объективирует себя, как божественное существо. Таким же способом действует
идеализм, который отчуждает человеческую сущность и т.о. предписывает духу,
идее, понятиям - всемогущество равное божеству.
Развивая дальше свои идеи Фейербах предлагает человеку освободиться от
предрассудков, в том числе от религиозных, осознать себя частью и творением
природы. На место любви к богу он предлагает поставить любовь к человеку.
На место веры в бога - веру в самого себя, в свою собственную силу, ибо
единственным богом для человека является человек. Этот вывод Фейербах
положил в основу новой философии, которая по его мнению превращает
человека, включая и природу как его базис единственный, универсальный и
высший предел философии. Тем самым Фейербах превратил антропологию и
физиологию в универсальную науку. Таким путем он сформулировал задачу
создания философской антропологии, основа которой выражалась словами:
природа и человек. Подчеркивая единство природы и человека Фейербах их не
отождествлял как это делали аргоницисты. Разум, любовь, сила воли - это
человеческое совершенство. И Фейербах делает вывод: человек существует для
того, чтобы познавать, любить и хотеть. Ничего подобного нет ни в природе,
ни в животном мире.
Человеческая сущность заключается в общении, в единстве и
взаимопонимании человека человеком. В единстве, опирающемся на реальность
различия между "я" и "ты".
Уединенность по нему, есть конечность и ограниченность, общение - есть
свобода и бесконечность.
Фейербах стремиться возродить в человеке чувство самоутверждения и
достоинства, и сделать это можно на основе материального мировоззрения.
Фейербах не использует в своих трудах термин материя. Это вызвано не
тем, что он склонен был отрицать материальность мира, а тем, что в тот
период к этому понятию сложилось отрицательное отношение. Заменив понятие
материя, понятием природа, он характеризует ее как вечное независимое ни от
бога, ни от философии людей.
Безусловно уделяя большое внимание природе Фейербах примыкал к
натуралистическому направлению философии, но его натурализм носит
антропологический характер. В решении конкретных проблем теории познания он
стоит на позициях сенсуализма.
Исходным в познании он считает ощущения, источник ощущений находится в
реальном мире. Мыслить - это читать показания чувств.
Фейербах выступил против разграничения мира явлений и мира вещей в
себе. Истина по его мнению достигается путем согласия большинства людей.
Отделив субъекта от религии Фейербах наделил его атеистическим
мировоззрением и он считал, что философское мировоззрение атеистично.
Он создал предпосылки для завершающего этапа немецкой классической
философии, материализма Маркса и Энгельса.
30. Объективный характер законов функционирования и развития общества.
31. Основные виды бытия. Проблемы бытия в современной философии и науке.
Обыденное мышление воспринимает термины "быть", "существовать,
"находиться в наличности" как синонимы, т.е. близкие по значению, Философия
использовала понятия "быть", "бытие" для обозначения не просто
существования, а того, что его гарантирует. Поэтому слово "бытие" имеет в
философии особый смысл, понять который можно только обратившись к анализу
философской проблематики бытия,
Впервые этот термин в философию ввел античный философ Парменид (ок.
515 до н.э. - ок. 544, год смерти неизв.) для обозначения и одновременно
решения одной реальной проблемы. Во времена Парменида люди начали терять
веру в традиционных богов Олимпа. Мир, Вселенная уже не казались им
прочными, надежными: все стало шатко и бесформенно, нестабильно; человек
потерял жизненную опору.
Необходимо было найти выход к чему-то прочному и надежному, Людям нужна
была вера в новую силу. Философия в лице Парменида осознала сложившуюся
ситуацию. Он как бы оповестил людей об открытии им новой силы, силы
Абсолютной мысли, которая обеспечила миру стабильность и надежность, а”
следовательно, человек снова обрел уверенность в том, что все с
необходимостью будет подчинено какому-то порядку.
Необходимость Парменид называл Божеством, Правдой, провидением,
судьбой, вечным и неуничтожимым. "ВСЕ ПО НЕОБХОДИМОСТИ" означало, что
заведенный в мироздании ход вещей не может внезапно, по воле случая,
измениться: день всегда придет на смену ночи, солнце внезапно не потухнет,
люди не вымрут все в один прекрасный день и т.д. Иначе говоря, ПАРМЕНИД
ЗАЯВИЛ О НАЛИЧИИ ЗА ВЕЩАМИ ПРЕДМЕТНО-ЧУВСТВЕННОГО МИРА ЧЕГО-ТО, ЧТО
ВЬПОЛНЯЛО БЫ РОЛЬ ГАРАНТА ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ. А это означало, что у людей
исчезла причина для отчаяния.
Для обозначения описанной жизненной ситуации и способов ее преодоления
Парменид и ввел в философию понятие и проблему "БЫТИЯ".
БЫТИЕ, по Пармениду, - ЭТО ТО, ЧТО ИМЕЕТСЯ ЗА МИРОМ ЧУВСТВЕННЫХ ВЕЩЕЙ,
И ЭТО ЕСТЬ МЫСЛЬ, ЛОГОС - КОСМИЧЕСКИЙ РАЗУМ, через который раскрывается
содержание мира для человека непосредственно. Другими словами, не человек
открывает истину бытия, а, наоборот, Истина бытия непосредственно
открывается человеку. Поэтому процесс логического доказательства не имеет
решающего значения ни для него самого, ни для оценки истинности знаний
людей.
Выдающийся философ XX в. Мартин Хайдеггер утверждал, что ВОПРОС О БЫТИИ
И ЕГО РАЗЪЯСНЕНИЕ ПАРМЕНИДОМ ПРЕДРЕШИЛИ СУДЬБУ ЗАПАДНОГО МИРА. В чем он
видел смысл такой предрешенности?
С ОДНОЙ СТОРОНЫ, в культуру и мировоззрение вводилось представление о
существовании за пределами видимых вещей невидимого мира, совершеннейшего и
прекраснейшего, гармонично устроенного, где все есть Благо, Свет, Добро.
Западный мир воспринял это представление и на протяжении многих столетий
тренировал способность мысли работать в пространстве, где нет чувственных
образов и представлений. Европейская культура, как никакая иная, довела
данную способность мысли до невообразимых высот.
С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, если существует подлинное бытие, то земное не есть
подлинное. Оно нуждается в переделке, приближающей его к миру подлинному.
Разного рода социальные утопии, которыми полна история Запада, явилась
своеобразным следствием мировоззренческого устремления к подлинному бытию.
Такая переделка земного бытия исторически реализовывалась ДВУМЯ ПУТЯМИ:
ПЕРВЫЙ БЫЛ ОРИЕНТИРОВАН НА ПРАКТИЧЕСКОЕ, ПРЕДМЕТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЗЕМНОЙ МИР, на внешне-вещное: обряды в религии,
государственное устройство, способ экономической жизни и т.д. Это - путь
бунтов и революций, предполагавший слом неподлинного бытия и строительство
на его "обломках" подлинного мира - мира всеобщего равенства, свободы и
братства.
ВТОРОЙ ПУТЬ - ПУТЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЕЕ ВНЕШНЕГО, А СВОЕГО ДУХОВНО-
НРАВСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО МИРА. Люди, ставшие на этот путь, стремятся
переделать не государственное устройство, не экономическую жизнь общества,
а самих себя. Этот путь отработан в христианстве святыми, монахами, описан
в Житиях святых, представлен в деяниях Сергия Радонежского, Оптинских
старцев и др. Кстати, многие русские мыслители в канун революции 1917 г.
призывали интеллигенцию и народ пойти по второму пути борьбы с
неподлинностью бытия.
В НОВОЕ ВРЕМЯ проблема бытия претерпела глубокие изменения. В чем и как
это проявилось?
Прежде всего это проявилось в ОТКАЗЕ ОТ МЕТАФИЗИКИ. Термин "метафизика"
(дословно: "то, что идет после физики") введен в философию одним из
комментаторов Аристотеля - Андроником Родосским - для названия той части
его учения, содержание которой не относилось к познанию природы, выходило
за рамки естественнонаучных изысканий. В дальнейшем этим понятием
обозначали и в античности, и в средневековье те разделы философии, которые
исследовали предельные основания бытия мира вещей и явлений, в том числе и
человека. Методы метафизического познания не включали в себя чувственный
опыт и предметно-практические действия и проверки. Они ограничивались
рассуждениями в пространстве чистой мысли.
Отказавшись от метафизики, философы Нового времени отвергли и идею
бытия как абсолютного и предельного основания мироздания. На Западе
постепенно утверждается точка зрения, согласно которой нам непосредственно
дано только содержание нашего сознания, мышления. Возникает, если можно так
сказать, совершенно новый вид метафизики, где бытием оказалось сознание.
Бытие утратило прежнее понимание: оно стало субъективным. Человек в статусе
субъекта познания превратился в центральную фигуру картин мироздания и
мировоззрения. Произошел разрыв с Абсолютом, который многие философы XX в.
называли "роковым".
Отказ от проблемы бытия, от метафизики - не просто взгляд, которого
начали придерживаться те или иные мыслители, в той или иной стране. Это
историческое свершение, выразившееся прежде всего в изменении
мировоззрения.
Выделяют ряд основных компонентов МИРОВОЗЗРЕНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ:
1. ТЕРЯЕТСЯ ОЩУЩЕНИЕ ТОГО, ЧТО ЕСТЬ ПОДЛИННОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ ЧЕГО-ТО,
ЯВЛЯЮЩЕГОСЯ ОСНОВАНИЕМ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ. Отсюда замкнутость в
субъективном, упование только на себя. Деятельность, не ориентированная
более на высшее Благо, Истину и Красоту, превращается либо во внешне-
полезную (достижение ближайших корыстных интересов, связанных с
материальным бытием), либо во внешне-развлекательную (искусственное
заполнение свободного времени пустыми забавами, превращение искусства в
способ развлечения, а не духовного развития).
2. ЧЕЛОВЕК, ЕГО СОЗНАНИЕ, ЕГО СПОСОБНОСТИ. ЕГО ЖИЗНЬ СТАЛИ
ВОСПРИНИМАТЬСЯ КАК ЕДИНСТВЕННОЕ НЕСОМНЕННОЕ И ПОДЛИННОЕ БЫТИЕ. Такую
мировоззренческую установку воспроизводил в своей философии основатель
рационалистической культуры Запада Декарт. Кант говорил о бытии, зависимом
от познания. Экзистенциализм прямо заявляет, что человек и только он один
есть подлинное и предельное бытие. Марксизм отождествляет бытие с природой,
утверждая, что бытие "вообще есть открытый вопрос, начиная с той границы,
где прекращается наше поле зрения" (Энгельс). Бытие есть только то, что
может быть ограничено научным, рациональным знанием и практикой. Оно есть
объективный мир (природа и общество), данный человеку в его предметно-
практической деятельности.
3. Ослабление идеи существования величественного объективного бытия
Абсолюта, Бога и т.д. СОПРОВОЖДАЕТСЯ ПЕРЕОЦЕНКОЙ ВРЕМЕНИ: НИКТО УЖЕ НЕ
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93