рассматриваться в терминах человеческого действия и его успешности.
По их мнению человек действует в иррациональном мире. Попытки
достигнуть объективной истины бессмысленны, поэтому к любой концепции, к
любому понятию, к любой теории и социальным учениям, а также моральным
требованиям следует подходить инструментально, с позиции целесообразности
конкретных вещей. Что приносит успех то и истинно - это общее понятие этой
теории.
В прагматизме выделяются 3 направления:
- Пирс - он выделяет 2 доктрины:
а). “Теория сомнения веры”
б). “Теория значения”
“Теория сомнения веры”, согласно ей - это не отражает реальность в
сознании человека, а развитие врожденных инстинктов жизни, т.е.
биопсихологическая функция направленная на выработку привычки реагировать
на окружающие условия, - эта привычка составляет верование. А достижение
устойчивого верования - есть единственная цель мышления. Движение идет не
от незнания к знанию, а от сомнения к твердому мнению и устойчивому
верованию, которое является основной функцией познающего мышления.
Устойчивое верование достигается 3 способами и методами: упорство, которое
предполагает придерживаться единожды принятого взгляда. Метод авторитета -
опора на распространенные авторитетные суждения и взгляды. Метод априоризма
- общие верования, обоснованные безличными доопытными началами.
Субъективизм верований допустим путем принятия Шпотеры, и тем самым
обеспечивается единство и всеобщность.
“Теория сомнения веры” обосновывает отказ от понимания познавательной
деятельности, как деятельности отражательной по существу и направленной на
достижение истинного знания объективной реальности. Познавательная
деятельность рассматривается Пирсом как непознавательная деятельность,
которая направлена на обеспечение интеллектуального комфорта. Эта теория
отрицает наличие у человека познавательного интереса. Т.о. достижение веры
влечет за собой пассивность ума, но обеспечивает активность тела, ибо вера
с точки зрения прагматика - это привычка действовать.
“Теория значения”- Пирс решал задачу установить значение понятий не в
словарном смысле, а в практических действиях человека, т.е. понять идею
какого-то термина и сделать ее ясной, поэтому Пирс соотносит понятие с
человеком. Без этого нельзя говорить о “значении” в философском смысле.
Значение - это, что содержание понятия значит для человека как сообщества
людей, т.е. прагматизм осуществил прагматическую трактовку понятий с
практическими последствиями действий.
Понятие истины Пирс связывает и отождествляет с успешностью. Истина по
его мнению - это будущая полезность для цели. Истина то во что мы верим,
или устойчивое верование. А чтобы быть устойчивым, верование должно быть
всеобщим, т.е. разделяться всеми заинтересованными в нем.
Джеймс - в центр философии ставит человека, а значение всех философских
проблем оценивается по той роли, которую они могут играть в жизни индивида.
Философа должно интересовать не устройство мира, а какое значение он
имеет для человека, что следует для него из его знания. Склоняемся мы к
тому или иному философскому направлению не из-за его истинности, а потому,
что оно в наибольшей степени соответствует нашему умонастроению,
эмоциональному состоянию, нашим интересам. Истина по Джеймсу - полезность
или успех, а прониатизм, и есть метод улаживания споров. Сознание человека
- это избирательная активность, направленная на отбор того, что отвечает
целям индивида, их чувствам, настроениям и эмоциям.
По мнению Джеймса необходимо отдать предпочтение не доводам разума, а
верить в любую гипотезу и идти на риск. В центре его концепции стоит воля к
вере: с одной стороны вера настраивает на убеждения, в совершенную
иррациональность и непознаваемость окружающего мира, с другой - помогает
комфортно жить в хаосе не связанных событий, плюралистической вселенной.
Воля к вере определяет успех человека в теории и практике. Т.к. объекты
веры - суть, единственные реальности, о которых можно говорить, но
объектами они становятся лишь тогда когда в той или иной вере подвергаются
напряжениям или усилиям воли в опыте. Опыт характеризуется как некая
совокупность ощущений, эмоций, переживаний. В опыте мы не имеем дело с
реальностью, поэтому понятие идеи, теории, созданные в процессе опыта
лишены объективного содержания и должны оцениваться прагматически, т.е. с
точки зрения практических последствий, поэтому истинность понятий и идей в
их полезности.
Систематизировал и превратил в универсальное учение, охватившее
педагогику, этику, социологию, историю - это был Дьюи. Осуществил он это на
основе науки и демократии. Он разработал логику науки, теорию научного
исследования и применил созданный им научный метод к человеческим проблемам
во всех сферах общественной жизни. Критикуя, существующую до него философию
Дьюи настаивал на том, что единственный путь к решению социальных,
практических и теоретических проблем состоит в методе разума и науки,
который в отношении к природе и технологии дал уже всем известные блестящие
результаты. Он рассматривал научный метод ни как метод познания, а как
метод, обеспечивающий успешное поведение человека в мире, объективное
знание, которое невозможно. Научный метод Дьюи не признает объективную
реальность, как предмет исследования. Он утверждает, что она возникает в
процессе познания, поэтому знания о предмете расцениваются как создание
реальности. С его точки зрения быть объектом научного исследования. Научное
исследование ставит человека в проблематические неопределенные ситуации,
задача философии состоит в том, чтобы преобразовать неопределенную ситуацию
в определенную, нерешенную проблему в решенную. С этой целью и создаются
понятия, идеи, законы, которые имеют инструментальное значение. Наука - это
комплекс инструментов, которые используются в тех или иных обстоятельствах,
поэтому некоторые ученые прагматизм Дьюи называли инструментализмом. Он
включает 5 ступеней исследования:
1. чувства затруднения
2. осознание проблемы
3. пометки ее решения (выдвижение ее гипотезы)
4. развитие идеи, решение ее до имперических последствий
5. наблюдение и эксперимент, которые осуществляются ради решения
проблемы
Дьюи вывод: истинным является то решение, которое в наибольшей степени
обеспечивает успешность действий человека. Дьюи понимает истину как другие
представители прагматизма Пирс и Джеймс.
74. Философия: сущность и роль в обществе. Глобальные проблемы
современности и поиски нового образца философии.
Итак, ПЕРВАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА наших дней - все еще сохраняющаяся
УГРОЗА ТЕРМОЯДЕРНОГО ПОЖАРА.
Действительно, договоры о сокращении стратегических ядерных арсеналов
подписаны, молчаливо соблюдаются, но еще ни одним ядерным государством не
ратифицированы, не приобрели статуса закона. Пока уничтожено лишь несколько
процентов огромных ядерных запасов. Процесс ядерного разоружения может
растянуться на неопределенно длительный срок. А только на территории США и
бывшего СССР в середине 1995 г. насчитывалось около 25 тысяч ядерных
боеголовок.
К тому же идет расползание атомной технологии. Уже готовы к
производству ядерного оружия Индия, Пакистан, ЮАР, Израиль и ряд других
государств. Нарастает опасность обладания ядерным оружием безответственных
политических авантюристов и даже криминальных элементов.
Сейчас вроде бы уменьшилась опасность прямого военного столкновения
ядерных сверхдержав, но при этом не исчезла, а даже увеличилась угроза
слепой технологической случайности - "чернобыльского варианта". Кстати,
причина катастрофы на Припяти до сих пор не установлена. Есть немало
версий, но они - еще не истина. Любая техника, как свидетельствует история,
когда-либо ломается. И абсолютной гарантии от повторения Чернобыля никто не
дает. Это особенно тревожит, если учесть, что на планете сейчас
насчитывается более 430 действующих атомных электростанций, их количество
увеличивается. Восстановила свою АЭС Армения. 15 новых атомных станций
намерен ввести в эксплуатацию Китай.
ВТОРАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА - НАДВИГАЮЩАЯСЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА.
Растущее давление антропогенных факторов на биосферу может полностью
разорвать естественные циклы воспроизводства биологических ресурсов,
самоочищения почвы, вод, атмосферы. Это породит "коллапс" - резкое и
стремительное ухудшение экологической обстановки и, как следствие,
скоротечную гибель населения планеты.
Уже не говорят, а кричат об уменьшении количества кислорода в
атмосфере, нарастании "парникового эффекта", расползании озоновых дыр,
безостановочном загрязнении природных вод. Подсчитано, что не менее 1 млрд.
200 млн. землян испытывают острую нехватку питьевой воды. Интенсивное
сельское хозяйство истощает почвы в 20-40 раз быстрее, чем они могут
естественно восстановиться. Биологи фиксируют ежедневную потерю 150 видов
животных и растений. По прогнозам Станислава Лема в XXI в. практически
вымрут все дикие животные. Когда же может наступить такой "коллапс"?
Предсказывают сроки от 2-3-х десятков лет до столетия. Но дело даже не
в сроках: все сведущие люди, осознавшие жесткость ситуации, согласны, что
без принятия мер глобального масштаба он неотвратим.
Среди этих мер называют, в частности, ограничение прироста
народонаселения. Сегодня он составляет до 83 млн. человек в год. Причем,
появляются на белый свет вначале не "рабочие руки", а "рты". Поэтому
неконтролируемый рост населения, особенно в "развивающихся" странах,
подрывает ресурсную базу, стремительно принижает нас к максимально
допустимым нагрузкам на природную среду. Из других мер особого внимания
заслуживает необходимость решения проблемы загрязнения жизненной среды
ксенобиотиками (веществами, враждебными жизни). Химическое, радиационное
загрязнение нарастает. В зону опасности попала сфера нашего
общечеловеческого достояния: Мировой океан, космическое пространство,
Антарктида. Вывод один: надо говорить с Природой на понятном ей языке.
ТРЕТЬЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА - ОПАСНОСТЬ, НАВИСШАЯ НАД ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
ТЕЛЕСНОСТЬЮ.
И тем тревожнее слышать нарастающие предупреждения биологов,
генетиков, медиков о том, что мы стоим перед опасностью разрушения
человечества как вида, деформации его телесных основ. В частности, не
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93