Безусловно, в современной рыночной экономике не все решается чисто рыночной системой. В ней хозяйственный механизм претерпевает существенные изменения, значительную роль стало играть государство, в связи с чем элементы государственного контроля и регулирования переплетаются с рыночным механизмом. В этом случае, как показал мировой опыт, государство способствует стабильности и росту экономики, создавая экономическими методами набор правил, образующий те рамки, в которых функционирует частное предпринимательство, изменяет направление его деятельности (Самуэльсон П. Экономика. НПО «Алгон», ВНИИСИ, 1992. Т. 1. С. 33). Современная рыночная экономическая система не терпит ни централизованного управления народным хозяйством, ни директивного планирования, она в них не нуждается. Но, тем не менее, как система, характеризующаяся сложной степенью специализации и разделения труда, которая объективно обусловливает взаимозависимость всех ее участников, она объективно нуждается в государственном регулировании. Однако такое сочетание государственного регулирования с рыночной системой в условиях сохранения вещной взаимозависимости людей должно быть минимальным, т.к. вся их деятельность, мотивация и само существование продиктованы необходимостью вещного воспроизводства вещного богатства, опосредованного, в свою очередь, рыночными отношениями. Поэтому такая система оказывается наиболее гибкой, способной перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям.
Например, плановой экономической системе для сохранения целостности, устойчивости не помогли ни обобществление собственности, ни общенародная кооперация труда, ни централизованное управление с искусно составленными директивными планами.
Экономическая система состоит из множества подсистем, в качестве которых часто рассматриваются совокупности материально-вещественных и личных факторов, или производительных сил и производственных отношений, или отраслей, или регионов, или материального производства и нематериальной сферы и т.д., в зависимости от того, каковы цели исследования. Это естественно, т.к. она не только сложна, но и многогранна, и поэтому она может рассматриваться и исследоваться в самых различных аспектах.
Поскольку выбранная для целей трансформации группа подсистем образует целостную систему, ее подсистемы не могут реформироваться отдельно друг от друга, не нарушив при этом ее целостности и устойчивости. Опыт прошедших лет реформ показал, что цели не достичь проведением разрозненных мер, без учета их логико-функциональных связей и последовательностей. От этого социально-экономическая цена реформ станет только чрезмерно высокой, а цели - все более недостижимыми. Трансформация экономики - комплексная проблема, она требует системных решений.
Рыночная экономическая система, как и любая другая организованная система, состоит из двух обязательных подсистем, независимо от того, с какой позиции она исследуется: управляющей (регулирующей) и управляемой (регулируемой). Здесь, в отличие от плановой экономики, лучше подходит термин «регулирующая и регулируемая», с этой точки зрения для реформирования экономики следует выделить два ее уровня - макроэкономику и микроэкономику. Первая охватывает всю экономику в целом, в которой взаимодействуют сферы, отрасли, регионы, процессы производства, обмена, распределения и потребления благ. Результаты этих взаимодействий проявляются через ситуации, явления и процессы, происходящие в экономике в целом, условия социально-экономической жизни страны. Вторая - охватывает фирмы и домашние хозяйства, взаимодействующие на рынке.
Макро- и микроэкономика органически связаны между собой. Так, явления, ситуации и процессы, происходящие в экономике в целом, складываются, в конечном счете, в результате функционирования во взаимодействии множества фирм и домашних хозяйств. Поэтому макроэкономические показатели образуются как сумма параметров, складывающихся в результате действий фирм и домашних хозяйств. И наоборот: решения, принимаемые фирмами и домашними хозяйствами, во многом зависят от механизма регулирования и параметров макроэкономической деятельности.
В соответствии с этими двумя выделенными уровнями рыночной экономики в качестве регулирующей подсистемы экономической системы вполне логично рассматривать органы и механизмы государственного и рыночного регулирования макроэкономического уровня, а в качестве регулируемой подсистемы - участников микроэкономики: фирмы и домашние хозяйства и объединяющие их отрасли, регионы, сферы, а также процессы производства, обмена и потребления, социально-экономические явления и ситуации, возникающие в экономике.
Разработка всеохватывающей программы реформирования столь многокомпонентной системы будет по меньшей мере нереалистичной. Поэтому возникает задача выделения оптимального состава подсистем, образующих ядро системы, целенаправленное комплексное реформирование которых повлечет за собой рыночно ориентированное изменение всех остальных подсистем. Для этого целесообразно предварительно описать всю систему, а затем из нее выделить требуемую субсистему.
Чтобы рыночные преобразования были системными и двигали экономику в направлении формирования рыночных отношений, данная субсистема должна охватить ведущие звенья обоих уравнений рыночной экономики: макро- и микроэкономики.
Из иерархических отношений, из взаимосвязей и взаимозависимостей этих двух уровней экономической системы вытекает взаимосвязь и взаимодействие механизмов регулирования происходящих в них процессов. Механизм микроэкономики - это механизм рынков и цен. Экономические агенты, такие как фирмы, домашние хозяйства и правительственные агентства, опираясь на рынки и цены, выбирают оптимальные решения, позволяющие максимизировать их доходы.
Макроэкономика связана с более крупномасштабными экономическими явлениями, «укрупненными категориями - с совокупными показателями дохода, занятости и уровня цен» (Самуэлъсон П. Экономика. НПО «Алгон», ВНИИСИ, 1992. Т. 1. С. 4)., с их изменениями с течением времени и взаимодействием между собой. Например, макроэкономика имеет дело с влиянием бюджетно-налоговой политики на национальные сбережения, страхования по безработице - на уровень занятости или ролью кредитно-денежной политики в поддержании стабильности цен. Поэтому макроэкономика занимается выработкой и реализацией экономической политики, направленной на создание «правил игры» для всех хозяйствующих субъектов и «правил действий» для всех органов регулирования экономики.
Типичные макроэкономические проблемы - как создать условия, в которых люди, ищущие работу, могут ее найти, как защитить экономику от негативного влияния общего роста цен, называемого инфляцией, как обеспечить постоянное улучшение условий жизни. Правительственная политика, касающаяся налогов, расходов, бюджетных дефицитов, финансовой системы, - вот основные темы макроэкономики.1 В рыночной экономической системе главное - умелое сочетание мер, предпринимаемых государством, с рыночным механизмом. Суть этого состоит в том, что макроэкономические меры регламентируют те рамки, в которых действуют рыночные отношения, т.е. ограничивают их в определенной мере, и тем самым государство оказывает регулирующее воздействие на деятельность субъектов хозяйствования с помощью всей экономической политики. А кто из них выходит за пределы этих ограничений, тот рискует оказаться вне закона, быть банкротом, перестать существовать.
Но если экономическая политика разработана компетентно и с учетом реальных условий обеспечения экономического роста, то эти ограничения не могут противоречить интересам фирм и домашних хозяйств, функционированию макроэкономики. Таким образом, микроэкономика подчинена законам и механизмам макроэкономики. Но и макроэкономика зависима от микроэкономики. «Вся макроэкономика покоится на микроэкономическом основании»2. Механизмы их едины, нет одного без другого. «...Между микро- и макроэкономикой нет никакого противоречия. И та, и другая абсолютно необходимы... Даже нельзя сказать, какая из двух проблем возникла первой и является более важной...»3.
§ 2. Принципиальная схема взаимодействия компонентов и структур системных трансформаций
Самая сложная задача на пути системной трансформации постсоветской экономики в рыночную - это описание состава и структуры экономической системы с целью выделения из этого единого целого оптимального состава программно реформируемых подсистем, охватывающих как макро-, так и микроэкономики, которые повлекли бы за собой реформирование всех остальных частей экономической системы в целом.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) в процесс системных преобразований наряду с приватизацией собственности включает законодательство о банкротстве, реформу банковской системы, законодательство о торговле, реформу налоговой системы, либерализацию внешней торговли, режим прямых иностранных инвестиций, режим обменного курса валюты и степень обратимости баланса движения капиталов (Успех и недостатки приватизации. ЕБРР, Комитет по развитию торговли, 1993. С. 11.). По мнению Европейской экономической комиссии (ЕЭК), в эту систему должны входить приватизация, изменения в ценовой политике, пересмотр системы социальной защиты, налоговой системы и банковского дела, соглашения об открытой внешней торговле, защита и поощрение прямых иностранных инвестиций (Успех и недостатки приватизации. ЕБРР, Комитет по развитию торговли, 1993. С. 11.).
Еще одна организация - ЮНКТАД, полагает, что системная реформа сводится к либерализации цен, приватизации, финансовой либерализации и реформе внешней торговли, платежей и налоговой системы (Успех и недостатки приватизации. ЕБРР, Комитет по развитию торговли, 1993. С. 11.).
Безусловно, в этих рекомендациях есть важные компоненты системных преобразований, например приватизация, налоговая система и другие. Однако, во-первых, эти авторитетные международные организации не во всем едины, даже ЕБРР не включил в состав системных преобразований такой важный механизм рыночной экономики, как реформирование цен, без которого не может быть перехода к рыночной экономике; во-вторых, авторы не попытались доказать рекомендуемый состав системных преобразований, их необходимость и достаточность, комплексность.
Выделение компонентов системных преобразований и построение схемы основывается на качественном анализе их системообразующих связей, исходя из роли каждого из них в достижении общей цели и решения задач реформирования постсоветской экономики, влияния их друг на друга, выделения существенных и второстепенных связей. Информационной базой такого анализа являются теория рыночной экономики, различные теоретические парадигмы ее стабилизации и регулирования, опыт зарубежных стран, восстанавливающих рыночные отношения и выводивших экономику из кризиса, опыт реформирования экономики Казахстана и оценка его последствий и т.д.
Целью реформ является, как уже отмечалось, построение эффективно функционирующей рыночной экономики. Это слишком общая формулировка, чтобы определить оптимальный состав системных преобразований. Тем не менее этого достаточно, чтобы заключить, что сюда должны входить компоненты, не только связанные со стабилизацией экономики и формированием рыночных отношений, но и позволяющие обеспечить экономический рост.
Следующим шагом является формулирование основных задач переходной экономики, решение которых позволяет достичь поставленной цели:
• макроэкономическая стабилизация и вывод экономики из кризиса;
• формирование и развитие рыночных отношений;
• обеспечение устойчивого экономического роста.
Решение этих задач во многом зависит как от макроэкономической политики, так и от запуска рыночных механизмов в микроэкономике.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85