природы, волнующие наше сердце переливы морских волн, багряный закат
солнца, брызжущее всеми красками северное сияние, величественное молчание
гор или шумящий лес. Что может сказать нам об этом физик — именно как
физик? Он опишет физическую суть звуковых колебаний, сообщит при этом, что
багряность связана с излучением электромагнитных волн такой-то длины и
частоты. Но исчерпывается ли физической реальностью то чувство восхищения,
которое при этом испытывает человек, внемлющий всему этому? Конечно, нет. И
вообще — что это за реальность: восхищение? Тут нужен иной язык — язык
музыки и красок, язык поэзии, мастерство художественного слова.
Аналитическому уму физика здесь вообще нечего делать. Для него — в рамках
его физического мышления — не существует ни цветов, ни звуков. Спросите
физика, что такое цвет, и он тут же переведет ваши ощущения на свой физико-
математический язык, на котором звук уже не звучит, свет уже не искрится
красками, а вибрируют воздух и электромагнитные волны.
Бытие, как вневременное пребывающее начало, некая субстанциальная
материя, в принципе не меняющаяся или меняющаяся во внешних свойствах,
волнует философов, начиная с Древней Греции. В поисках абсолютного вечного
бытия объединяет усилия милатцев и элиотов.
Сформированный Платоном мир «Эдосо» – результат попытки приблизиться к
вечному бытию.
Христианские философы усмотрели в бытие силу, создающую творящую из
небытия весь мир. Категория бытия в философии приложима к глубинным уровням
философского осмысления мира, материи, человека. Общественноисторический
смысл этой категории человек осмысляет в минуты высочайшего напряжения
духовных и нравственных сил (в минуты экстремальных ситуаций).
Философское понимание бытия несет в себе смысл вечности мира и
существование в нем отдельных вещей.
Философия изучает всеобщие законы, стороны объектов реальности,
универсальные принципы осмысления всего наличествующего в этом мире.
Наличествование определяет целостность и единство всего существующего.
Бытие всегда связано с осознанием всего окружающего.
Все категории в философии взаимосвязаны друг с другом и бытие
автоматически предполагает наличествование небытия.
Категория бытия отражает нечто, что осуществляется в качестве
многообразия конкурирующих и приходящих ситуаций. Небытие, как и бытие
неповторимо, ибо время необратимо. Нечто, которое присутствует в бытие
неустойчиво. Выражением неустойчивости является становление, развитие,
борьба противоположностей, как моменты складывающейся системы. Развитие
соотносится с его интенсивностью, и чем бытие интенсивней, тем оно более
хрупко.
Бытие существует в следующих формах:
Бытие вещей (относительно к природным примерам, явлениям и предметам
второй природы). Реальность бытия вещей объективная. Она является
первичной. Явления второй природы зависят от бытия первой природы. Явления
второй природы социально-экономические, связанные с пространством и
временем человеческого существования.
Бытие человека. Человек, как биологическое существо представляет собой
вещь в мире биологических вещей и он подвластен в нем принципам
биологической жизни и силам природы. Но человек уникален, так как обладает
духом мышления, что обуславливает другую сущность человека по сравнению с
животным и вещами. Специфика человеческого бытия состоит в том, что люди
способны влиять на мир и самих себя. Сознание и духовность – высший тип
бытия. Бытие духовное включает в себя, с одной стороны,
индивидуализированное, с другой стороны объективированное духовное, что
составляет духовное как целостное бесконечное многообразие мыслей, чувств,
переживаний, транспонирование в индивидуальные или социальные формы.
Индивидуальное духовное – невидимый, необратимый поток побуждений,
впечатлений, переживаний.
Особенность бытия человека – то, что оно отягощено сознанием
собственной смертности, что создает, с одной стороны, неустойчивость, с
другой стороны – бесконечность общего бытия, создавая противоречия между
быть или не быть. На этом противоречии, по мнению Чанышева, возникает
религия. Он обращает внимание на то, что человек в стремлении сделать бытие
более устойчивым зацепляется за бытие чужое и порождает, таким образом,
такой феномен, как любовь.
В 20 веке стала проблема не в бытие, а в философском плане. Для
философов получается дихотомия (существование не существующего). Чанышев
(его поддерживает большинство философов мира) написал «Трактат о небытие».
Небытие не только не существует, но и первично и абсолютно. Бытие не
относительно и вторично по отношению к небытию. Небытие абсолют бытия в
той мере, в какой субстанция абсолют своих состояний. Обосновать это исходя
из посылки: коль скоро время не динамично, а существующее свойство
небытия, коль скоро все приходящее то небытие абсолютно, а бытие
относительно. Категория бытия, таким образом, имеет право на существование
как категория бытия, но абсолютность и относительность небытия
характеризует единство этих философских понятий. Абсолютность небытия
характеризуется полной памятью и весь трагизм человека в том, что он не
осознает свое небытие и тем самым отягощает состояние небытия своего духа и
связи с диалектическим воображением, что формирует конкретный образ небытия
для любых индивидов.
Преодолеть чувство смертности человек может благодаря своей воле, но
если только человек свое бытие связывает с существованием, то он
превращается в раба своего небытия. Это подчеркивает и Гегель.
Базой состояния хозяина над небытием является духовное равновесие. Его
потеря делает страдальцем (страх перед небытием, который в экстремальных
ситуациях способен порождать гениальные поступки и решения).
32. Основные источники, этапы развития, реалистическое и идеально-
утопическое в социально-философской доктрине К. Маркса и Ф. Энгельса.
Историческая судьба марксизма в России.
Проблемы теории познания.
Марксистская философия вышла на арену общественной жизни в 40-х годах
19 века. К 70-м годам 19 века она стала идейно-политическим течением
Европы. Предпосылками распространения марксизма были:
* общественно политические процессы и выдвижение на арену политической
борьбы пролетариата
* социально-экономические процессы способствовали и обеспечивали не
только развитие, но и проникновение во все сферы жизнедеятельности людей
капитализма
* предшествующий этап развития социально-политических взглядов
Самое главное, первое значение марксизма было связано с деятельностью
масс (пролетариата) интересы, которых эта философия с самого начала
защищала.
Маркс рассматривал идеализм Гегеля как сферу идеального, он признавал,
что эта сфера объективна и на основе этого он строил модель абстрактного
мышления и использовал гегелевскую диалектику.
Фейербах, поставив в центр мира чувствующего человека в отличии от
Гегеля сконцентрировал внимание не на тонкостях научного знания, а на
вопросе правомерности религии: тайну христианства он видел в
объективировании человеком своих собственных сил и придания им
потустороннего, отчужденного от него характера. Выяснение Фейербахом
антропологического содержания христианской религии имело положительное
значение для развития Марксом и Энгельсом диалектического материализма,
основанного на конкретно общественной природе человека и его практике. В
связи с этим выделялась революционная практика как фундамент и критерий
истины.
Т.о. концепция Маркса и Энгельса продолжала воззрения Гегеля и
Фейербаха. В отличии от Фейербаха Маркс понимает философию как науку и
строит ее строго в соответствии с научным методом. Метод этот был
разработан Гегелем. Маркс подчеркивал, что на стадии выработки научных
воззрений осуществляется переход от чувственно-конкретного к абстрактному.
На стадии собственного научного изложения происходит восхождение от
абстрактного к конкретному. Для Маркса идеальное есть материальное,
переосмысленное в человеческой голове и преобразованная в ней в понятия.
Понятие в форме мысли идеальное, но чтобы получить любое понятие необходимо
сослаться на практику. Но в связи с тем, что человеческая практика
многообразна, необходимо было выбрать одну неизменную категорию. И этой
категорией является труд как таковой.
Исходя из этой категории, Маркс построил политико-экономическую теорию
товарного производства и, исследуя этот процесс, он создал теорию
общественного развития и общественных отношений. Воззрения Маркса по поводу
природы, идеального существенным образом отличаются от представителей
немецкой классической философии как Кант, Гегель.
В связи с тем, что на практике нет прямых аналогий и прямых аналогов,
идеальных конструктов, поэтому Маркс идеальное сосредоточил в человеке, в
его природе. Отсюда он рассматривает практику как критерий истины и он
делает вывод если те или иные воззрения не согласуются с практикой, то тем
самым их правомерность, т.е. истинность ставится под сомнение.
Вопрос о практике как критерии истины считается самой глубокой и
научно-обоснованной проработкой диалектического материализма.
Диалектика Маркса и Энгельса исходит из диалектики Гегеля, но она
освобождена от абсолютного духа и от абсолютного понятия, в ней, по мнению
Маркса, гениально угадана Гегелевская диалектика вещей, но она стоит на
голове и ее необходимо поставить на ноги.
Прежде всего, диалектическая зависимость и диалектические отношения
имеют место в реальной действительности. Гегелевская идея - это
самостоятельный субъект действительности, лишь ее внешнее проявление.
Идеальное как материальное пересаженное в человеческую голову и
преобразованная в ней, предполагает наличие и подведение под нее
материальной диалектики, или диалектики вещей и процессов. Это до Маркса
сделал Фейербах.
В книге "Диалектика природы" и в работе "Антидюринг" Энгельс
материалистически истолковал законы и категории диалектики. За основу взял
категориальную систему Гегеля. Энгельс указал на аналогию социальных и
природных процессов, ибо все законы диалектики (переход количества в
качество, борьба противоположностей и т.д.) имеют место, как в природе, так
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93