Заратустр

| |плясун на канате. И Заратустра говорил так к | |

| |народу: | |

| |Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что | |

| |должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти | |

| |его? | |

| |Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше | |

| |себя; а вы хотите быть отливом этой великой волны и| |

| |скорее вернуться к состоянию зверя, чем превзойти | |

| |человека? | |

| |Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище | |

| |или мучительный позор. И тем же самым должен быть | |

| |человек для сверхчеловека: посмешищем или | |

| |мучительным позором. | |

| |Вы совершили путь от червя к человеку, но многое в | |

| |вас ещё осталось от червя, Некогда были вы | |

| |обезьяной, и даже теперь ещё человек больше | |

| |обезьяны, чем иная из обезьян. | |

| |Даже мудрейший среди вас есть только разлад и | |

| |помесь растения и призрака. Но разве я велю вам | |

| |стать призраком или растением? | |

| |Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке! | |

| |Сверхчеловек — смысл земли. Пусть же ваша воля | |

| |говорит: да будет сверхчеловек смыслом земли! | |

| |Я заклинаю вас, братья мои, оставайтесь верны земле| |

| |и не верьте тем, кто говорит вам о надземных | |

| |надеждах! Они отравители, всё равно, знают ли они | |

| |это или нет. | |

| |Они презирают жизнь, эти умирающие и сами себя | |

| |отравившие, от которых устала земля: пусть же | |

| |исчезнут они! | |

| |Прежде хула на Бога была величайшей хулой; но Бог | |

| |умер, и вместе с ним умерли и эти хулители. Теперь | |

| |хулить землю — самое ужасное преступление, так же | |

| |как чтить сущность непостижимого выше, чем смысл | |

| |земли! | |

| |Некогда смотрела душа на тело с презрением: и тогда| |

| |не было ничего выше, чем это презрение, — она | |

| |хотела видеть тело тощим, отвратительным и | |

| |голодным. Так думала она бежать от тела и от земли.| |

| | | |

| |О, эта душа сама была ещё тощей, отвратительной и | |

| |голодной; и жестокость была вожделением этой души! | |

| | | |

| |Но и теперь ещё, братья мои, скажите мне: что | |

| |говорит ваше тело о вашей душе? Разве ваша душа не | |

| |есть бедность и грязь и жалкое довольство собою? | |

| |Поистине, человек — это грязный поток. Надо быть | |

| |морем, чтобы принять в себя грязный поток и не | |

| |сделаться нечистым. | |

| |Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он — это море,| |

| |где может потонуть ваше великое презрение. | |

| |В чём то самое высокое, что можете вы пережить? Это| |

| |— час великого презрения. Час, когда ваше счастье | |

| |становится для вас отвратительным, так же как ваш | |

| |разум и ваша добродетель. | |

| |Час, когда вы говорите: «В чём моё счастье! Оно — | |

| |бедность и грязь и жалкое довольство собою. Моё | |

| |счастье должно бы было оправдывать само | |

| |существование!» | |

| |Час, когда вы говорите: «В чём мой разум! | |

| |Добивается ли он знания, как лев своей пищи? Он — | |

| |бедность и грязь и жалкое довольство собою!» | |

| |Час, когда вы говорите: «В чём моя добродетель! Она| |

| |ещё не заставила меня безумствовать. Как устал я от| |

| |добра моего и от зла моего! Всё это бедность и | |

| |грязь и жалкое довольство собою!» | |

| |Час, когда вы говорите: «В чём моя справедливость! | |

| |Я не вижу, чтобы был я пламенем и углём. А | |

| |справедливый — это пламень и уголь!» | |

| |Час, когда вы говорите: «В чём моя жалость! Разве | |

| |жалость — не крест, к которому пригвождается | |

| |каждый, кто любит людей? Но моя жалость не есть | |

| |распятие». | |

| |Говорили ли вы уже так? Восклицали ли вы уже так? | |

| |Ах, если бы я уже слышал вас так восклицающими! | |

| |Не ваш грех — ваше самодовольство вопиет к небу; | |

| |ничтожество ваших грехов вопиет к небу! | |

| |Но где же та молния, что лизнёт вас своим языком? | |

| |Где то безумие, что надо бы привить вам? | |

| |Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он — эта | |

| |молния, он — это безумие! — | |

| |Пока Заратустра так говорил, кто-то крикнул из | |

| |толпы: «Мы слышали уже довольно о канатном плясуне;| |

| |пусть нам покажут его!» И весь народ начал смеяться| |

| |над Заратустрой. А канатный плясун, подумав, что | |

| |эти слова относятся к нему, принялся за своё дело. | |

| |4 | |

| |Заратустра же глядел на народ и удивлялся. Потом он| |

| |так говорил: | |

| |Человек — это канат, натянутый между животным и | |

| |сверхчеловеком, — канат над пропастью. | |

| |Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен | |

| |взор, обращённый назад, опасны страх и остановка. | |

| |В человеке важно то, что он мост, а не цель: в | |

| |человеке можно любить только то, что он переход и | |

| |гибель. | |

| |Я люблю тех, кто не умеет жить иначе, как чтобы | |

| |погибнуть, ибо идут они по мосту. | |

| |Я люблю великих ненавистников, ибо они великие | |

| |почитатели и стрелы тоски по другому берегу. | |

| |Я люблю тех, кто не ищет за звёздами основания, | |

| |чтобы погибнуть и сделаться жертвою — а приносит | |

| |себя в жертву земле, чтобы земля некогда стала | |

| |землёю сверхчеловека. | |

| |Я люблю того, кто живёт для познания и кто хочет | |

| |познавать для того, чтобы когда-нибудь жил | |

| |сверхчеловек. Ибо так хочет он своей гибели. | |

| |Я люблю того, кто трудится и изобретает, чтобы | |

| |построить жилище для сверхчеловека и приготовить к | |

| |приходу его землю, животных и растения: ибо так | |

| |хочет он своей гибели. | |

| |Я люблю того, кто любит свою добродетель: ибо | |

| |добродетель есть воля к гибели и стрела тоски. | |

| |Я люблю того, кто не бережёт для себя ни капли | |

| |духа, но хочет всецело быть духом своей | |

| |добродетели: ибо так, подобно духу, проходит он по | |

| |мосту. | |

| |Я люблю того, кто из своей добродетели делает своё | |

| |тяготение и свою напасть: ибо так хочет он ради | |

| |своей добродетели ещё жить и не жить более. | |

| |Я люблю того, кто не хочет иметь слишком много | |

| |добродетелей. Одна добродетель есть больше | |

| |добродетель, чем две, ибо она в большей мере есть | |

| |тот узел, на котором держится напасть. | |

| |Я люблю того, чья душа расточается, кто не хочет | |

| |благодарности и не воздаёт её: ибо он постоянно | |

| |дарит и не хочет беречь себя. | |

| |Я люблю того, кто стыдится, когда игральная кость | |

| |выпадает ему на счастье, и кто тогда спрашивает: | |

| |неужели я игрок-обманщик? — ибо он хочет гибели. | |

| |Я люблю того, кто бросает золотые слова впереди | |

| |своих дел и исполняет всегда ещё больше, чем | |

| |обещает: ибо он хочет своей гибели. | |

| |Я люблю того, кто оправдывает людей будущего и | |

| |искупляет людей прошлого: ибо он хочет гибели от | |

| |людей настоящего. | |

| |Я люблю того, кто карает своего Бога, так как он | |

| |любит своего Бога: ибо он должен погибнуть от гнева| |

| |своего Бога. | |

| |Я люблю того, чья душа глубока даже в ранах и кто | |

| |может погибнуть при малейшем испытании: так охотно | |

| |идёт он по мосту. | |

| |Я люблю того, чья душа переполнена, так что он | |

| |забывает самого себя, и все вещи содержатся в нём: | |

| |так становятся все вещи его гибелью. | |

| |Я люблю того, кто свободен духом и свободен | |

| |сердцем: так голова его есть только утроба сердца | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты