Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)

творчества Сократа для понимания сущности человека и Блага.

Античная (от .лат. антиквитас - древность, старина) философия древних

греков и римлян зародилась в конце VII в. до н.э. и просуществовала до

начала VI в. н.э., когда император Юстиан в 529 г. закрыл последнюю

греческую философскую школу - Платоновскую Академию. Античная философия,

таким образом, жила около 1200 лет и в своем развитии насчитывает четыре

основных периода:

VII-V вв. до н.э. - досократовский период (Гераклит, Демокрит и др.),

2-я пол. V - конец IV вв. до н.э. - классический период (Сократ, Платон,

Аристотель и др.);

Конец IV-II вв. до н.э. - эллинистический период (Эпикур и др.),

I в. до н.э. - VI в. н.э. - римская философия.

Античная философия возникла и развивалась во время зарождения и

становления рабовладельческого общества, когда оно делилось на классы и

обособлялась социальная группа людей, занимавшаяся только умственным

трудом. Своим появлением эта философия обязана и развитию естествознания,

прежде всего математики, астрономии. Правда, в то далекое время

естествознание еще не выделилось в самостоятельную область человеческого

познания. Все знание о мире и человеке объединялось в философии. По сути

это был синоним зарождающейся науки и теоретической мысли вообще,

совокупного, не разделенного до поры, до времени на специальные разделы

знания как конкретного, так и обобщенного. Не случайно Древнейшую философии

еще называют наукой наук.

В лекции внимание сфокусируем на некоторых основных проблемах

древнегреческой философии. В ней, как и в любой другой, в том числе и

современной, было два прямо противоположных направления: материализм (линия

Демокрита) и идеализм (линия Платона).

Материалистическая идея взглядов на мир была представлена Гераклитом. Он

написал книгу, в которой обратил внимание на отношение мышления к бытию и

сделал вывод, что материя первична, в основе всего сущего лежит огонь,

который, переходя из одного состояния в другое находится в вечном движении.

Огонь стал связующим звеном между стихиями. Т.о., Гераклит рассматривает

мир как естественный процесс, и мир, по его словам, имеет

материалистическое происхождение. Гениальности Гераклита соответствует его

мысль о том, что космос двоичен, его противоречивость является причиной

изменений, изменения происходят в соответствии с логосом – все

закономерно. Всеобщность представлена в форме всеобщей текучести вещей. Эти

изменения положены в основу его теории изменений. (В одну реку нельзя войти

дважды; все течет, все изменяется). Космос, природа – это объективная

реальность, наравне с возможностью познания эмпирического. Гераклит

допускал и чувственное познание. Он говорил: человек должен не только

прислушиваться к разуму, но и обращаться к разуму. Наряду с атомами

Гераклит признавал наличие пустоты. И принцип взаимоотношения пустоты и

атома рассматривается Гераклитом как принцип движения мира (материи).

В теории познания Гераклит выделил 2 вида рационального осмысления всего

происходящего: логическое познание и чувственное, которое определяется с

помощью органолептических чувств. Т.о. Гераклит – это первый ученый,

который на уровне созерцательности серьезно занимался проблемами

материальности мира, его метафизического познания, как формы существования

объективной реальности.

II период характеризуется творчеством Сократа, Платона, Аристотеля.

Материальная диалектика Гераклита имела большое значение для развития не

только Элейской школы, но и для развития Платона, Аристотеля.

62. Философия "всеединства": истоки, цельность, знания, софиология, пути

богочеловечества (Вл. Соловьев, Л.П. Карсавин, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк).

Религиозная философия в России имеет богатую традицию. В 60-70 г. 19 в.

появился целый ряд философских работ, которые были направлены на толкование

и выявление сущности духа. Философия нравственности впервые отразилась в

работе Юркевича "Сердце и его значение в духовной жизни человека" пытались

обнаружить в духе платонизма неизменную идею объекта, эта идея равная

мышлению и бытию Особое место в нравственно-религиозной философии

отводится таким философам как Соловьев, Красавин, Булгаков, Франк.

Основоположником нового религиозного сознания стал крупнейший русский

философ Владимир Сергеевич СОЛОВЬЕВ. Его ставили в один ряд с Аврелием

Августином, Ф. Шеллингом, сопоставляли с А. Шопенгауэром, Ф. Ницше. Он и в

самом деле не вписывался в какое-то одно течение или направление,

синтезируя самые разнородные тенденции мировой философии.

Соловьев попытался создать целостную мировоззренческую систему, которая

на основе христианства воедино связала бы запросы религиозной и социальной

жизни человека. Причем, в отличие от некоторых своих предшественников и

последователей, под христианством он подразумевал не какую-то одну из его

конфессий, а их объединение, и его учение характеризуется

межконфессиональностью.

Центральная идея философии Соловьева - ИДЕЯ ВСЕЕДИНСТВА. Онтологической

основой его выступает божественная Троица (Отец, Сын и Дух Святой) в ее

связи со всеми божественными творениями и главное - с человеком. Основной

принцип всеединства - "Все едино в Боге". Всеединство - это прежде всего

единство творца и творения. Бог у Соловьева не уподобляется человеку, а

предстает как "космический разум", как "сверхличное существо", как "особая

организующая сила".

