обусловливающие содержание и направленность их деятельности. Это
производительные силы общества и существующие в нем производственные
отношения, составляющие в своем единстве способ производства. Это также
объективные экономические законы, которым подчиняется развитие способа
производства и всей экономической жизни общества.
Все эти и другие факторы, составляющие ОБЪЕКТИВНУЮ СТОРОНУ РАЗВИТИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА, необходимо глубоко осознавать и учитывать в
своей деятельности. Тем более, что они часто играют определяющую роль в
функционировании и развитии многих экономических явлений. Игнорировать их
нельзя. Это ведет к тупиковым экономическим ситуациям, кризисным явлениям и
разрушительным тенденциям. Напротив, учет объективных факторов развития
экономической жизни общества способствует принятию реалистических,
объективно оправданных решений.
СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА - это проявления
сознания людей, их воли, целей, ценностных ориентаций и т.д. Все они
отражают восприятия человеком тех или иных экономических явлений и его
представления о них и касаются, например, полезности товара, его качества,
цены, роли денег, сущности тех или иных финансовых операций и т.д. Подобное
отражение данных и других явлений экономической жизни в сознании людей
происходит как на уровне их обыденных житейских представлений и взглядов
(ОБЫДЕННОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ), так и на уровне различных теорий,
представляющих собой систему логически обоснованных положений
(ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ). Примерами последнего могут служить
трудовая теория стоимости Адама Смита (1723-1790), теория предельной
полезности Эйгена Бем-Баверка (1851-1914), теория прибавочной стоимости
Карла Маркса, монетаристская теория Милтона Фридмена (род. в 1912 г.),
теория государственного регулирования экономики Джона Кейнса (1883-1946) и
многие другие теории.
Экономическое сознание проявляется также через ПСИХОЛОГИЮ ЛЮДЕЙ. Она
представляет собой ОТНОШЕНИЕ СУБЪЕКТОВ (будь то отдельные социальные
группы, личности или же большие массы людей) к экономическим явлениям и
процессам. Формами его отражения могут быть внутренние побуждения людей к
определенным действиям, их стремления и даже инстинкты, а также ценностные
ориентации, цели и др. В конечном счете, осознавая те или иные
экономические явления и процессы, человек принимает или не принимает их, а
то и приспосабливается к ним.
Психологическим факторам экономической жизни общества многие мыслители
придавали большое значение. Так, немецкий экономист Густав фон Шмоллер
(1838-1917) указывал на большую роль инстинкта конкуренции в развитии
экономики, а американский экономист Торстейн Веблен (1857-1929) подчеркивал
значение в этом инстинктов мастерства и стяжательства. Немецкий философ и
экономист Вернер Зомбарт (1863-1941) развивал учение о "хозяйственном
духе". Его соотечественник уже знакомый нам Макс Вебер показал влияние
религиозного сознания, в том числе религиозной психологии сторонников
протестантизма, на развитие капиталистической экономики. О психологических
основах экономических отношений писал французский философ и психолог
Габриель Тард (1843-1904). На психологические факторы экономической жизни
обращали внимание многие русские мыслители, в т.ч. Евгений Валентинович
Роберти (1843-1915), Николай Иванович Кареев (1850-1931), Николай
Михайлович Коркунов (1853-1904), Петр Бернгардович Струве (1870-1944),
Михаил Иванович Туган-Барановский (1865-1919), уроженец Ливен Сергей
Николаевич Булгаков (1871-1944) и др.
Многие современные авторы в своих работах указывают на такие
характеристики экономической жизни общества, как психологические мотивы
деятельности людей, их психологическая готовность к экономическому риску.
Разрабатываются проблемы психологии принятия решений, предпринимательской
деятельности, экономического накопления и потребления и т.д. Издаются книги
"Психология и экономическая жизнь", "Психология в бизнесе" и т.п. Все это
свидетельствует о том, что экономическая психология людей выступает как
важное проявление их экономического сознания.
Такова структура экономического сознания людей, которая воспроизводит
содержание и структуру их экономической деятельности и экономических
отношений. Все указанные выше элементы экономического сознания
взаимодействуют между собой, образуя некое целостное явление. Значение его
постоянно возрастает, ибо существует необходимость сознательного
воздействия людей на различные экономические явления и процессы.
Сознательное воздействие на экономические процессы есть проявление
РАЦИОНАЛЬНОСТИ, интеллектуального начала в экономической жизни общества. В
наше время растет роль НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ, то есть разумного
воздействия на экономические процессы. Разумеется, это не означает
игнорирования психологических факторов.
В рациональном воздействии на экономические процессы большую роль может
играть государство, возможности которого определяются наличием
соответствующих рычагов власти. Речь идет не о детальной регламентации
экономической жизни общества с его стороны, а прежде всего о создании
необходимых условий для успешного развития общественного производства. К
этим условиям следует отнести: внедрение в производство результатов
современного научно-технического прогресса; создание необходимых пропорций
между отраслями экономики, в т.ч. путем ее структурной перестройки;
выделение приоритетных направлений экономического развития; осуществление
эффективной налоговой политики; совершенствование финансовых механизмов
функционирования экономики и т.д.
