"человек-техника-окружающая среда".
Таковы некоторые основные характерные черты развития современной
техники. А в чем же состоит специфика всей производственно-социальной
системы на рубеже XX-XXI вв.?
Длительное время вклад техники в цивилизацию не дискутировался. Технику
и научно-технический прогресс люди шаблонно оценивали как несомненные
достижения человеческого разума. Столь явно прагматическая оценка этих
социальных явлений не способствовала интенсивному философскому осмыслению
данных проблем, не порождала философских вопросов. Зато художественное
восприятие техники и научно-технического прогресса не выглядело столь
благостным. Здесь, видимо, решающую роль сыграло не рациональное
осмысление, а интуиция.
Так какие же конкретные социальные вопросы подняли ученые и философы,
когда активно взялись за рассмотрение этой темы? Что взволновало и
озаботило их?
Они установили, что реализация идеи бесконечного прогресса в развитии
цивилизации натолкнулась на реальные трудности существования человека,
связанные с исчерпанием ресурсов, влиянием побочных его продуктов на
экологию Земли и многим другим. Философы поняли, что при оценке научных
достижений люди должны руководствоваться не только их происхождением (оно
всегда кажется благостным), но и их включенностью в контекст сложнейших и
зачастую противоречивых социальных процессов. При таком подходе
традиционное понимание науки и техники как безусловного блага для
человечества нуждается в серьезной корректировке.
Именно поэтому философские вопросы сегодня затрагивают самый широкий
спектр бытия техники и концентрируются в основном на двух направлениях:
техника и практическая деятельность человека и социальные проблемы техники
и научно-технического прогресса. В этот круг проблем включаются, в
частности, исследование взаимозависимости инженерного и социального
аспектов современной техники, показ ев всеобъемлющего характера,
эвристической и прикладной функций.
Современное производство превращает природу в рабочее место человека,
природные процессы становятся управляемыми, им заранее могут быть заданы
определенные свойства, и они, таким образом, превращаются в
технологические. Здесь таится огромная опасность для человечества: создавая
новую систему "человек-техника-окружающая природа", оно скорее
руководствовалось волей, чем разумом. И как следствие: корни экологических
катастроф лежат в игнорировании или непонимании целостного характера
биологических систем. Редукционистская методология, где эффективность
сложных систем исследуется на основании анализа их отдельных частей, не
срабатывает.
Не только природа должна быть представлена как динамичная система, но и
человек, взаимодействующий с ней через технику, должен быть включен в
целостность более высокого порядка.
Существование человека в органическом единстве с окружающей средой можно
описать как саморазвитие. Человек приспосабливается к окружающей среде, но
она изменяется в результате его деятельности, и особенно быстро в наше
время. Таким образом, настоящее бытие человека заключается в том, что он
должен приспособиться к плодам своей деятельности, т.е. реализовать процесс
самоадаптации, который приобретает сегодня доминирующий характер.
Развиваются техника и технологии воздействия на окружающую среду, а также
технологии самоадаптации, т.е. формируется культура жизни в созданной
человеком среде. Природа не рассматривается как единственный источник
развития. Таким источником для человека становится еще и его
саморазвивающаяся культура.
В современной цивилизации социальные институты, культура (в ее
институционном выражении), техника и социальные технологии представляют
собой элементы единого развивающегося формообразования, которое через
человека приобретает характер целостности. Поэтому осмысливать проблемы
техники и научно-технического прогресса можно лишь с позиций методологии
историзма и целостности.
70. Философия неопозитивизма и постпозитивизма.
ПОЗИТИВИЗМ (лат positivus — положительный) — направление философии,
объявляющее единственным источником истинного, действительного знания
конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность
философского исследования Возникновение позитивизма было своеобразной
реакцией на неспособность спекулятивной философии (например, нем
классического идеализма) решить философские проблемы, выдвигавшиеся
развитом наук Впадая в др крайность, позитивизм вовсе отверг теоретическую
спекуляцию, умозрение как средство получения знаний Проблемы, понятия и
положения прежней философии (о бытии, сущностях, причинах и т.п.), которые
в силу их высокой абстрактности не могут быть ни разрешены, ни проверены
посредством опыта, позитивизм объявил ложными или лишенными смысла. Сам
позитивизм претендовал на звание принципиально новой, «неметафизической»
(«позитивной») философии, построенной по подобию эмпирических наук и
являющейся их методологией. Одним из главных принципов этой методологии
явился феноменализм: научные теории и законы были истолкованы как лишь
обобщения эмпирических фактов, в соответствии с чем задачей науки было
объявлено чистое описание фактов, а не объяснение их. Но сам позитивизм не
избежал участи прежней философии, ибо его собственные главные положения
(отрицание умозрения, феноменализм и др.) оказались не поддающимися опытной
проверке и, следовательно, «метафизическими». Основателем позитивизма был
Конт, который ввел и термин «позитивизм». Исторически выделяют три этапа в
развитии позитивизма. Представители первого этапа — Конт, Э Литтре, П
Лаффит (Франция), Милль, Спенсер (Англия) Наряду с проблемами гносеологии
(закон трех стадий развития познания — Конт) и логики (Милль) главное место
отводилось социологии (преобразование общества на базе науки — Конт,
органическая теория общества — Спенсер) Возникновение второго этапа
позитивизма — эмпириокритицизма — относится к 70—90-м г.г. 19 в и связано с
именами Маха и Авенариуса, отказавшихся даже от формального признания
объективно-реальных предметов, которого еще придерживались представители
раннего позитивизма. (эмпириокритицизм – все есть так или иначе
организованный опыт. При этом физический мир – это коллективно и социально
организованный опыт, а психическое – опыт, организованный индивидуально.
Эмпириокритицизм отождествляет общественное бытие с общественным сознанием,
защищая идеализм в истории.) В махизме проблемы познания истолковывались с
позиций крайнего психологизма, переходящего в субъективизм Возникновение и
формирование новейшего позитивизма , или неопозитивизма, связано с
деятельностью Венского кружка (Нейрат, Карнап, Шлик, Франк, и др ) и
берлинского Об-ва эмпирической философии (Рейхенбах, Ф Крауз и др ),
объединявших в себе многие направления логический атомизм. логический
позитивизм, общую семантику (близки к этим направлениям операционализм,
прагматизм) Оси место на этом третьем этапе позитивизма занимают
философские проблемы языка, символической логики, структуры научного
исследования и др. Отвергнув психологизм, представители этого направления
позитивизма пошли по линии сближения «логики науки» с математикой, по линии
формализации гносеологических проблем
НЕОПОЗИТИВИЗМ — одно из направлений философии 20 в. Современная форма
позитивизма - неопозитивизм лишает философию ее предмета, считая, что
знание о действительности дается лишь в повседневном или конкретно-научном
мышлении, а философия возможна только как деятельность по анализу языка, в
котором выражаются результаты этих видов мышления (Аналитическая
философия). Философский анализ с точки зрения неопизитивизм не
распространяется на объективную реальность, он должен ограничиваться лишь
«данным», т. е. непосредственным, опытом или языком. Крайние формы
неопозитивизма, например, ранний неопозитивизм Венского кружка, ограничивая
«данность» индивидуальными переживаниями, непосредственно приходят к
солипсизму. Наиболее влиятельной разновидностью Н. явился логический
позитивизм. К общей платформе неопозитивизма примыкали и английские
философы-аналитики, последователи Мура (Стеббинг, Уисдом и др.).
Неопозитивистскими были и философские взгляды ряда представителей
логической львовско-варшавской школы (К. Айдукевич и др.). В 30-х гг.
происходит идейное и научно-организационное слияние различных групп и
отдельных философов, придерживавшихся неопозитивистских взглядов: австро-
нем, логических позитивистов Венского кружка (Карнап, Шлик, О. Нейрат и
др.) и берлинского «Общества эмпирической философии» (Рейхенбах, Гемпель и
др.), английских аналитиков, ряда амер. представителей «философии науки»
позитивистко-прагматистского направления (Нагель, Маргенау, Моррис,
Бриджмен и др.), упсальской школы в Швеции, мюнстер-ской логической группы
(Германия) во главе с Шольцем и др. С того времени регулярно созывается ряд
международных конгрессов и осуществляется широкая пропаганда идей
неопозитивизма в печати, Рекламируя себя в качестве «научного эмпиризма»,
неопозитивизм оказывает заметное воздействие на различные круги ученых, под
его влиянием складывается ряд идеалистических концепций в истолковании
открытий современной науки. В то же время следует отметить положительное
значение конкретных результатов исследований по формальной логике и
некоторым вопросам методологии науки, достигнутых как самими
неопозитивистами, так и учеными, которые не являлись неопозитивистами, но
участвовали в организуемых ими конгрессах, дискуссиях и т. д. С конца 30-х
г.г. основным центром неопозитивизма становятся США, где в настоящее время
эта философия представлена прежде всего логическим эмпиризмом.
Специфической разновидностью англ. Н. является лингвистическая философия. В
Англии представителями неопозитивизма также являются Айер и Поппер.
Современный неопозитивизм переживает глубокий идейный кризис, который
выражается в неспособности решить коренные философские проблемы, в уходе от
них, в перемещении центра тяжести на конкретные логико-методологические
исследования.
Рассмотрим основные идеи неопозитивизма ( или его еще называют
логическим позитивизмом).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93