"Космический разум", по мнению философа, состоит из множества

элементарных сущностей, которые лежат в основе всякого явления или предмета

и называются атомами. Атомы своими движениями и колебаниями образуют

реальный мир. Сами атомы Соловьев трактует как особые истечения Божества,

"живые элементарные существа" или ИДЕИ, каждая из которых обладает

определенной силой.

Непосредственным же субъектом всех изменений у русского мыслителя

выступает МИРОВАЯ ДУША, которая обладает особой энергией, одухотворяющей

все существующее. Однако действует она не самостоятельно, ей нужен

божественный импульс. Таким импульсом, данным мировой душе от Бога,

является ИДЕЯ ВСЕЕДИНСТВА как определяющая форма всей ее деятельности.

Эта вечная божественная идея в системе Соловьева получила название

СОФИИ (греч, софия - мастерство, знание, мудрость) - МУДРОСТИ. В ней София

- ключевое понятие. Поэтому учение русского мыслителя носит также название

СОФИОЛОГИИ. В нем мировую душу-Софию он рассматривал как связующее звено

между творцом и творением, которое придает общность Богу, миру и

человечеству.

Механизм сближения Бога, мира и человечества Соловьев раскрывает через

концепцию БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВА, реальным и совершенным воплощением которого

выступает Иисус Христос, соединяющий в себе два начала - божественное и

человеческое. Его образ служит не только идеалом для каждого индивида, но и

высшей целью развития всего человечества.

Первичным условием на пути к богочеловечеству является христианское

обращение, т.е. принятие христианского вероуче

ния. Природный человек, не просветленный божественной истиной,

противостоит людям как чуждая и враждебная сила. Христос открыл человеку

всеобщие моральные ценности, создал условия для его нравственного

совершенствования. Приобщаясь к учению Христа, человек идет по пути своего

одухотворения. Это приобщение составляет содержание соловьевской

историософии.

В гносеологическом аспекте принцип всеединства реализуется через

концепцию ЦЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ. Оно представляет собой неразрывную взаимосвязь

трех разновидностей этого знания: эмпирического (научного), рационального

(философского) и мистического (созерцательно-религиозного). В качестве

предпосылки, основополагающего принципа цельное знание предусматривает ВЕРУ

В СУЩЕСТВОВАНИЕ АБСОЛЮТНОГО НАЧАЛА - БОГА. Цельное знание, по Соловьеву,

невозможно получить только эмпирическими и рациональными средствами.

Эмпирическое знание раскрывает лишь внешнюю сторону явлений, а рациональное

- особенности самого мышления. Однако истина или сущее не даны человеку ни

в опыте, ни в мышлении. Истина постигается через непосредственное

созерцание, интуицию. Так Соловьев в своей концепции попытался совместить

принцип автономии разума, на котором основан рационализм, с принципом

богооткровенности христианского вероучения, являющимся базой богословия.

Другими словами: русский мыслитель пришел к выводу о необходимости единства

науки, философии и религии. Подобное единство, которое он называл

"свободной теософией", позволяло рассматривать мир как завершенную систему,

обусловленную всеединством или Богом.

Учение Соловьева о всеединстве было поддержано Карсавиным, Франком,

Флоренским и Булгаковым. Карсавин формировался под влиянием Н. Кузанского

и Д.Бруно. Его философия исходит из первоначала, которое претендует на

абсолютное значение, т.е философия становится на путь веры. Ученые

прониклись духом пантеизма, что характерно для всех философов занимающихся

идеей всеединства. Исходным пунктом Карсавин считал идею связи человека с

божеством. Человек есть космос, его тайна заключается в тайне космоса.

Карсавин строил систему, в которой человек и космос смыкаются в единстве,

единяясь в вечном, представляют собой абсолют.

Франк строил систему, исходя из познания, выраженного, с одной

стороны, в сущности и понятий, с другой в интуиции. Интуицию считал

первичной основой знания. Утверждал, что на свете нет ничего и не мыслимо

ничто, что могло бы быть само по себе без всякой связи с чем-либо иным.

Утверждал, характеризуя всеединство, что Бог не мыслим без отношения ко

всему в чем он находится и присутствует постоянно. Всеединство нельзя

осмыслить, оно дается и доступно только в интуиции. Франк выделял 2

стороны: закрытую (недоступную) и открытую. Всеединство проникая во все

сущее, становится конкретным определенным, единым.

Флоренский, преклоняясь перед цельностью жизни, находил искомую в ней

одушевленную природу и стремился разобраться как энергия одной вещи втекает

в другие и каждый живет во всех и все в каждом. Мир – текущее бытие, за

которым прозревает иная действительность, путь к абсолюту идет через

сомнение. Как и Соловьев пользуется понятием "софия", но толкует "софию"

как божественное преобразование, мистическая основа космоса, которая

руководит миром, через смыкание с абсолютом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты