| |них были хитрые глаза. Но жену себе даже хитрейший | |
| |из них умудряется купить в мешке. | |
| |Много коротких безумств — это называется у вас | |
| |любовью. И ваш брак, как одна длинная глупость, | |
| |кладёт конец многим коротким безумствам. | |
| |Ваша любовь к жене и любовь жены к мужу — ах, если | |
| |бы могла она быть жалостью к страдающим и сокрытым | |
| |богам! Но почти всегда два животных угадывают друг | |
| |друга. | |
| |И даже ваша лучшая любовь есть только восторженный | |
| |символ и болезненный пыл. Любовь — это факел, | |
| |который должен светить вам на высших путях. | |
| |Когда-нибудь вы должны будете любить дальше себя! | |
| |Начните же учиться любить! И оттого вы должны были | |
| |испить горькую чашу вашей любви. | |
| |Горечь содержится в чаше даже лучшей любви: так | |
| |возбуждает она тоску по сверхчеловеку, так | |
| |возбуждает она жажду в тебе, созидающем! | |
| |Жажду в созидающем, стрелу и тоску по сверхчеловеку| |
| |— скажи, брат мой, такова ли твоя воля к браку? | |
| |Священны для меня такая воля и такой брак. — | |
| |Так говорил Заратустра. | |
| |О свободной смерти | |
| | | |
| |Многие умирают слишком поздно, а некоторые — | |
| |слишком рано. Ещё странно звучит учение: «умри | |
| |вовремя!» | |
| |Умри вовремя — так учит Заратустра. | |
| |Конечно, кто никогда не жил вовремя, как мог бы он | |
| |умереть вовремя? Ему бы лучше никогда не родиться! | |
| |— Так советую я лишним людям. | |
| |Но даже лишние люди важничают ещё своею смертью, и | |
| |даже самый пустой орех хочет ещё, чтобы его | |
| |разгрызли. | |
| |Серьёзно относятся все к смерти; но смерть не есть | |
| |ещё праздник. Ещё не научились люди чтить самые | |
| |светлые праздники. | |
| |Совершенную смерть показываю я вам; она для живущих| |
| |становится жалом и священным обетом. | |
| |Своею смертью умирает совершивший свой путь, | |
| |умирает победоносно, окружённый теми, кто надеются | |
| |и дают священный обет. | |
| |Следовало бы научиться умирать; и не должно быть | |
| |праздника там, где такой умирающий не освятил | |
| |клятвы живущих! | |
| |Так умереть — лучше всего; а второе — умереть в | |
| |борьбе и растратить великую душу. | |
| |Но как борющемуся, так и победителю одинаково | |
| |ненавистна ваша смерть, которая скалит зубы и | |
| |крадётся, как вор, — и, однако, входит, как | |
| |повелитель. | |
| |Свою смерть хвалю я вам, свободную смерть, которая | |
| |приходит ко мне, потому что я хочу. | |
| |И когда же захочу я? — У кою есть цель и наследник,| |
| |тот хочет смерти вовремя для цели и наследника. | |
| |Из глубокого уважения к цели и наследнику не | |
| |повесит он сухих венков в святилище жизни. | |
| |Поистине, не хочу я походить на тех, кто сучит | |
| |верёвку: они тянут свои нити в длину, а сами при | |
| |этом все пятятся. | |
| |Иные становятся для своих истин и побед слишком | |
| |стары; беззубый рот не имеет уже права на все | |
| |истины. | |
| |И каждый желающий славы должен уметь вовремя | |
| |проститься с почестью и знать трудное искусство — | |
| |уйти вовремя. | |
| |Надо перестать позволять себя есть, когда находят | |
| |тебя особенно вкусным, — это знают те, кто хотят, | |
| |чтобы их долго любили. | |
| |Есть, конечно, кислые яблоки, участь которых — | |
| |ждать до последнего дня осени; и в то же время | |
| |становятся они спелыми, жёлтыми и сморщенными. | |
| |У одних сперва стареет сердце, у других — ум. Иные | |
| |бывают стариками в юности; но кто поздно юн, тот | |