Созданию этих условий может способствовать, в частности, государственная
научно-техническая, инвестиционная и финансовая политика. Такой опыт есть.
В целом ряде капиталистических стран, в т.ч. в США, с успехом применялось
учение Джона Кейнса о государственном регулировании экономики. Его
сторонников немало в других государствах. На этом поприще может проявить
себя и Россия.
Эволюция экономической жизни общества не исключает возможности
структурной перестройки экономики, коренных изменений в области отношений
собственности на средства производства, денежной и финансовой системы и др.
реформ в той или иной стране. При этом реформаторам важно осознавать то,
что в развитии экономики работает на перспективу, понимать текущие и
долговременные интересы различных социальных групп общества, а также
ближайшие и отдаленные последствия предпринимаемых действий. В этом деле
одинаково вредны как консерватизм, т.е. стремление сохранить устаревшие
формы экономических отношений, так и бездумный радикализм - стремление
уничтожить все старое ради построения нового.
Необходим учет всех объективных и субъективных условий развития
общества, их глубокий анализ с тем, чтобы в ходе реформирования устранить
действительно устаревшее и по-новому организовать производство, всю
экономическую жизнь в интересах большинства людей и общества в целом.
77. Формирование и основные периоды развития русской философской мысли.
Особенности и периодизация русской философии.
Развитие мировой философии представляет собой единый процесс,
закономерности которого определяются ходом истории и связаны с выявлением
все новых и новых проблем, требующих философского осмысления. История
философии в этом смысле также обладает существенной неоднородностью. Отсюда
- необходимость определения специфических черт той или иной национальной
философской школы. Особое значение эта проблема имеет для России, потому
что ее историческое и культурное развитие всегда отличалось существенной
непредсказуемостью, не укладывалось в традиционные схемы и образцы: очень
часто долгие периоды упадка и застоя в ее истории сменялись периодами
экономического, политического и культурного расцвета. Это, безусловно,
отражалось и на развитии философии.
Однако с чего начать определение этих особенностей? Начать, очевидно,
следует с ответа на вопрос о том, как русская философия соотносится с
западной и восточной традициями внутри мировой философии. Общий ответ в
данном случае очевиден: русская философия, безусловно, вписывается в
западную философскую традицию, и все ее развитие связано с активным
усвоением и переработкой западной философии (что, конечно не исключает
взаимовлияния, взаимообогащения). Восточная философия гораздо меньше, чем
западная, непосредственно воздействовала на русскую мысль. Ее влияние в
основном сводилось к эпизодическому заимствованию отдельных идей. Наиболее
охотно русские философы воспринимали предельный мистицизм некоторых
восточных систем, но для них совершенно неприемлемым было отрицание
значимости личного начала в человеке, его индивидуальности. Только в начале
XX в. увлечение восточной культурой сопровождалось формированием
философских концепций, всецело ориентированных на восточные мистические
системы (Е. Блаватская, Н. Рерих).
Этот общий ответ нас не может удовлетворить. Чтобы понять самое главное,
мы должны сделать второй шаг: установить серьезные, глубокие различия между
традициями западного и русского философствования. Он-то и позволит нам в
общем виде сформулировать основные характерные признаки нашей национальной
философии:
1. Первой и главной особенностью русской философии является
ПРЕИМУЩЕСТВЕННО РЕЛИГИОЗНЫЙ, А ПОДЧАС РЕЛИГИОЗНО-МИСТИЧЕСКИЙ, РЕЛИГИОЗНО-
СИМВОЛИЧЕСКИЙ ЕЕ ХАРАКТЕР, т.е. ДЛИТЕЛЬНОЕ ГОСПОДСТВО В НЕЙ РЕЛИГИОЗНЫХ
ФОРМ СОЗНАНИЯ, ПОСТОЯННЫЙ ПОИСК СМЫСЛА И ЗНАЧЕНИЯ ХРИСТИАНСКИХ ИДЕЙ ДЛЯ
ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И КУЛЬТУРЫ. Этому способствовал ряд причин:
Во-первых, ориентация на западную культуру решительно определилась
только с принятием Русью христианства. Поэтому русская философия, в отличие
от западноевропейской, не имела дохристианского периода и, следовательно,
не могла опереться на культурное наследие античности. Не успев сложиться в
языческих формах, она сразу же оказалась в плену богословия.
Во-вторых, христианство на Русь пришло из Византии в его восточном
варианте, в форме православия. В этом акте проявилось стремление сохранить
определенную дистанцию в отношении культурной и религиозной традиций,
характерных для западной Европы. Не следует забывать и о том, что в течение
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93