религиозных учений, и во-вторых, как учение критикующее религию.
Одним из первых источников информации о развитии Древней Индии являлась
ведичная литература, источники которой накапливались в течение 9 столетий.
Веды традиционно делились на определенные группы текстов:
1. древнейшая часть - 4 группы
1.Ригведа (гимны)
2.Яджур-веда (жертвенные формы)
3.Само-веда (напевы)
4.Атхарвоведа (заклинания)
2.Брахманы – ???руководство ведичного ритуала (толкование их
сокровенного смысла)
3.Аранъяки – тексты спекулятивного характера, преимущественно для
отшельников
4.Упанидшаны (сидение около) трактаты религиозно-философского характера
Отношение к ведам определило их классификацию, выделяют:
ортодоксальные – брахманские, которые сформулированы на тексте вед
Ниманса и Веданта и образованы на независимом опыте и размышлениях и
шраманские – Санкъя, Йога и Вайшешика.
неортодоксальные – отвергали авторитет Вед (Чарвака, Джайнизм,
Буддизм). Существовали параллельно. Приоритет отдавался то одному, то
другому.
Согласно воззрениям вед мир представлял собой огромную вселенную,
которой много млн. лет. Согласно философскому воззрению главным в ведах
считался закон воздаяния (карма) - сумма совершенных всяким живым существом
поступков, в узком смысле влияние поступков на характер настоящего и
последующего существования человека. Закон воздаяния предполагает
постоянное включение всего живого в кругооборот перерождений, где каждое
предыдущее детерминирует последующее, в зависимости от того, как человек
желает определить будущее. Бога, как личности не существуют, не существует
человека ограниченного пространством и временем. Т.О. ведичная литература
пытается божественно предопределить идеи естественного, космического и
нравственного миропорядка. Веданта убеждена в высшем авторитете только Вед,
содержание которых рассматривается как откровение или источник истинных
знаний. Веды существовали до начала мира, возникли из дыхания брахмана. Бог
признается как творец, который развивает учение о Брахмане. Брахман –
безликое, абсолютное начало мира, высшая объективная реальность, вне
которой нет ничего. Брахманом созданы все миры, сам он не имеет ни времени,
ни пространства, ни причинно-следственных отношений.
Учения
Ниманса – первоначальная система правил, помогающая понимать Веды,
первый текст – трактат Джаймини. Согласно учению высший авторитет –
сверхчувственная универсальная субстанция, которая существует вечно и
является абсолютной. В отличие от веданты, в учении нимансы верили в
истинность всех форм познания и выступали против тезиса об иллюзорном
восприятии единичных предметов и их свойств.
Санкхъя – (число, перечисление), строится как аналитическое
перечисление элементов космоса в их становлении от исходных принципов до
всего многообразия мира объектов. Капилла (7 век д.н.э.) - признанный
авторитет вед, но считал бытие Бога недоказуемым и строит знания на основе
независимого опыта и размышления.
Йога – (соединение, участие, созерцание), упоминается в Ведах.
Основатель Патан Джайли (2 век д.н.э.), разделяют аналогич. санкхъя, но
требует поклонения Брахману-Богу, понимаемому как абсолютный дух, вечный,
всепроницающий, всезнающий, не подверженный ни страданиям и несчастьям,
правящий миром. Главное содержание – разработка космического пути через
тренировку тела и духа. Йога означает прекращение зависимости чистого духа
от деятельности чувств, духа, ума, тела.
Локаята – в основе скептическое отношения к догмам Брахма и догматам
религии вообще. Существенной они считают то, что воспринимается органами
чувств, отрицают и Бога, и душу, и ад, и рай.
Чарвака – Цель жизни – забота о благополучном существовании. Более
позднее развитие, отвергающее существование Бога, абсолюта и души и закона
кармы. Истина – то, что воспринимается непосредственно. Признает
существование только мира и единственной реальностью считает материю,
которая состоит из 4 элементов: земли, воды, огня, воздуха. ЖИЗНЬ И
СОЗНАНИЕ - ФУНКЦИИ ЭТИХ ЭЛЕМЕНТОВ. Одновременно чарвака подчеркивает
выдвинутый еще локаятой принцип свабхавы, индивидуальной природы каждой
вещи. Особенностью чарваки является сосредоточенность на разработке
этической концепции. Чарвака видит в понятиях добра и зла иллюзию,
созданную человеческим воображением. Согласно ее учению, реальны только
страдания и наслаждение чувственного бытия. Отрицая необходимость каких-
либо аскетических ограничений, налагаемых религиозными правилами, чарвака
утверждает в качестве единственной цели человеческого бытия - получение
наслаждения. Причем то, что оно может быть сопряжено со страданием, не
должно останавливать стремление к его достижению. Последовательный гедонизм
делает эту школу уникальным явлением в истории индийской мысли.
ВАЙШЕШИКА (от санскр, вишеша - особенный, отличный). По традиции,
основоположником школы считается Канада, которому приписывается создание
основного произведения этой системы "Вайшешики-сутры" (окончательная
редакция его относится к 1-й половине 1-го тысячелетия). По учению
вайшешики, все существующее включается в шесть категорий - СУБСТАНЦИЮ,
КАЧЕСТВО, ДЕЙСТВИЕ, ОБЩЕЕ, ОСОБЕННОЕ И ПРИСУЩЕЕ. Субстанция выражает
сущность вещи и является главной. Девять субстанций (земля, вода, свет,
воздух, эфир, время, пространство, душа, ум), наделенные качествами
(постоянными свойствами) и "действиями" (преходящими свойствами) составляют
весь существующий мир.
Вайшешика придерживается атомистической точки зрения, согласно которой
первые четыре субстанции представляют собой соединения атомов (ану -
санскр.) - неизменных протяженных материальных частиц сферической формы.
Хотя атомы никем не созданы и существуют вечно, однако сами они пассивны.
Первое движение атомы получают от невидимой силы - адришты и потом вступают
в соединения под управлением мировой души Брахмы, подвергающей материальный
мир вечному циклическому процессу созидания и разрушения. Чувственно
воспринимаемый мир существует во времени, пространстве и эфире и
управляется всеобщим моральным законом (дхарма).
Ньяя – правило, рассуждение. Основатель Готано (Гаутамо). В центре
методы правильного познания, чувственное, сверхчувственное восприятие,
вывод, сравнение, доказательство. Познание, основанное на этих источниках
достоверно. Недостоверное познание опирается на память, сравнение, ошибку,
гипотетический документ. Впервые учение о Боге как создающем, сохраняющем и
разрушающем.
Джайнизм – Вардхамана, согласно ему сущность личности человека двояка:
материальна и духовна. Связующим звеном является карма – тонкая материя,
дающая возможность соединиться душе с грубой материей. Они верят, что
духовная сущность может управлять материальной и контролировать её. Человек
верит, что есть добро и зло и к чему отнести то, что встречается в жизни.
Считают, что мир упорядочен, космос вечен, никогда не был создан и не может
быть уничтожен, упорядоченность мира исходит из науки о душе. Душа,
освобожденая от кармы поднимается выше и достигает предельной границы,
среди покоя и блаженства. Т.о. философия Древней Индии характеризуется
умозрительностью, слабой связью с наукой и сосредоточена на специфически
понимаемой проблеме значения.
35. Основы трансцендентальной философии И. Канта: от теоретического к
практическому разуму, всеобщность и необходимость научного знания,
Родоначальником немецкого идеализма являлся Кант, который считал, что
предметом теоретической философии должно быть не изучение самих по себе
вещей, природы, мира, человека, а исследование с одной стороны,
познавательной деятельности личности, с другой - установление законов
познания и его границ. Поэтому свою философию он назвал трансцендентальной
в отличие от рационализма 17 века. Кроме того, он употребил в своей
философии термины "критика", "критика чистого разума", "критика
практического разума", которые представили критический период его
творческой деятельности, и сущность его "критической философии".
В докритический период Кант обосновал свою космогоническую гипотезу
происхождения и структуры солнечной системы. Предпосылкой критической
философии стало его учение о вещах в себе и явлениях, существующих
независимо от нашего сознания.
Цель этой философии - критически осмыслить предшествующую философию и
противопоставить ей критический подход при оценке возможностей и
способностей человека.
Предметом философии Кант делает специфику познающего субъекта, который
определяет способ познания и контролирует предмет знания. Он различает
субъективное и объективное в познающем субъекте, ставит вопрос о
всеобщности субъекта. Кроме того, он выделяет в субъекте 2 уровня:
- эмпирический (опытный),
- трансцендентальный (по ту сторону опыта).
К эмпирии он относит индивидуально психологические особенности
человека.
К трансцендентальному - надиндивидуальное в человеке, как
представителе рода человека
Т.о. Кант достоверность научного познания конкретизирует в 3-х частных
проблемах:
* как возможна математика,
* физика (естествознание),
* метафизика
В первых двух частях (математика, физика) он не сомневается, а
метафизику он отрицает в качестве научного познания.
Достоверное знание - объективное знание, которое отождествляется со
всеобщностью, но объективность знания обуславливается структурой
трансцендентального субъекта, его над индивидуальными качествами и
свойствами. Кроме того, познающему субъекту присущи врожденные формы
подхода к действительности, которые из нее выводятся. Пространство и время
субъективные формы чувственности человека.
Чистый разум - не опирается на опыт, практический рассудок – опыт, в
основу берет доопытные формы чувственности. Реализация деятельности
осуществляется с помощью рассудка, под которым он понимал мышление,
оперирующее понятиями и категориями.
Т.о. по Канту не предмет источник знаний о нем, а формы рассудка
конструируют предмет. Они согласуются с нашими знаниями о нем. Мы можем
познать то, что сами создали. Понятия и категории, которыми оперируют люди,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93