| |надолго юн. | |
| |Иному не удаётся жизнь: ядовитый червь гложет ему | |
| |сердце. Пусть же постарается он, чтобы тем лучше | |
| |удалась ему смерть. | |
| |Иной не бывает никогда сладким: он гниёт ещё летом.| |
| |Одна трусость удерживает его на его суку. | |
| |Живут слишком многие, и слишком долго висят они на | |
| |своих сучьях. Пусть же придет буря и стряхнёт с | |
| |дерева всё гнилое и червивое! | |
| |О, если бы пришли проповедники скорой смерти! Они | |
| |были бы настоящей бурею и сотрясли бы деревья | |
| |жизни! Но я слышу только проповедь медленной смерти| |
| |и терпения ко всему «земному». | |
| |Ах, вы проповедуете терпение ко всему земному? Но | |
| |это земное слишком долго терпит вас, вы, злословцы!| |
| | | |
| |Поистине, слишком рано умер тот иудей, которого | |
| |чтут проповедники медленной смерти; и для многих | |
| |стало с тех пор роковым, что умер он слишком рано. | |
| | | |
| |Он знал только слёзы и скорбь иудея, вместе с | |
| |ненавистью добрых и праведных — этот иудей Иисус; | |
| |тогда напала на него тоска по смерти. | |
| |Зачем не остался он в пустыне и вдали от добрых и | |
| |праведных! Быть может, он научился бы жить и | |
| |научился бы любить землю — и вместе с тем смеяться.| |
| | | |
| |Верьте мне, братья мои! Он умер слишком рано; он | |
| |сам отрёкся бы от своего учения, если бы он достиг | |
| |моего возраста! Достаточно благороден был он, чтобы| |
| |отречься! | |
| |Но незрелым был он ещё. Незрело любит юноша, и | |
| |незрело ненавидит он человека и землю. Ещё связаны | |
| |и тяжелы у него душа и крылья мысли. | |
| |Но зрелый муж больше ребёнок, чем юноша, и меньше | |
| |скорби в нём: лучше понимает он смерть и жизнь. | |
| |Свободный к смерти и свободный в смерти, он говорит| |
| |священное Нет, когда нет уже времени говорить Да: | |
| |так понимает он смерть и жизнь. | |
| |Да не будет ваша смерть хулою на человека и землю, | |
| |друзья мои: этого прошу я у мёда вашей души. | |
| |В вашей смерти должны ещё гореть ваш дух и ваша | |
| |добродетель, как вечерняя заря горит на земле, — | |
| |или смерть плохо удалась вам. | |
| |Так хочу я сам умереть, чтобы вы, друзья, ради меня| |
| |ещё больше любили землю; и в землю хочу я опять | |
| |обратиться, чтобы найти отдых у той, что меня | |
| |родила. | |
| |Поистине, была цель у Заратустры, он бросил свой | |
| |мяч; теперь будьте вы, друзья, наследниками моей | |
| |цели, для вас закидываю я золотой мяч. | |
| |Больше всего люблю я смотреть на вас, друзья мои, | |
| |когда вы бросаете золотой мяч! Оттого я простыну | |
| |ещё немного на земле; простите мне это! | |
| |Так говорил Заратустра. | |
| |О дарящей добродетели | |
| | | |
| |1 | |
| |Когда Заратустра простился с городом, который | |
| |любило сердце его и имя которого было «Пёстрая | |
| |корова», последовали за ним многие, называвшие себя| |
| |его учениками, и составили свиту его. И так дошли | |
| |они до перекрёстка; тогда Заратустра сказал им, что| |
| |дальше он хочет идти один: ибо он любил ходить в | |
| |одиночестве. Но ученики его на прощанье подали ему | |
| |посох, на золотой ручке которого была змея, | |
| |обвившаяся вокруг солнца. Заратустра обрадовался | |
| |посоху и опёрся на него; потом он так говорил к | |
| |своим ученикам: | |
| |— Скажите же мне: как достигло золото высшей | |
| |ценности? Тем, что оно необыкновенно и бесполезно, | |
| |блестяще и кротко в своём блеске; оно всегда дарит | |
| |себя. | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80