| |благородных, чтобы составилась знать! Или, как | |
| |говорил я однажды в символе, «в том божественность,| |
| |что существуют боги, а не Бог!». | |
| |12 | |
| |О братья мои, я жалую вас в новую знать: вы должны | |
| |стать созидателями и воспитателями — сеятелями | |
| |будущего, — | |
| |— поистине, не в ту знать, что могли бы купить вы, | |
| |как торгаши, золотом торгашей: ибо мало ценности во| |
| |всём том, что имеет свою цену. | |
| |Не то, откуда вы идёте, пусть составит отныне вашу | |
| |честь, а то, куда вы идёте! Ваша воля и ваши шаги, | |
| |идущие дальше вас самих, — пусть будут отныне вашей| |
| |новой честью! | |
| |Поистине, не то, что служили вы князю — что значат | |
| |теперь князья! — или что были вы оплотом тому, что | |
| |стоит, чтобы крепче стояло оно! | |
| |Не то, что ваш род при дворах сделался придворным и| |
| |вы научились, пёстрые, как фламинго, часами стоять | |
| |в мелководных прудах. | |
| |— Ибо уменье стоять есть заслуга у придворных; и | |
| |все придворные верят, что к блаженству после смерти| |
| |принадлежит — позволение сесть! — | |
| |Также и не то, что дух, которого они называют | |
| |святым, вёл ваших предков в земли обетованные, | |
| |которых я не обещаю; ибо, где выросло худшее из | |
| |всех дерев — крест, — в такой земле хвалить нечего!| |
| | | |
| |— И поистине, куда бы не вёл этот «святой дух» | |
| |своих рыцарей, всегда бежали впереди таких шествий | |
| |— козлы и гуси, безумцы и помешанные! — | |
| |О братья мои, не назад должна смотреть ваша знать, | |
| |а вперёд! Изгнанниками должны вы быть из страны | |
| |ваших отцов и праотцев! | |
| |Страну детей ваших должны вы любить: эта любовь да | |
| |будет вашей новой знатью, — страну, ещё не | |
| |открытую, лежащую в самых далёких морях! И пусть | |
| |ищут и ищут её ваши паруса! | |
| |Своими детьми должны вы искупить то, что вы дети | |
| |своих отцов: всё прошлое должны вы спасти этим | |
| |путём! Эту новую скрижаль ставлю я над вами! | |
| |13 | |
| |«К чему жить? Всё — суета! Жить — это молотить | |
| |солому; жить — это сжигать себя и всё-таки не | |
| |согреться». — | |
| |Эта старая болтовня всё ещё слывёт за «мудрость»; | |
| |за то, что стара она и пахнет затхлым, ещё более | |
| |уважают её. Даже плесень облагораживает. — | |
| |Дети могли так говорить: они боятся огня, ибо он | |
| |обжёг их! Много ребяческого в старых книгах | |
| |мудрости. | |
| |И кто всегда «молотит солому», какое право имеет он| |
| |хулить молотьбу! Таким глупцам следовало бы | |
| |завязывать рот! | |
| |Они садятся за стол и ничего не приносят с собой, | |
| |даже здорового голода; и вот хулят они: «всё — | |
| |суета!» | |
| |Но хорошо есть и хорошо пить, о братья мои, это, | |
| |поистине, не суетное искусство! Разбейте, разбейте | |
| |скрижали тех, кто никогда не радуется! | |
| |14 | |
| |«Для чистого всё чисто» — так говорит народ. Но я | |
| |говорю вам: для свиней всё превращается в свинью! | |
| |Поэтому исступлённые и святоши, у которых даже | |
| |сердце поникло, проповедуют: «Сам мир есть грязное | |
| |чудовище». | |
| |Ибо все они не чисты духом; особенно те, кто не | |
| |находят ни покоя, ни отдыха, разве что видя мир | |
| |сзади, — и потусторонники! | |
| |Им говорю я в лицо, хотя это и звучит не любезно: | |
| |мир тем похож на человека, что и у него есть задняя| |
| |часть, — и лишь настолько это верно! | |
| |Существует в мире много грязи — и лишь настолько | |
| |это верно! Но оттого сам мир не есть ещё грязное | |
| |чудовище! | |
| |Есть мудрость в том, что многое в мире дурно | |
| |пахнет, — но само отвращение создаёт крылья и силы,| |
| |угадывающие источники! | |
| |Даже в лучшем есть и нечто отвратительное; и даже | |
| |лучший человек есть нечто, что должно преодолеть! | |
| |О братья мои, много мудрости в том, что много грязи| |
| |есть в мире! | |
| |15 | |
| |Я слышал, как благочестивые потусторонники говорили| |
| |к своей совести, и поистине, без злобы и лжи, — | |
| |хотя и нет в мире ничего более лживого и злобного. | |
| | | |
| |«Предоставь миру быть миром! Не поднимай против | |
| |него даже мизинца!» | |
| |«Пусть, кто хочет, душит и колет людей и сдирает с | |
| |них кожу — не поднимай против него даже мизинца! | |
| |Так научатся они отрекаться от мира». | |
| |«А свой собственный разум — ты должен сам задушить | |
| |его: ибо это разум мира сего, — так научишься ты | |
| |сам отрекаться от мира». | |
| |— Разбейте, разбейте, о братья мои, эти старые | |
| |скрижали благочестивых! Развейте слова клеветников | |
| |на мир! | |
| |16 | |
| |«Кто много учится, разучивается всякому сильному | |
| |желанию» — так шепчут сегодня на всех тёмных | |
| |улицах. | |
| |«Мудрость утомляет, ничто — не вознаграждается; ты | |
| |не должен желать!» — эту новую скрижаль нашёл я | |
| |вывешенной даже на базарных площадях. | |
| |Разбейте, о братья мои, разбейте и эту новую | |
| |скрижаль! Утомлённые миром повесили её и | |
| |проповедники смерти и тюремщики: ибо, смотрите, это| |
| |также есть проповедь, призывающая к рабству! | |
| |Ибо они дурно учились, и далеко не лучшему, и всему| |
| |слишком рано и всему слишком скоро: ибо они плохо | |
| |ели, и потому они получили этот испорченный | |
| |желудок, | |
| |— ибо испорченный желудок есть их дух: он советует | |
| |смерть! Ибо, поистине, братья мои, дух есть | |
| |желудок! | |
| |Жизнь есть родник радости; но в ком говорит | |
| |испорченный желудок, отец скорби, для того все | |
| |источники отравлены. | |
| |Познавать — это радость для того, в ком воля льва! | |
| |Но кто утомился, тот сам делается лишь «предметом | |
| |воли», с ним играют все волны. | |
| |И так бывает всегда с людьми слабыми: они теряются | |
| |на своих путях. И наконец усталость их ещё | |
| |спрашивает: «К чему ходили мы когда-то по дорогам? | |
| |Везде всё равно!» | |
| |Им приятно слышать, когда проповедуют: «Ничто не | |
| |вознаграждается! Вы не должны желать!» Но ведь это | |
| |проповедь, призывающая к рабству. | |
| |О братья мои, как дуновение свежего ветра приходит | |
| |Заратустра ко всем уставшим от их пути; многие носы| |
| |заставит он ещё чихать! | |
| |Даже сквозь стены проникает моё свободное дыхание, | |
| |входит в тюрьмы и пленённые умы! | |
| |«Хотеть» освобождает: ибо хотеть значит созидать, —| |
| |так учу я. И только для созидания должны вы | |
| |учиться! | |
| |И даже учиться должны вы сперва у меня научиться, | |
| |хорошо научиться! — Имеющий уши да слышит! | |
| |17 | |
| |Челн готов — на той стороне ты попадёшь, быть | |
| |может, в великое Ничто. — Но кто хочет вступить в | |
| |это «быть может»? | |
| |Никто из вас не хочет вступить в челн смерти! Как | |
| |же хотите вы тогда быть утомлёнными миром! | |
| |Утомлённые миром! Вы даже ещё не отрешились от | |
| |земли! Похотливыми находил я вас всегда к земле, | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80