Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)

МИРОПОНИМАНИЯ: повседневно-практический и теоретический.

ПОВСЕДНЕВНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ, ЖИТЕЙСКОЕ миропонимание нередко называют

"ЖИЗНЕННОЙ ФИЛОСОФИЕЙ", потому что оно ОСНОВАНО НА ЗДРАВОМ СМЫСЛЕ, обширном

и многообразном повседневном опыте. В этом его "плюсы" и "минусы". "Плюсы"

сводятся к тому, что житейское миропонимание является массовым и реально

"работающим" сознанием. Вот почему, кстати, так необходимо, чтобы

утверждаемые сегодня в нашей стране принципы нового мышления коснулись не

единиц, а вошли в сознание тысяч, миллионов людей, стали импульсом их

жизни, действия.

"Минусы" сводятся, во-первых, к тому, что житейское миропонимание в его

массовых, повседневных формах носит стихийный характер, не отличается

глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. Вот почему на

этом уровне наблюдается множество предрассудков, слабая защищенность от

ошибок, подверженность влиянию нездоровых настроений (национальных и др.),

современных "мифов" (например, вульгарно трактуемого равенства), отсутствие

логики, превалирование эмоций (демагогия), дефицит здравого смысла. Все это

составляет питательную почву для деятельности отдельных социальных групп,

преследующих свои узкоэгоистические цели.

"Минусы" сводятся, во-вторых, к тому, что житейское миропонимание пасует

перед проблемами, требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств,

ориентации на высокие человеческие ценности.

Соотношение жизненно-практического и теоретического уровней

мировоззрения в определенной мере прослеживается в исторической

последовательности. В данном случае можно сказать, что "жизненная

философия" в наиболее общем виде проявляется в мифологии и религии. А это

значит, что мифология и религия предшествуют философии.

Исторически первым типом мировоззрения является МИФОЛОГИЯ. Она возникла

на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме

мифов, т.е. сказаний, преданий, пыталось ответить на такие глобальные

вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение

наиболее важных явлений природы, животных и людей. Особое место в мифах

занимал прогресс в жизнедеятельности человека: добывании огня, изобретении

ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.

Мировоззренческие вопросы в мифологии в основном решались генетически:

научное объяснение процесса происхождения мира заменяли рассказы о том, кто

кого породил. Так, в "Теогонии" Гесиода, "Илиаде" и "Одиссее" Гомера -

наиболее полном собрании древнегреческих мифов - вечный, безграничный,

темный Хаос дал жизнь всему миру и бессмертным Богам, в т.ч. Земле и ее

богине - Гее. Земля стала матерью Неба, Гор и Моря и т.д. Аналогичная схема

встречается в мифологии других народов мира.

Мифология играла огромную роль в жизни людей. Она устанавливала гармонию

между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и,

таким образом, обеспечивала внутреннее согласие человеческой жизни,

удовлетворяла ее духовные потребности. Поэтому содержание мифов

первобытному человеку представлялось в высшей степени реальным,

заслуживающим абсолютного доверия.

На ранней стадии развития человечества мифология не была единственным

историческим типом мировоззрения. В этот же период существовала и РЕЛИГИЯ,

которая с содержательной стороны, т.е. с точки зрения мировоззренческих

конструкций, составляла с мифологией единое целое. Нельзя было утверждать,

что одни сказания, предания "религиозны", а другие - "мифологичны". Однако

религия отличалась от мифологии. Ее специфика обусловливалась КУЛЬТОВОЙ

СИСТЕМОЙ, включавшей в себя обрядовые действия, направленные на

установление определенных отношений со сверхъестественным. Поэтому всякий

миф становился религиозным в той мере, в какой он включался в культовую

систему, выступал в качестве ее содержательной стороны.

Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему,

приобретали характер ВЕРОУЧЕНИЯ, основная функция которого состояла в том,

чтобы избавить человека от земных, исторически изменчивых, преходящих

аспектов бытия, возвысить его до чего-то абсолютного, вечного. В духовно-

нравственной сфере это проявлялось в придании религиозным нормам, ценностям

и идеалам характера неизменного, не зависящего от повседневности,

социальных институтов и т.д. Религия, таким образом, придавала смысл и

значение, а, значит, и устойчивость человеческому бытию, помогала людям

преодолевать житейские трудности.

По мере развития человеческого общества, совершенствования

познавательного аппарата появилась потребность в новой форме решения

мировоззренческих проблем, основанной уже не на образах и символах, а на

Логосе - разуме, т.е. на мышлении. А это уже другой, более высокий уровень

миропонимания - теоретический, а, следовательно, и новый исторический тип

осмысления действительности - ФИЛОСОФИЯ.

В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием

к превосходящим человека силам природы и существам, Философия вынесла на

первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразила нараставшую в

обществе жажду научного знания мира и человека. На ранней стадии развития

она выступила как поиск мирской мудрости. Поэтому, видимо, термин

"философия" в переводе с греческого языка означает ЛЮБОВЬ К МУДРОСТИ (филео

- люблю, тсофия - мудрость). Слово "философ" впервые употребил

древнегреческий мыслитель Пифагор, а истолковал и закрепил в европейской

культуре - Платон.

Первоначально понятие "философия", по сути дела, означало совокупность

теоретических знаний, приобретенных человечеством. Но по мере того, как

накапливался эмпирический материал и совершенствовались методы научного

исследования, формы теоретического освоения действительности

дифференцировались, философия обрела новый облик, изменились ее метод и

функции. Так, с появлением самостоятельных отраслей научного знания -

математики, физики, биологии, химии и др. - философия утратила функцию быть

единственной формой теоретического знания. Однако в новых условиях более

четко обнаружилась специфика философии как формы универсального

теоретического осмысления мира и человека. ФИЛОСОФИЯ - ЭТО ФОРМА ПОЗНАНИЯ

НАИБОЛЕЕ ОБЩИХ. А ТОЧНЕЕ, ВСЕОБЩИХ ОСНОВАНИЙ БЫТИЯ.

Целостность понимания мира дает мировоззренческую опору конкретным

научным исследованиям, позволяет им двигаться вперед, правильно ставить и

решать свои проблемы. Итак, УНИВЕРСАЛИЗМ - первый характерный признак

философского способа освоения действительности. На протяжении всей истории

культуры философия претендовала на выработку универсального знания или

универсальных принципов духовно-нравственной жизни. И это нашло свое

отражение в таких образных определениях философии, как "мать наук", "наука

наук", "царица наук".

Второй важной особенностью философского способа освоения

действительности является СУБСТАНЦИОНАЛИЗМ (от лат. субстанция, т.е.

сущность, лежащая в основе). Субстанция - это предельное основание,

позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их

свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно

существующему. Субстанционализм проявляется в стремлении философов

объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира не

генетически, а через единое устойчивое начало.

Философия на самых ранних этапах своего развития не имела особых средств

выражения собственных идей. Ее специфика проявлялась в особой установке, в

особом стиле мышления, который, помимо универсализма и субстанционализма,

включал в себя сомнение.

Таким образом, третьей характерной чертой философского размышления

является СОМНЕНИЕ. Именно с сомнения и началась философия. Великие

мыслители древности Фалес, Анаксимандр, Демокрит, Парменид и другие

задались вопросом: что такое бытие? А это сразу же, необходимо предполагает

ответ на вопрос: что означает "быть"? Для жизненно-практического

миропонимания такая проблема просто не существует. Оно воспринимает бытие

как должное: "Живу себе, и все живет, существует и никаких проблем". Начать

же размышлять над тем, что в повседневной жизни кажется само собой

разумеющимся, - значит усомниться в нравственности и достаточности

"житейского подхода" к явлениям. А это, в свою очередь, означает сомнение в

общепринятом и традиционном типе знания и поведения. Не случайно уже первые

древнегреческие философы в качестве одной из важнейших проблем

рассматривали проблему различения того, что общепринято (мнение), и того,

что имелось на самом деле (знание).

Философы ставят все под сомнение для того, чтобы проверить, насколько

прочны человеческие установления, и отбросить те из них, которые отжили

свой век, поставить на более прочный фундамент те знания, которые

выдержали проверку временем. Философия, таким образом, с самого начала

своего существования имеет духовно-практическую направленность. Однако в

разные эпохи она руководствовалась разными мировоззренческими принципами.

Отметим следующие из них:

1. КОСМОЦЕНТРИЗМ - отличительная черта наиболее древней

(досократовской) философии. За видимым бесконечным многообразием

тел и явлений природы эллинские мудрецы (VII-VI) вв. до н.э.)

стремились распознать единую сущность. Бесконечная мощь, гармония

космоса была в глазах греков надежной опорой, основой того, что

гармоничными и разумными должны быть и их общественный мир, и их

нравственность.

2. Для философии и культуры средних веков (как в Европе, так и на

Востоке) характерен ТЕОЦЕНТРИЗМ (от греч. теос - Бог). Это отвечало

тому исключительному значению, которое в ту эпоху имела религия.

Все иные формы сознания были подчинены ей, как вассалы $ феодально-

сословном обществе были подчинены своему господину. 3. Иное

мироощущение принесла с собой эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.).

Человек ощутил и осознал себя центром вселенной. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ

(гуманизм) означал реабилитацию не только духа, но и тела человека.

Философия системе культуры. Функции Философии.

КУЛЬТУРА (от лат. культура - возделывание, воспитание, образование,

развитие, почитание) - это исторически определенный уровень развития

общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты