Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)

природы, волнующие наше сердце переливы морских волн, багряный закат

солнца, брызжущее всеми красками северное сияние, величественное молчание

гор или шумящий лес. Что может сказать нам об этом физик — именно как

физик? Он опишет физическую суть звуковых колебаний, сообщит при этом, что

багряность связана с излучением электромагнитных волн такой-то длины и

частоты. Но исчерпывается ли физической реальностью то чувство восхищения,

которое при этом испытывает человек, внемлющий всему этому? Конечно, нет. И

вообще — что это за реальность: восхищение? Тут нужен иной язык — язык

музыки и красок, язык поэзии, мастерство художественного слова.

Аналитическому уму физика здесь вообще нечего делать. Для него — в рамках

его физического мышления — не существует ни цветов, ни звуков. Спросите

физика, что такое цвет, и он тут же переведет ваши ощущения на свой физико-

математический язык, на котором звук уже не звучит, свет уже не искрится

красками, а вибрируют воздух и электромагнитные волны.

Бытие, как вневременное пребывающее начало, некая субстанциальная

материя, в принципе не меняющаяся или меняющаяся во внешних свойствах,

волнует философов, начиная с Древней Греции. В поисках абсолютного вечного

бытия объединяет усилия милатцев и элиотов.

Сформированный Платоном мир «Эдосо» – результат попытки приблизиться к

вечному бытию.

Христианские философы усмотрели в бытие силу, создающую творящую из

небытия весь мир. Категория бытия в философии приложима к глубинным уровням

философского осмысления мира, материи, человека. Общественноисторический

смысл этой категории человек осмысляет в минуты высочайшего напряжения

духовных и нравственных сил (в минуты экстремальных ситуаций).

Философское понимание бытия несет в себе смысл вечности мира и

существование в нем отдельных вещей.

Философия изучает всеобщие законы, стороны объектов реальности,

универсальные принципы осмысления всего наличествующего в этом мире.

Наличествование определяет целостность и единство всего существующего.

Бытие всегда связано с осознанием всего окружающего.

Все категории в философии взаимосвязаны друг с другом и бытие

автоматически предполагает наличествование небытия.

Категория бытия отражает нечто, что осуществляется в качестве

многообразия конкурирующих и приходящих ситуаций. Небытие, как и бытие

неповторимо, ибо время необратимо. Нечто, которое присутствует в бытие

неустойчиво. Выражением неустойчивости является становление, развитие,

борьба противоположностей, как моменты складывающейся системы. Развитие

соотносится с его интенсивностью, и чем бытие интенсивней, тем оно более

хрупко.

Бытие существует в следующих формах:

Бытие вещей (относительно к природным примерам, явлениям и предметам

второй природы). Реальность бытия вещей объективная. Она является

первичной. Явления второй природы зависят от бытия первой природы. Явления

второй природы социально-экономические, связанные с пространством и

временем человеческого существования.

Бытие человека. Человек, как биологическое существо представляет собой

вещь в мире биологических вещей и он подвластен в нем принципам

биологической жизни и силам природы. Но человек уникален, так как обладает

духом мышления, что обуславливает другую сущность человека по сравнению с

животным и вещами. Специфика человеческого бытия состоит в том, что люди

способны влиять на мир и самих себя. Сознание и духовность – высший тип

бытия. Бытие духовное включает в себя, с одной стороны,

индивидуализированное, с другой стороны объективированное духовное, что

составляет духовное как целостное бесконечное многообразие мыслей, чувств,

переживаний, транспонирование в индивидуальные или социальные формы.

Индивидуальное духовное – невидимый, необратимый поток побуждений,

впечатлений, переживаний.

Особенность бытия человека – то, что оно отягощено сознанием

собственной смертности, что создает, с одной стороны, неустойчивость, с

другой стороны – бесконечность общего бытия, создавая противоречия между

быть или не быть. На этом противоречии, по мнению Чанышева, возникает

религия. Он обращает внимание на то, что человек в стремлении сделать бытие

более устойчивым зацепляется за бытие чужое и порождает, таким образом,

такой феномен, как любовь.

В 20 веке стала проблема не в бытие, а в философском плане. Для

философов получается дихотомия (существование не существующего). Чанышев

(его поддерживает большинство философов мира) написал «Трактат о небытие».

Небытие не только не существует, но и первично и абсолютно. Бытие не

относительно и вторично по отношению к небытию. Небытие абсолют бытия в

той мере, в какой субстанция абсолют своих состояний. Обосновать это исходя

из посылки: коль скоро время не динамично, а существующее свойство

небытия, коль скоро все приходящее то небытие абсолютно, а бытие

относительно. Категория бытия, таким образом, имеет право на существование

как категория бытия, но абсолютность и относительность небытия

характеризует единство этих философских понятий. Абсолютность небытия

характеризуется полной памятью и весь трагизм человека в том, что он не

осознает свое небытие и тем самым отягощает состояние небытия своего духа и

связи с диалектическим воображением, что формирует конкретный образ небытия

для любых индивидов.

Преодолеть чувство смертности человек может благодаря своей воле, но

если только человек свое бытие связывает с существованием, то он

превращается в раба своего небытия. Это подчеркивает и Гегель.

Базой состояния хозяина над небытием является духовное равновесие. Его

потеря делает страдальцем (страх перед небытием, который в экстремальных

ситуациях способен порождать гениальные поступки и решения).

32. Основные источники, этапы развития, реалистическое и идеально-

утопическое в социально-философской доктрине К. Маркса и Ф. Энгельса.

Историческая судьба марксизма в России.

Проблемы теории познания.

Марксистская философия вышла на арену общественной жизни в 40-х годах

19 века. К 70-м годам 19 века она стала идейно-политическим течением

Европы. Предпосылками распространения марксизма были:

* общественно политические процессы и выдвижение на арену политической

борьбы пролетариата

* социально-экономические процессы способствовали и обеспечивали не

только развитие, но и проникновение во все сферы жизнедеятельности людей

капитализма

* предшествующий этап развития социально-политических взглядов

Самое главное, первое значение марксизма было связано с деятельностью

масс (пролетариата) интересы, которых эта философия с самого начала

защищала.

Маркс рассматривал идеализм Гегеля как сферу идеального, он признавал,

что эта сфера объективна и на основе этого он строил модель абстрактного

мышления и использовал гегелевскую диалектику.

Фейербах, поставив в центр мира чувствующего человека в отличии от

Гегеля сконцентрировал внимание не на тонкостях научного знания, а на

вопросе правомерности религии: тайну христианства он видел в

объективировании человеком своих собственных сил и придания им

потустороннего, отчужденного от него характера. Выяснение Фейербахом

антропологического содержания христианской религии имело положительное

значение для развития Марксом и Энгельсом диалектического материализма,

основанного на конкретно общественной природе человека и его практике. В

связи с этим выделялась революционная практика как фундамент и критерий

истины.

Т.о. концепция Маркса и Энгельса продолжала воззрения Гегеля и

Фейербаха. В отличии от Фейербаха Маркс понимает философию как науку и

строит ее строго в соответствии с научным методом. Метод этот был

разработан Гегелем. Маркс подчеркивал, что на стадии выработки научных

воззрений осуществляется переход от чувственно-конкретного к абстрактному.

На стадии собственного научного изложения происходит восхождение от

абстрактного к конкретному. Для Маркса идеальное есть материальное,

переосмысленное в человеческой голове и преобразованная в ней в понятия.

Понятие в форме мысли идеальное, но чтобы получить любое понятие необходимо

сослаться на практику. Но в связи с тем, что человеческая практика

многообразна, необходимо было выбрать одну неизменную категорию. И этой

категорией является труд как таковой.

Исходя из этой категории, Маркс построил политико-экономическую теорию

товарного производства и, исследуя этот процесс, он создал теорию

общественного развития и общественных отношений. Воззрения Маркса по поводу

природы, идеального существенным образом отличаются от представителей

немецкой классической философии как Кант, Гегель.

В связи с тем, что на практике нет прямых аналогий и прямых аналогов,

идеальных конструктов, поэтому Маркс идеальное сосредоточил в человеке, в

его природе. Отсюда он рассматривает практику как критерий истины и он

делает вывод если те или иные воззрения не согласуются с практикой, то тем

самым их правомерность, т.е. истинность ставится под сомнение.

Вопрос о практике как критерии истины считается самой глубокой и

научно-обоснованной проработкой диалектического материализма.

Диалектика Маркса и Энгельса исходит из диалектики Гегеля, но она

освобождена от абсолютного духа и от абсолютного понятия, в ней, по мнению

Маркса, гениально угадана Гегелевская диалектика вещей, но она стоит на

голове и ее необходимо поставить на ноги.

Прежде всего, диалектическая зависимость и диалектические отношения

имеют место в реальной действительности. Гегелевская идея - это

самостоятельный субъект действительности, лишь ее внешнее проявление.

Идеальное как материальное пересаженное в человеческую голову и

преобразованная в ней, предполагает наличие и подведение под нее

материальной диалектики, или диалектики вещей и процессов. Это до Маркса

сделал Фейербах.

В книге "Диалектика природы" и в работе "Антидюринг" Энгельс

материалистически истолковал законы и категории диалектики. За основу взял

категориальную систему Гегеля. Энгельс указал на аналогию социальных и

природных процессов, ибо все законы диалектики (переход количества в

качество, борьба противоположностей и т.д.) имеют место, как в природе, так

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты