Заратустр

| |преодолевая себя, стал он чреват великими | |

| |надеждами. | |

| |Поистине, люди дали себе всё добро и всё зло своё. | |

| |Поистине, они не заимствовали и не находили его, | |

| |оно не упало к ним, как глас с небес. | |

| |Человек сперва вкладывал ценности в вещи, чтобы | |

| |сохранить себя, — он создал сперва смысл вещам, | |

| |человеческий смысл! Поэтому называет он себя | |

| |«человеком», т. е. оценивающим. | |

| |Оценивать — значит созидать: слушайте, вы, | |

| |созидающие! Оценивать — это драгоценность и | |

| |жемчужина всех оцененных вещей. | |

| |Через оценку впервые является ценность; и без | |

| |оценки был бы пуст орех бытия. Слушайте, вы, | |

| |созидающие! | |

| |Перемена ценностей — это перемена созидающих. | |

| |Постоянно уничтожает тот, кто должен быть | |

| |созидателем. | |

| |Созидающими были сперва народы и лишь позднее | |

| |отдельные личности; поистине, сама отдельная | |

| |личность есть ещё самое юное из творений. | |

| |Народы некогда наносили на себя скрижаль добра. | |

| |Любовь, желающая господствовать, и любовь, желающая| |

| |повиноваться, вместе создали себе эти скрижали. | |

| |Тяга к стаду старше происхождением, чем тяга к Я; и| |

| |покуда чистая совесть именуется стадом, лишь | |

| |нечистая совесть говорит: Я. | |

| |Поистине, лукавое Я, лишённое любви, ищущее своей | |

| |пользы в пользе многих, — это не начало стада, а | |

| |гибель его. | |

| |Любящие были всегда и созидающими, они создали | |

| |добро и зло. Огонь любви и огонь гнева горит на | |

| |именах всех добродетелей. | |

| |Много стран видел Заратустра и много народов; | |

| |большей власти не нашёл Заратустра на земле, чем | |

| |дела любящих: «добро» и «зло» — имя их. | |

| |Поистине, чудовищем является власть этих похвал и | |

| |этой хулы. Скажите, братья, кто победит его мне? | |

| |Скажите, кто набросит этому зверю цепь на тысячу | |

| |голов? | |

| |Тысяча целей существовала до сих пор, ибо | |

| |существовала тысяча народов. Недостает ещё только | |

| |цепи для тысячи голов, недостаёт единой цели. Ещё у| |

| |человечества нет цели. | |

| |Но скажите же мне, братья мои: если человечеству | |

| |недостаёт ещё цели, то, быть может, недостает ещё и| |

| |его самого? — | |

| |Так говорил Заратустра. | |

| |О любви к ближнему | |

| | | |

| |Вы жмётесь к ближнему, и для этого есть у вас | |

| |прекрасные слова. Но я говорю вам: ваша любовь к | |

| |ближнему есть ваша дурная любовь к самим себе. | |

| |Вы бежите к ближнему от самих себя и хотели бы из | |

| |этого сделать себе добродетель; но я насквозь вижу | |

| |ваше «бескорыстие». | |

| |Ты старше, чем Я; Ты признано священным, но ещё не | |

| |Я: оттого жмётся человек к ближнему. | |

| |Разве я советую вам любовь к ближнему? Скорее я | |

| |советую вам бежать от ближнего и любить дальнего! | |

| |Выше любви к ближнему стоит любовь к дальнему и | |

| |будущему; выше ещё, чем любовь к человеку, ставлю я| |

| |любовь к вещам и призракам. | |

| |Этот призрак, витающий перед тобою, брат мой, | |

| |прекраснее тебя; почему же не отдаёшь ты ему свою | |

| |плоть и свои кости? Но ты страшишься и бежишь к | |

| |своему ближнему. | |

| |Вы не выносите самих себя и недостаточно себя | |

| |любите; и вот вы хотели бы соблазнить ближнего на | |

| |любовь и позолотить себя его заблуждением. | |

| |Я хотел бы, чтобы все ближние и соседи их стали для| |

| |вас невыносимы; тогда вы должны бы были из самих | |

| |себя создать своего друга с переполненным сердцем | |

| |его. | |

| |Вы приглашаете свидетеля, когда хотите хвалить | |

| |себя; и когда вы склонили его хорошо думать о вас, | |

| |сами вы хорошо думаете о себе. | |

| |Лжёт не только тот, кто говорит вопреки своему | |

| |знанию, но ещё больше тот, кто говорит вопреки | |

| |своему незнанию. Именно так говорите вы о себе при | |

| |общении с другими и обманываете соседа насчёт себя.| |

| | | |

| |Так говорит глупец: «Общение с людьми портит | |

| |характер, особенно когда нет его». | |

| |Один идёт к ближнему, потому что он ищет себя, а | |

| |другой — потому что он хотел бы потерять себя. Ваша| |

| |дурная любовь к самим себе делает для вас из | |

| |одиночества тюрьму. | |

| |Дальние оплачивают вашу любовь к ближнему; и если | |

| |вы соберётесь впятером, шестой должен всегда | |

| |умереть. | |

| |Я не люблю ваших празднеств; слишком много лицедеев| |

| |находил я там, и даже зрители вели себя часто как | |

| |лицедеи. | |

| |Не о ближнем учу я вас, но о друге. Пусть друг | |

| |будет для вас праздником земли и предчувствием | |

| |сверхчеловека. | |

| |Я учу вас о друге и переполненном сердце его. Но | |

| |надо уметь быть губкою, если хочешь быть любимым | |

| |переполненными сердцами. | |

| |Я учу вас о друге, в котором мир предстоит | |

| |завершённым, как чаша добра, — о созидающем друге, | |

| |всегда готовом подарить завершённый мир. | |

| |И как мир развернулся для него, так опять он | |

| |свёртывается вместе с ним, подобно становлению | |

| |добра и зла, подобно становлению цели из случая. | |

| |Будущее и самое дальнее пусть будет причиною твоего| |

| |сегодня: в своём друге ты должен любить | |

| |сверхчеловека как свою причину. | |

| |Братья мои, не любовь к ближнему советую я вам — я | |

| |советую вам любовь к дальнему. | |

| |Так говорил Заратустра. | |

| |О пути созидающего | |

| | | |

| |Ты хочешь, брат мой, идти в уединение? Ты хочешь | |

| |искать дороги к самому себе? Помедли ещё немного и | |

| |выслушай меня. | |

| |«Кто ищет, легко сам теряется. Всякое уединение | |

| |есть грех» — так говорит стадо. И ты долго | |

| |принадлежал к стаду. | |

| |Голос стада будет звучать ещё и в тебе! И когда ты | |

| |скажешь: «у меня уже не одна совесть с вами», — это| |

| |будет жалобой и страданием. | |

| |Смотри, само это страдание породила ещё единая | |

| |совесть: и последнее мерцание этой совести горит | |

| |ещё на твоей печали. | |

| |Но ты хочешь следовать голосу своей печали, который| |

| |есть путь к самому себе? Покажи же мне на это своё | |

| |право и свою силу! | |

| |Являешь ли ты собой новую силу и новое право? | |

| |Начальное движение? Самокатящееся колесо? Можешь ли| |

| |ты заставить звёзды вращаться вокруг себя? | |

| |Ах, так много вожделеющих о высоте! Так много | |

| |видишь судорог честолюбия! Докажи мне, что ты не из| |

| |вожделеющих и не из честолюбцев! | |

| |Ах, как много есть великих мыслей, от которых проку| |

| |не более, чем от воздуходувки: они надувают и | |

| |делают ещё более пустым. | |

| |Свободным называешь ты себя? Твою господствующую | |

| |мысль хочу я слышать, а не то, что ты сбросил ярмо | |

| |с себя. | |

| |Из тех ли ты, что имеют право сбросить ярмо с себя?| |

| |Таких не мало, которые потеряли свою последнюю | |

| |ценность, когда освободились от рабства. | |

| |Свободный от чего? Какое дело до этого Заратустре! | |

| |Но твой ясный взор должен поведать мне: свободный | |

| |для чего? | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты