незаметных частиц.
Серьезно Локк отнесся к решению вопроса об образовании сложных идей.
Сложные идеи – результат соединения простых идей, это сложные отношения и
абстрагирование.
Спиноза различал знание и формы знания. Низшая ступень – воображение
(чувственное восприятие), средняя – интуиция, высшая – умственные
способности к доказательствам и умозаключениям.
В теории познания Лейбниц воздействовал на сознание в плане объединения
эмпиризма и рационализма. Знание Локк делит на: … разума и истины
фактической, т.е. рациональное и эмпирическое знание. В разуме нет ничего,
чего бы ни было в чувствах, кроме самого разума. Особую область знания
философов Нового Времени составляет Философское знание.
Бэкон разделил человека на две части. Человек рассматривается как
таковой, с другой стороны изучается отношение человека к обществу.
Философия человека складывается из наук, изучающих тело и душу. Важное
значение занимает этика, где Бэкон выделил два учения:
Учение об идеале или образе блага.
Учение об управлении и воспитании души.
Гоббс рассматривал проблемы отношения людей в обществе. Так как все
люди разные и эта разность ставит любого отдельного человека в оппозицию по
отношению к другим, Гоббс сформулировал это как состояние войны всех против
всех и войны каждого против всех. Таким образом, противоречия в обществе
покоятся на соперничестве, недоверии, жажды власти. Но в этом состоянии
Гоббс не увидел ничего противоестественного. Чтобы снять противоречия люди
должны заботиться о самосохранении и благополучии жизни. На этой основе
произошло формирование государства. Для этого необходимо часть полномочий
делегировать власти, а власть есть фактор стабильности и защиты. Таким
образом, родилась идея общего договора.
Эта идея развита Локком. Так как люди от природы свободные, равные и
независимые, то никто не в праве лишить их этого. Единственный путь, при
котором кто–то отказывается от естественной свободы – это соглашение с
другими людьми и властью о мирной и спокойной жизни.
Сходные мысли высказывал Спиноза, который в «Общественный Договор»
вводит приемлемые формы государственной власти: демократия, аристократия,
монархия. Заставить уважать свободу личности можно на основе этики
разумного эгоизма: «этично то, что практично».
Свобода не должна противостоять необходимости и человек может быть
свободен, если он существует по необходимости. Спиноза соединял свободу с
разумом и с жизнью в обществе, как таковом. Кто рождается свободным, тот
должен быть свободным. Утверждение свободного учения - забота о
существовании того строя, в котором в котором они находятся.
66. Философия и наука: единство и отличие познавательных и практических
функций.
Рассказать о науке
67. Философия истории о динамизме общественного развития ( Н. Бердяев, Н
Данилевский) и социальном прогрессе (Дж. Вико, Ж. А. Кондросе, Ж.-Ж.
Руссо).
68. Философия истории. Направленность и смысл истории
69. Философия как методология. Конкретно-научные, общенаучные и философские
методы познания мира. Проблемы противоречий и гармонии.
Научное познание, его специфика и строение.
Наука как своеобразная форма познания начала развиваться относительно
самостоятельно в эпоху становления капиталистического способа производства
(XVI-XVII вв.). Однако самостоятельность не тождественная
самоизолированности. Наука всегда была связана с практикой, получала от нее
все новые и новые импульсы для своего развития и, в свою очередь,
воздействовала на ход практической деятельности, опредмечивалась,
материализовалась в ней.
НАУКА - это форма духовной деятельности людей, которая производит знания
о природе, обществе и о самом познании. Ее непосредственной целью является
постижение истины и открытие объективных законов развития мира. Поэтому
наука в целом образует единую, взаимосвязанную, РАЗВИВАЮЩУЮСЯ СИСТЕМУ
ЗНАНИЙ О ТАКИХ ЗАКОНАХ.
Вместе с тем, в зависимости от изучения той или иной формы материи,
стороны действительности, наука разделяется на множество отраслей знания
(чайных наук). Это главный критерий классификации. Используются и другие
критерии. В частности, ПО ПРЕДМЕТУ И МЕТОДУ ПОЗНАНИЯ можно выделить науки о
природе - естествознание и обществе - обществознание (гуманитарные,
социальные науки), о познании, мышлении (логика, гносеология и др.). Очень
своеобразной наукой является современная математика. Отдельную группу
составляют технические науки.
В свою очередь каждая группа наук подвергается более детальному
членению. Так, в состав естественных наук входят механика, физика, химия,
биология и др., каждая из которых подразделяется на ряд научных дисциплин -
физическая химия, биофизика и т.п. Наукой о наиболее общих законах
действительности является философия, которую, как мы выяснили в первой
лекции, нельзя полностью относить только к науке.
Возьмем еще один критерий: ПО СВОЕЙ УДАЛЕННОСТИ ОТ ПРАКТИКИ науки можно
разделить на два крупных типа: ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ. где нет прямой ориентации
на практику, и ПРИКЛАДНЫЕ - непосредственное применение результатов
научного познания для решения производственных и социально-практических
проблем. Наука как форма познания и социальный институт сама себя изучает с
помощью комплекса дисциплин, в который входят история и логика науки,
психология научного творчества, социология научного знания и науки,
науковедение и др. В настоящее время бурно развивается философия науки (об
этом - в следующей лекции).
При всем этом мы всегда должны помнить, что независимо от критериев и
глубины классификации границу между отдельными науками и научными
дисциплинами условны и подвижны.
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ: 1. Первая и основная задача
научного познания, как мы уже выяснили, - обнаружение объективных законов
действительности - природных, социальных (общественных), законов самого
познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на
существенные свойства предмета и их выражение в системе абстракций. Без
этого не может быть науки, ибо само понятие научности предполагает открытие
законов, углубление в сущность изучаемых явлений.
2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания -
объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и
методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания. Активность
субъекта - важнейшее условие и предпосылка научного познания. Но приоритет
в нем отдается объективности. ОБЪЕКТИВНОСТЬ - характерная черта научного
познания.
3. Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на
практическую воплощенность. Жизненный смысл научного изыскания может быть
выражен формулой: "Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически
действовать" - не только в настоящем, но и в будущем.
4. Научное познание в гносеологическом плане - это сложный,
противоречивый процесс воспроизводства знаний, которые образуют целостную
развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных
форм, закрепленных в языке - естественном или, что более характерно, -
искусственном (математическая символика, химические формулы и т.п.).
Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала
- важный показатель научности.
5. В процессе научного познания применяются такие специфические
материальные средства, как приборы, инструменты, другое т.н. "научное
оборудование", зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны,
радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т.д.). Кроме того, для науки
в большей мере, чем других форм познания, характерно использование в
исследованиях своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных)
средств и методов, как современная логика, математические методы,
диалектика, системный, кибернетический и другие общенаучные приемы и методы
(об этом - ниже).
6. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность
полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем в нем немало
гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений. Вот почему
важнейшее значение здесь имеет логико-методологическая подготовка
исследователей, их философская культура, умение правильно использовать
законы и принципы мышления.
В современной методологии выделяют различные критерии научности. К ним
относят, кроме выше названных, такие, как внутренняя системность знания,
его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость,
воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости,
строгость и др. В других формах познания указанные критерии проявляются в
разной мере, но не являются определяющими.
СПЕЦИФИКА ПОЗНАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ. Долгое время анализ науки и
научного познания моделировался по естественно-математическим методам
познания. Его характеристики приписывались науке в целом как таковой, о чем
наглядно свидетельствовал позитивизм. В последние годы резко возрос интерес
к социальному (гуманитарному) познанию. Когда речь заходит о социальном
познании как одном из своеобразных видов научного познания, то следует
иметь ввиду два его аспекта:
1) любое познание в каждой из своих форм всегда социально, потому что
представляет собой общественный продукт и детерминировано культурно-
историческими причинами;
2) один из видов научного познания, который имеет своим предметом
социальные (общественные) явления и процессы - общество в целом или его
отдельные стороны: экономику, политику, духовную сферу и др.
При исследовании недопустимо как сведение социальных явлений к природным
(попытки объяснить общественные процессы только законами естествознания),
так и противопоставление природного и социального, вплоть до полного их
разрыва. В первом случае социально-гуманитарное знание отождествляется с
естественно-научным и механически, некритически сводится (редукция) к нему.
Это натурализм, выступающий в формах механицизма, физикализма, биологизма
и др. Во втором случае налицо противопоставление естествознания и наук о
культуре, сопровождаемое нередко дискредитацией "точных" наук
("гуманитаристика").
Оба типа наук - ветви науки как целого, характеризующиеся единством и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93