Кандидатский по философии 2004 года (г. Орел)

В споре средневекового номинализма и реализма намечаются тенденции

борьбы материализма и идеализма. Однако в этот период не было "чистого"

материализма и "чистого" идеализма. Номинализм был идеализмом, но содержал

материалистическую тенденцию, ибо исходил из реальности чувственного мира.

Он подрывал схоластику изнутри, разрушал "единство" науки и веры, готовил

почву для отделения философии от теологии, а также для нового

"естествознания.

По сравнению с античной философией, которая дала миру начало многие

философские идеи, средневековая философия сосредоточила внимание на

проблемах христианского учения и обоснования его необходимости для

понимания мира. Средневековая философия ограничивается периодом: V- XV в.в.

н.э., но первые философы работали во II в. н.э.: Афиногор, Телофил, Ириней,

Юстин.

Философия раннего христианства называлась апологетикой, т.е.

сочинениями, смысл которых был направлен на обучение основам христианства.

Они стремились развивать понятийный аппарат, в связи с чем не могли пройти

мимо трудов философов Др. Рима и Др. Греции. Первые труды, где был

использован категориальный аппарат, связан с именем еврейского философа

Филона. Его учение было пополнено школой стоиков. Философия базировалась на

боге, стоявшем между миром и создателем, который находился в

трансцендентальном мире, и для общения с человеком ему нужен посредник

(Христос). Теоретическая тема была связана с богословскими поисками, что и

обеспечило объяснение мира. Христианская философия личности ушла вперед, но

она не давала полного преодоления недостижимости бога. Филон за основу

преодоления пропасти использовал понятие «логос», который был наделен

структурным функционалием. Логос – это закон, приводящий в единство, это

определенность. Являясь, сам по себе абстракцией, он произведен от телесных

вещей. Это царство вечно умопостигаемых идей. Мир создал бог. Логос

выступает как сотворенный богом дух. После сотворения реального мира

божественный разум сделался перманентным миру. Но Филон не отождествил

логос с Христом, это было сделано после смерти Филона и это дало основание

говорить, что существующий логос воплотился в Христа. Он интерпретируется

как Бог, но понятие Бога не тождественно понятию Христа: Бог невидим, а

логос сын, который должен воплотиться в людей, чтобы они через него узнали

об отце. Развитие школы представляет Христианству систему нравственных

ценностей. Т.о. основные положения христианского нравоучения принимают

форму руководящих установок, которые определяют способ восприятия,

осмысления и переработки мысленного материала, т.е. формы философского

теоретизирования и мировоззрения.

Центральной идеей философии является идея бога. Если Античная философия

– космоцентрична, то средневековая философия – теоцентрична. Реальностью

становится не природа, а сверхъестественное начало – Бог. И все

существующее определено им.

Учение о божественном пронизывая историю философии, порождает несколько

типов христианского мировоззрения:

1) креационизм – учение в соответствии с которым, признается, что Бог

создал мир не ?из чего; поддержание бытия мира есть постоянное творение

его Богом. Если воля Бога прекратится, то мир скатится в небытие.

Античные философы, не смотря на трансцендентальность, наделяли мир

творчеством. В средние века это было запрещено. Человек должен был через

духовно-нравственное заботится о спасении своей души. Спастись же можно,

уверуя всесильность Бога, и поэтому христианская философия строится на

том, что Бог не только высшее бытие, но и высшая красота и

нравственность.

2) антропоцентризм – в развитии средневековой философии. Согласно

христианскому учению Бог сотворил человека не вместе со всеми вещами. Этим

самым христианские философы хотели подчеркнуть особую роль человека в мире,

т.е. всё остальное – творение Бога, а человек – венец творения. Мы

господствующее творение на земле. Образы подобия бога составляют сущность

творения на земле. Человек должен быть добрым. Став добрым, человек ощущает

благодать, и это является центральной темой.

3) провиденциализм и эсхатология. В основе христианского учения лежит

учение о постоянной связи человека с Богом. Человек трактуется как бытие,

спасенное Христом и предназначенное для сверхъестественной судьбы.

Исторический процесс рассматривается как развитие богочеловеческого

отношения, характеризующегося с –одной стороны грехопадением, с другой –

восхождением человека к Богу. История, рассматриваясь, как спасительная,

исполнительная и назидательная жизнь, при таком подходе имеет

горизонтальное и вертикальное отношения. Горизонтальное – борьба за жизнь,

за власть. Вертикальное – это влияние бога на исторический процесс;

христианское учение по своей природе – провиденциально, т.е. развивается не

само по себе, а согласно промыслу божьему. Философия истории

провиденционализма определяет судьбу и положение людей. На долю людей

приходится либо содействовать этому Богу, либо противодействовать ему. Он

связан с эсхатологией - учением о конце мира. Мир – это процесс,

предопределяемый Богом, но зависящий от царства эсхатома - это есть цель

существования человечества.

Проблемы взаимодействия разума и веры в средневековой философии. Мистика и

схоластика – два способа средневекового философствования.

Философия средневековья задается проблемой духовных потребностей, это

вызвано потребностями души к богоуподоблению – это есть ничто иное, как

полный переход к подчинению богу. Вера - универсальное измерение

человеческого сознания, это субъективность и духовность, в которых,

проявляется отношение к миру; вера имеет глубокое эмоционально-волевое

состояние и является первичной по отношению к дискурсивному мышлению.

Согласно этой теории разум познает мир при помощи мистического слияния с

божеством. Учение о проникновении божества является мистицизмом. Это берет

начало у Августина Аврелия: «Весь мир проникнут разумом, содержащим светлую

природу. Однако, ни что сотворенное богом не содержит в себе света, все

светит отражающим светом. Истина видима и реально существует, если идет

через бога. Бог – это солнце, которое невидимо, а все остальное делает

видимым. Свет – это истинное откровение». Т.о., в мистицизме –

божественное озарение – это осознание истинности в своей очевидности, душа

созерцает не только умопознавать действительность, но и сам свет, источник

света в его бестелесной сущности. В этот период происходит полное слияние

человека с миром.

Огромным влиянием пользовалась схоластика. Философский язык звучит

как школьная философия, которая предназначена для широкого обучения людей

христианству. Схоластика сформировалась тогда, когда догматы церкви стали и

политическими аксиомами. Схоластика является наследницей христицизма,

апологетики и трудов гностицизма. В схоластике отражена цель бытия.

Вершиной схоластики является авторитаризм. Спор между мистикой и

схоластикой осуществляется не только на уровне теологии, но и на уровне

философии. Первым из философов, который попытался допустить свободомыслия в

применении схоластики и мистики, был Пьер Абеляр. В след за ним эту

методологию использовали Жуль Бер Пуританский и Сильгер Прованский. Они

признавали существование сверхъестественного порядка и подчинение

сверхприродному Богу. Вместе с тем они отстаивали права человеческого

разума и доказывали максимальную рациональность и нецелесообразность

догматизма.

Противоречия в христианстве были обнаружены в форме двух истин или

двойственной истины, где заложено соотношение веры и разума, религии,

теологии и философии. Главный их смысл закл. в утверждении независимости

науки философии от вероисповедческих догм теологии. Существовали различные

варианты теории двух истин. Один из них разработан Шарторской школой. Эти

ученые сводили мир к различию существующего и сущего, предмета и методов

теологии, науки и философии. Теологии они отдали области сверхъестественной

науки, а философии – область знания. Т.о. истина для вне естественного –

вера, истина для науки и философии – разум и опыт. Сильгер Прованский

выступил за полную онтологию философского знания. Перед священнослужителями

была поставлена задача отработать все условия, не уронив авторитет ни

теологии, ни философии. За эту задачу взялся Ф. Аквинский. Учение Ф.

Аквинского выставляет в качестве официального учения – католицизм. Он

обосновал что разум и вера направлены к познанию одной истины – Бога, но

делают это разными путями: разум опирается на философию, вера – на

теологию, т.о. открывается гармония, т.к. бог изучается двумя путями –

естественным и сверхъестественным – через открытия. Наука и философия

приходят к мысли через Бога. Теология помогает принять человеку

кардинальные решения. Знание – это совокупность очевидных истин, а вера –

недоказуемых. Одну и ту же истину нельзя одновременно знать и верить,

поэтому мы имеем достаточное знание, которое объясняется с помощью логики и

рассуждения, но эта истина относительна, а с точки зрения христианства –

ложна. Средневековая философия, сохраняя приверженность христианства,

прошла долгий путь развития и сохранилась до сих пор, как в католицизме,

так и в христианстве.

34. Основополагающие принципы древнеиндийской философии. Её основные школы

и направления: ортодоксальные (веданта, йога, ньяя, вайшешика, миманса и

др.) и неортодоксальные (буддизм, джайнизм).

В 4 веке до н. э. в 3 частях мира Китае, Индии, Греции одновременно

возникла философия, что свидетельствовало о переходе от мифологического

мировоззрения к мировоззрению, опирающемуся на знания приобретенные в

интеллектуальном поиске. Несмотря на разные подходы к миропониманию,

имеются общие предпосылки возникновения и развития философии.

В Индии по сравнению с другими странами философская мысль развивалась

более самостоятельно.

Китайские философские учения развивались тоже самостоятельно, но на них

оказал существенное влияние буддизм, который в Китае имел свои местные

традиции (конфуфианство).

Древнеиндийская философия неразрывно связана с религией, все

философские системы здесь выступают, во-первых, как органический элемент

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты