Переходный период и теоретическая основа макроэкономической стабилизации в Казахстане

Поэтому конечная цель радикальных социальных экономических реформ должна состоять в создании не просто рыночной экономики, а динамично и устойчиво развивающейся высокими темпами рыночной экономики или в создании такого типа модели рыночной экономики, которая обеспечивала бы казахстанской экономике устойчиво высокие темпы роста, высокую эффективность и конкурентоспособность.

Эти две разные формулировки конечной цели реформ не какие-то ничего не значащие выдумки ученых, вытекающие из их желания показаться умнее других, чем они нередко и пользуются. На самом деле эти формулировки имеют разные и очень важные практические значения.

Дело в том, что в Казахстане, ставившем конечной целью социально-экономических реформ лишь формирование рыночной экономики, на начальной стадии их проведения власть увлеклась скоростью и количеством реализуемых мероприятий, никогда не связывая их с полученными результатами. На самом деле результатов и не было. Именно эти два параметра стали основными критериями казахстанских экономических реформ. Все органы власти соревновались между собой в количественных показателях. На это нацеливались и правительственные программы. Оценка была соответствующая. А что дали и дают эти меры, практически никого не интересовало. Это стало одной из главных причин того, что долгое время казахстанская реформа не приводила к экономическому росту. Это и есть плоды порочного подхода к сложным процессам. А в действительности не скорость и количество проводимых мер, а их результативность должна была быть истинным критерием реформ. Между тем, как говорил Я. Корнай, «преобразование в обществе - это не скачки. Кто придет первым - еще не главный показатель успеха». Как он свидетельствует, в 1998 году производительность труда в Венгрии и Польше, осуществлявших реформы по умеренной стратегии, по сравнению с 1989 годом была выше на 36 и 29% соответственно, а в Чехии, проводившей ее по ускоренной стратегии, - только на 6%.

Постановка цели реформ как создание динамично и устойчиво развивающейся высокими темпами рыночной экономики вынуждала бы органы власти отвечать и за результаты проводимых реформ. Вот что значит правильно сформулированная цель реформы.

Достичь эту цель Казахстану было не просто. Преобразование экономики потребовало проведения глубоко продуманных, тщательно и всесторонне взвешенных системных реформ, охватывающих все их стороны. Их можно свести к решению трех крупных задач переходной экономики.

Спад производства, сопровождающийся ростом безработицы, рос как снежный ком, рынок опустошался, деньги, непокрытые товарными ресурсами, все больше и больше становились «деревянными». Поскольку фиксированные цены делали инфляцию скрытой и не соответствовали ни спросу и предложению, ни денежной массе, то все закономерно ожидали резкого всплеска инфляции в момент перехода к свободным ценам. Отсюда для государства возникла серьезная задача макроэкономической стабилизации, оздоровления экономики, суть которой состояла в подавлении высокой инфляции до разумного уровня, установлении эффективного обменного курса и пропорций между ВВП, инфляцией и безработицей, необходимых для нормального функционирования экономики. Задача макроэкономической стабилизации, конечно, сопровождается реформированием бюджетной и денежно-кредитной системы, но этого недостаточно для перевода экономики на рыночные рельсы. Нужны еще системные реформы по формированию доминирующей негосударственной собственности, рыночных институтов и инфраструктур, эффективных бюджетных, налоговых и денежно-кредитных систем инвестиционного и внешнеторгового блоков с соответствующей правовой базой, т.е. проведение глубоких структурных и институциональных реформ. Отсюда у государства возникла вторая, причем определяющая, задача переходного периода - формирование и развитие системы рыночных отношений, институтов и механизмов на основе проведения трансформационных, структурных и институциональных реформ.

Ясно, что обе эти задачи не стоят ломаного гроша, если не будет обеспечен длительно устойчивый экономический рост, позволяющий достичь высокого уровня и качества жизни населения. Переход к рыночной экономике не самоцель, а средство достижения этой цели, ради этого и проводились рыночно ориентированные реформы.

Рыночная экономика сама по себе автоматически не приводит к устойчивому экономическому росту. Для решения этой задачи от правительства и Национального банка потребуется создание благоприятных условий для позитивного влияния внешних факторов на национальную экономику и умелое использование ограниченного круга рыночных механизмов в оптимальном сочетании.

Умение вовремя запускать нужные механизмы в нужном сочетании - это большое искусство. Если это не удастся, рыночная экономика останется просто рыночной экономикой. Обеспечение устойчивого роста экономики предполагает также постоянное отслеживание экономики в целом и принятие предупреждающих мер.

Регулирование рыночной экономики сложный процесс, особенно когда она выходит из кризиса. Правительству приходится всегда ходить по лезвию ножа: отступит в сторону - его поджидают инфляция, рост безработицы, спад производства.

Таким образом, в переходном периоде решаются три задачи, а не две, как утверждает Я. Корнай:

•  макроэкономическая стабилизация и оздоровление экономики, вывод ее из кризиса;

•  формирование системы институтов и механизмов рыночного хозяйствования;

•  обеспечение устойчивого экономического роста.

По Я. Корнай, решаются следующие две задачи:

•  стабилизация экономики;

•  экономический рост.

Он не предусматривает решение специальной задачи — формирование системы институтов и механизмов рыночной или системной трансформации. Это выглядит более чем странным. Если он считает, что стабилизация экономики включает и системные преобразования, то это грубая ошибка. Стабилизация экономики - одно, она может быть достигнута даже на начальной стадии рыночных преобразований, а системная трансформация - другое, хотя обе эти задачи, а также задача обеспечения устойчивого экономического роста взаимосвязаны и взаимозависимы, образуют триаду трансформационных задач переходной экономики.

Ошибочным представляется и другое утверждение Я. Корнай о том, что названные им две задачи должны решаться одновременно. Он считает неверной последовательность «вначале стабилизация, затем - экономический рост». Возможно, это верно для тех стран, у которых стартовая инфляция в момент освобождения цен невысока. Но для стран СНГ, у которых в момент либерализации цен инфляция достигала 350 и более процентов, данная последовательность неизбежна.

При таком уровне инфляции ни одна страна не сможет добиться оживления экономики. Поэтому экономический рост возможен только после решения задачи макроэкономической стабилизации, под которой понимается, по определению Л. Чаба, «восстановление в стране роли денег во всех их функциях», что возможно при доведении уровня инфляции до «умеренного». Как показал опыт стран с переходной экономикой и развивающихся стран, экономический рост начинается тогда, когда уровень инфляции окажется в районе 40%.

И этот «умеренный» уровень инфляции достигается тем быстрее, чем решительнее и последовательнее будет проводиться макроэкономическая стабилизация. Следовательно, макроэкономическая стабилизация есть не что иное, как стабилизация денежной системы, превращение денег в реальные средства обращения товаров, а не финансовая стабилизация, как трактовали ее специалисты МВФ и реформаторы России и Казахстана. Подавление инфляции до умеренной есть одно из необходимых, но недостаточных условий финансовой стабилизации, которая намного шире, чем денежная или макроэкономическая стабилизация.

Финансовая стабилизация подразумевает приведение финансовых ресурсов государства, предприятий, населения и банковской системы в соответствие с объемами производства товаров и услуг при равновесных рыночных ценах, организации финансовых потоков в соответствии с законами рынка. Она предполагает минимизацию размера неплатежей, товарных запасов и запасов финансовых ресурсов, полную уплату налогов, покрытие расходов бюджетов государства, предприятий и домашнего хозяйства с их доходами и т.д.

То, чего мы достигли в 1998-м и 1999 годах (7-8% уровня среднегодовой инфляции, деньги стали играть свою роль во всех своих функциях, сформировался стабильный и эффективный обменный курс), это лишь стабильность денежной системы.

При этом страна продолжала иметь дело с огромными дебиторскими и кредиторскими неплатежами. Немалая задолженность сохраняется по зарплате работающих в компаниях, рынок кредитов и фондовый рынок работают слабо, все еще значительна доля бартера во взаимных расчетах производителей товаров и их покупателей, высока доля убыточных предприятий, низка норма рентабельности предприятий, они не располагают собственными средствами для инвестирования производства и др., т.е. в стране далеко еще не нормализованы финансовые потоки, они не приведены в соответствие с товарными потоками. В этих условиях невозможно говорить о финансовой стабильности.

Иными словами, макроэкономическая стабилизация и системные преобразования не совпадают, это две разные задачи. Системные реформы, т.е. приватизация, создание рыночных институтов и структурные преобразования, формирование финансовой системы, адекватной рыночной экономике, проведение налоговых и социальных реформ, как правило, займут более длительное время, чем макроэкономическая стабилизация. Достижение макроэкономической стабилизации создает благоприятные предпосылки не только для экономического роста, но и для системных преобразований. В свою очередь, достигнутая макроэкономическая стабилизация должна поддерживаться системными преобразованиями.

Третья задача обеспечения устойчивого экономического роста тесно связана не только с макроэкономической стабилизацией, но и с системными преобразованиями экономики. Чем быс­трее будет происходить реформирование экономики, тем быстрее и масштабнее будет запущен рыночный механизм и тем надежнее и благоприятнее будут созданы условия для стабильного экономического роста.

Как показывает мировой опыт, экономический рост достигается быстрее и он окажется стабильнее, устойчивее, если одновременно с макроэкономической стабилизацией будут проводиться столь же решительно и последовательно системные реформы.

В свою очередь и экономический рост оказывает благоприятное воздействие на ход системных реформ и полную макроэкономическую стабилизацию. Чем быстрее достигается экономический рост, чем он будет устойчивее и ощутимее, тем сильнее возрастает доверие к проводимым в стране реформам, что дает правительству право решительнее и последовательнее проводить их в более стабильной обстановке. Это лучшая гарантия успехов реформ.

Таким образом, в переходном периоде от плановой экономики к рыночной решаются три взаимосвязанные и взаимообусловленные задачи.

Первая альтернатива - одномоментное освобождение цен, превращение скрытой инфляции в открытую и борьба экономическими методами за подавление инфляции. Это сопровождается резким спадом производства, увеличением безработицы и снижением жизненного уровня населения. Результат - стабилизация денежной системы, оздоровление экономики, восстановление, по выражению Я. Корнай, необходимых для оживления производства пропорций. Одновременно - реформирование всех сфер экономики и социальной сферы.

Вторая альтернатива - постепенное освобождение цен, инвестирование экономики и недопущение спада производства. Одновременно осуществляется постепенное реформирование экономики. В этом большая роль отводится государству. Это самый безболезненный способ перехода к рынку, если переход осуществится.

Третья альтернатива - начало ликвидации основы резкого роста цен путем изымания избыточной денежной массы за счет продажи населению накопленных дефицитных импортных товаров, жилья, малых предприятий, незавершенных объектов. Затем - либерализация цен и постепенное осуществление всех реформ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты