напротив, проявляют интерес именно к процессам, идущим в глубинах общества,

к их причинно-следственным механизмам, которые призваны обнаружить как

логически рациональное, так и возможное общее направление этой

эволюции"[3]. Далее он указывает, что системные аспекты капиталистических

обществ невозможно рассматривать, не используя марксистские категории

(особенно такие, как способ производства и смена общественных формаций).

Анализ же явлений, приводящих к множественности социальных формирований и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты