Аристотель писал, что победные венки получают лишь те, "кто участвует в
состязаниях".
Лишение индивида общения и возможности выбора деятельности, известной
свободы действий отрицательно сказывается на развитии личности и ее
самочувствии. Не случайно изоляция человека от общества и общения всегда
считалась одним из самых суровых наказаний. Это вполне объяснимо, ибо
постоянная изоляция и одиночество противоречат самой сущности личности.
Но еще более отрицательное и страшное влияние на личность, приводящее к
ее разрушению, имеет навязывание ей чужой воли и мыслей. Человек, полностью
подчиненный чужой воле и лишенный (посредством внушения, идеологического
оболванивания через агитацию и пропаганду и т.д.) собственного
мировоззрения, собственных мыслей и взглядов, - это уже не личность.
Также трудно назвать личностью индивида, лишенного разума и рассудка по
каким-то другим причинам. Люди, у которых отсутствуют разум, воля и,
следовательно, СВОБОДА ДЕЙСТВИЙ, не могут быть ОТВЕТСТВЕННЫМИ (без свободы
нет ответственности) и не должны отвечать за содеянное, ибо это не ими
обусловленные и потому по существу не их поступки. Вот почему их нельзя
судить или осуждать.
Свобода - это атрибут личности. Но свобода без ответственности - это
произвол. Поэтому ответственность является не в меньшей, а в большей
степени атрибутом личности, ибо быть ответственным труднее, чем свободным.
Быть личностью, следовательно, нелегко. Но еще труднее быть счастливой
личностью. Свобода и ответственность подлинной личности, требующие
постоянного творчества и постоянных мук совести, страданий и переживаний,
очень редко сочетаются со счастьем. И чем личность выше и значительнее, тем
выше и ответственность ее перед собой и людьми.
Безусловно, социальная среда, как мы выяснили, оказывает существенное
влияние на формирование и поведение личности. Но не в меньшей степени
личностные ориентации и поведение обусловлены внутренним, духовным миром
человека. Не зря говорят, что каждый сам кузнец своей судьбы и счастья. Чем
ярче у человека выражены интеллектуально-нравственные и волевые качества,
чем больше его жизненные ориентации совпадают с общечеловеческими
ценностями, чем в большей степени он положительно влияет на развитие и
утверждение этих ценностей, тем ярче и значительней сама личность. Она как
бы возвышается над своей природной основой и в известном смысле даже
преодолевает ее, оставляя свой след и плоды своей деятельности и после
своей биологической смерти.
Во всяком случае личность, застывшая в своем формировании, в своих
устремлениях, - это уже деградирующая личность.
Философская антропология не может обойти стороной ВОПРОС О СМЫСЛЕ И ЦЕЛИ
ЖИЗНИ. Дать логически обоснованный ответ об абсолютном и высшем смысле
жизни человека невозможно. Дать абсолютный ответ - значит исчерпать саму
жизнь, которая беспредельна в своем существовании и не исчерпывается
рациональным объяснением.
Думается однако, что к решению вопроса о смысле и цели жизни не следует
подходить абсолютно отрицательно. Применительно к жизни отдельной личности
он имеет реальный смысл и значение. Более того, если бы каждый не отвечал
для себя как-то на этот вопрос, то само существование человека было бы
действительно бессмысленным со всеми вытекающими отсюда отрицательными
последствиями. Достоевский по этому поводу очень хорошо сказал, что без
твердого представления себе, для чего ему жить, человек "не согласится жить
и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его все были
хлебы". Много глубокого смысла и мудрости содержат также слова Ницше: "тот,
кто имеет ЗАЧЕМ жить, может вынести любое КАК".
Имея ввиду этот реальный, а не абсолютный смысл жизни, мы полагаем, что
в общем плане можно сказать: СМЫСЛ ЖИЗНИ СОСТОИТ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА КАК
САМОЦЕЛИ, ЕГО ВСЕСТОРОННЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ. Как писал Кант, существование
человека "имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его
силах, он может подчинить всю природу".
Определить личностный смысл жизни - это значит осмыслить жизнь во всей
ее сути и в большом плане; это значит объяснить, что в ней подлинное, а что
- мнимое; это, наконец, определить не только основные задачи и цели жизни,
но и реальные средства их осуществления. По мнению С. Л. Рубинштейна, все
это бесконечно превосходит всякую ученость и связано с драгоценным и редким
свойством - мудростью.
"Юноше, обдумывающему жизнь" и пожелавшему узнать смысл ее с самого
начала, ничего не остается, как только обратиться к тем, кто ее уже прожил,
причем прожил, конечно, мудро; а еще лучше - к летописи человеческой
мудрости, проверенной на опыте не только одного человека, но и всего
человечества. Одно из древних и в различных модификациях встречающееся у
всех народов высказываний на этот счет таково, что оно, увы, не оставляет
надежды для спешащих получить готовый ответ на этот вопрос в начале жизни и
отсылает их к самой жизни: "сначала жить, потом философствовать"
Близка к ней, но более человечна, в традициях русской философии, мысль
Ф. М. Достоевского: надо не просто "сначала жить", а прежде всего надо
"жизнь полюбить", причем "полюбить больше, чем смысл ее"; как говорит Алеша
Карамазов, полюбить жизнь "прежде логики, и только тогда я и смысл пойму".
Добавим, что сердцевиной этой любви к жизни является любовь к людям,
положенная в основу всех дел, мыслей, чувств и поступков личности.
Ко всему сказанному следует добавить, что поскольку человек в своей сути
существо общественное, поэтому и смысл его жизни может быть найден только
на пути сопряжения интересов и целей общества и личности. Общность индивида
и рода, личности и социума дает основание оптимистически смотреть на бытие
человека в мире и смысл его жизни. Трагизм индивидуальной смерти
преодолевается тем, что человек и после смерти остается в результатах своей
деятельности, своего творчества в благородной памяти потомков.
83. Энциклопедизм философской системы Аристотеля.
На формирование философии Аристотеля оказало влияние учение Платона «Об
идеях». Аристотель занял критическую позицию по отношению к Платону.
Аристотель был первым, кто исследовал все работы предшествующих ученых –
150 работ. Экзотерические – составлены в форме диалога и представлены для
всех вне школы. Эндотерические – все сочинения представлены для пользования
учеников, но не для широкой публики.
Хорошо сохранились произведения, которые использовались для
мировоззренческих диспутов, которые предназначались для учеников
Аристотеля:
1) философские проблемы метафизики;
2) этические вопросы - экомахова этика;
3) психологические – «О душе»
4) социально – политические.
Аристотель сформулировал где существует частное и общее.
Общее существует в любом месте и в любое время, определяясь в единичное,
через которое оно создается. Общее постигается умом. Для объяснения, что
оно существует, Аристотель признавал 4 причины сущности бытия: 1) всякая
вещь такова, какова она есть (формальная причина); 2) материя и подлежащее,
то из чего возникает материальная причина, движущая целевая причина, то
ради чего что-нибудь существует. Аристотель в материи видел пассивное
начало, активное начало – это суть бытия, форма, которой приписывается
вечность и неизменчивость. Источник всякого движения неподвижен, движущее
начало – бог, но не подвижна – высшая его цель развивающаяся по его
законам. Учение о сути бытия – есть учение объективного идеализма. Форма
присуща самому веществу, но есть вид, который любой форме придает
определенное значение и т.о. он рассматривал предмет чувственного мира и
как материю и как идею. Цель науки он видел: 1) в полном определении
предмета, достигаемым только путем соединения, дедукции и индукции; 2)
знания об отдельных свойствах должны приобретаться из опыта; 3) сущность
должна быть доказана с помощью умозаключения через категориальный
силлогизм.
Так же как и Платон, Аристотель большое внимание уделял социальным
отношениям. Его социальные взгляды разрабатывались с приоритетом человека
перед обществом и государством. Человека Платон называл политическим
животным. Социальность он связывал с семьей, т.к. происхождение и развитие
государства «природно»; от семьи – общение, а от общения государство.
Аристотель говорит: «гражданами могут быть только свободные люди, воины,
философы, а ремесленники, торговцы неполноправные граждане, ибо их жизнь
убивает. Неприемлимым он считал тиранию и демократию. Государство, по его
мнению, существует для того, чтобы предотвратить чрезмерное накопление
гражданами имущества, удержания рабов в повиновении. Рабство природное
явление. Аристотель описал в своей политике государства – город Др. Греции.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) родился в Стагире (Македония). Его отец
Никомах был придворным лекарем македонского царя Аминта II. В семье
Аристотель приобрел определенные знания и глубокий интерес к
естествознанию. В 17 лет под влиянием молвы об Академии Платона он покидает
Стагиру, перебирается в Афины и становится учеником Платона. В Академии
Аристотель в течение почти 20 лет развивает свои творческие способности.
Сначала на него заметно влияла философия Платона, в частности, учение об
идеях. Однако менее чем за десять лет пребывания в Академии он
"самоопределился" и занял критическую позицию по отношению к философии
академиков. Несогласие с академической философией в основных вопросах
заставило его в конце концов уйти из Академии, оставить Афины. На некоторое
время он поселился в македонской Пелле, исполнял обязанности учителя
Александра, сына македонского царя Филиппа II. Затем много странствовал и
только через тридцать лет возвратился в Афины, основал здесь собственную
школу в афинском Ликее (Лицее). При школе был сад с крытыми галереями для
прогулок. Аристотель имел обыкновение во время чтения лекций прогуливаться
по этим галереям со своими слушателями. Поэтому школу стали называть
перипатетической (от греч. перипатео -прохаживаюсь), а ее учеников -
перипатетиками.
Аристотель был, видимо, первым, кто глубоко и систематически исследовал
все доступные ему работы предшествующих мыслителей. Он написал более 150
научных трудов и трактатов. Его сочинения делятся на две группы:
"экзотерические" (от греч. экзо - вне, снаружи), составленные в форме
диалога и предназначенные для широкой публики вне школы, и "эзотерические"
(от греч. эзо - внутри), - продукт творческой активности Аристотеля в
период преподавания, предназначенный не для публики, а только для учеников
внутри школы. Сочинения первой группы почти полностью утрачены, остались
лишь отдельные фрагменты или только названия работ. Зато хорошо сохранились
сочинения второй группы: до нас дошло множество работ шкалы по философской
проблематике и некоторым разделам естествознания. Логические труды
Аристотеля объединены под названием "Органон", философские проблемы
исследуются в "Метафизике", этические - в "Никомаховой этике",
психологические - в сочинении "0 душе", социально-политические -в
"Политике" и т.д.
В своей "первой философии" ("Метафизике") Аристотель подверг критике
учение Платона об идеях и дал решение вопроса об отношении в бытии общего и
единичного. Единичное - то, что существует только "где-либо" и "теперь",
оно чувственно воспринимаемо. Общее - то, что существует в любом месте и в
любое время ("повсюду" и "всегда"), проявляясь при определенных условиях в
единичном, через которое оно познается. Общее составляет предмет науки и
постигается умом.
Для объяснения того, что существует, Аристотель признавал четыре
причины; сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова
она есть (ФОРМАЛЬНАЯ ПРИЧИНА); материя и подлежащее (субстрат - от
позднелат. субстратум, букв. - подстилка) - то, из чего что-либо возникает
(МАТЕРИАЛЬНАЯ ПРИЧИНА); ДВИЖУЩАЯ ПРИЧИНА, начало движения; ЦЕЛЕВАЯ
ПРИЧИНА - то, ради чего что-либо осуществляется.
Хотя Аристотель признавал материю одной из первых причин и считал ее
некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное начало (возможность
стать чем-либо). Всю же активность он приписывал остальным трем причинам,
причем сути бытия - форме - приписал вечность и неизменность, а источником
всякого движения считал неподвижное, но движущее начало - бога. Бог
Аристотеля - "перводвигатель" мира, высшая цель всех развивающихся по
собственным законам форм и образований. Учение Аристотеля о форме есть
учение объективного идеализма.
Движение по Аристотелю, есть переход чего-либо из возможности в
действительность. Он различал 4 рода движения: качественное, или изменение;
количественное - увеличение или уменьшение; перемещение - пространственное
движение; возникновение и уничтожение, сводимые к первым двум видам.
По Аристотелю, всякая реально существующая единичная вещь есть единство
"материи" и "формы", причем "форма" -присущий самому веществу "вид",
принимаемый им. Один и тот же предмет чувственного мира может
рассматриваться и как. "материя", и как "форма". Медь есть "материя" по
отношению к шару ("форме"), который из меди отливается. Но та же медь есть
"форма" по отношению к физическим элементам, соединением которых, согласно
Аристотелю, является вещество меди. Вся реальность оказывалась, таким
образом, последовательностью переходов от "материи" к "форме" и от "формы"
к "материи".
В учении о познании и его видах Аристотель различал "диалектическое" и
"аподиктическое" (от греч. аподиктикос-доказательный, убедительный)
познание. Область первого -"мнение", получаемое из опыта, второго -
достоверное знание. Хотя мнение и может получить весьма высокую степень
вероятности по своему содержанию, опыт не является, по Аристотелю,
последней инстанцией достоверности знания, ибо высшие принципы знания
созерцаются умом непосредственно. Цель науки Аристотель видел в полном
определении предмета, достигаемом только путем соединения дедукции (от лат.
дедукцио - выведение; переход от общего к частному) и индукции (от лат.
индукцио - наведение; способ рассуждения от частных фактов, положений к
общим выводам): 1) знание о каждом отдельном свойстве должно быть
приобретено из опыта; 2) убеждение в том, что это свойство - существенное,
должно быть доказано умозаключением особой логической формы -
категорическим силлогизмом (греч, силлогимос; логическое умозаключение, в
котором из двух данных суждений, посылок, получается третье - вывод).
Много внимания Аристотель уделял учению о природе человека и
государстве. Человека он понимал как "политическое животное", т.е.
гениально предугадывал социальное в человеке. Отличие человека от животного
Аристотель видел в его способности к интеллектуальной деятельности.
Социальность человека он связывал прежде всего с семьей, потому что
отстаивал "природное" происхождение и устройство государства: исторически
развитие общества, согласно его учению, идет от семьи к общине (селению), а
от него - к государству (городу, полису).
В "Политике" государство определяется как общение подобных друг другу
людей в целях возможно лучшего существования. Положение людей определяется
собственностью, мысль о которой доставляет человеку истинное наслаждение.
Гражданами общества могут быть только свободные (воины, судьи, правители),
а ремесленники, торговцы и т.д. - неполноправные граждане, ибо их жизнь не
способствует добродетели. Исследуя формы государственного устройства,
Аристотель пришел к выводу, что лучшей из правильных форм (монархия,
аристократия и "полития" - власть среднего класса) является "полития", ибо
она должна объединять добродедель, богатство, свободу, выражать интересы
богатых и бедных. Плохими формами государства Аристотель считал тиранию
(возникающую как деформация монархии), олигархию (деформация аристократии)
и демократию (деформация политии).
Аристотель отвергает спекулятивное "идеальное государство" Платона.
Основными задачами государства он считает предотвращение чрезмерного
накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической власти
личности и удержание рабов в повиновении. Согласно учению Аристотеля,
рабство существует "по природе", ибо одни люди предназначены повелевать, а
другие - подчиняться и следовать указаниям первых.
Здесь он использует мысль о противоположности души и тела. "Те люди,
которые столь же отличаются от других людей, как душа от тела, а человек от
животного... по своей природе - рабы; для них... лучший удел быть в
подчинении у деспотической власти" - такой, какой подчиняются тела и
животные. Рабы - это прежде всего варвары, отличные от господ как телом,
приспособленным к грубому физическому труду, так и "рабской" душою. Раб -
"одушевленный инструмент", часть имущества господина, отличающаяся от
другого имущества лишь тем, что имеет человеческие душу и тело. Раб не
имеет никаких прав, и по отношению к нему не может быть совершено
несправедливости; нельзя дружить с рабом, поскольку он раб, делает оговорку
Аристотель, - но дружить с ним можно, поскольку он человек.
Теория государства Аристотеля опиралась на огромный изученный им и
собранный в его школе фактический материал о греческих городах-государствах
(полисах).
84. Язык и мышление. Знак и значение, информация и сигнал. Проблема
искусственного интеллекта.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93