Если бы кредиты, полученные правительством в 1992-1994 годах под свои гарантии, на сумму более 2500 млн долларов США использовались на поддержку экспортно ориентированных предприятий страны, а не ушли, по образному выражению президента страны Н. Назарбаева, «в песок», не раздавались коммерческим фирмам сомнительного происхождения, нередко даже фиктивно существующим, которые так и не возвратили эти кредиты и ушли от ответственности, то экономика страны вышла бы из кризиса, а политическое и социальное развитие страны шло по другому, более благоприятному сценарию.
Приведем лишь один пример. В мае 1994 года правительство Германии предложило нам кредит в сумме 400 млн немецких марок под 2% годовых сроком на 30 лет. Господин А.Г. Сала-матин, тогдашний министр промышленности РК, возглавлявший делегацию, отказался от этого в высшей степени выгодного кредита, мотивируя тем, что нет проектов, не успеем получить в назначенные сроки и т.д., и предлагал перенести переговоры на 1995 год или дальше.
Мы тогда доказывали г-ну Саламатину, что не так уж много времени надо, чтобы разработать два-три проекта для таких предприятий, как Карметкомбинат, «Жезказганцветмет», и что это позволит получить аналогичные кредиты от Германии и в 1995 году. Наши немецкие партнеры информировали, что если возможность получения кредита не будет использована в 1994 году, то переговоров о 1995-м не будет. Мы так и отказались от кредитов на 1994 год, и немцы больше кредитов не предлагали. А г-н Саламатин, сдав свои дела, через три месяца вообще выехал из нашей страны, оставив за собой, как и некоторые его друзья, Карметкомбинат и многие другие предприятия страны на грани развала. Добавим, что Узбекистану не стоило особого труда получать необходимые кредиты для развития своей экономики от той же Германии и особенно от Японии, где имеются большие и дешевые ресурсы.
Таким образом, единственным веским и привлекательным аргументом в пользу передачи под управление или продажи предприятий иностранным фирмам остается регулярная выдача заработной платы работникам этих предприятий. Но на самом деле и этот аргумент несостоятелен. Дело в том, что годовой фонд заработной платы работников предприятий, находящихся под контролем (во владении или управлении) иностранных компаний, по приближенным оценкам составляет не более 18-20 млрд тенге. Между тем из бюджета только НДС компенсируется на сумму 29 млрд тенге. Прежние отечественные владельцы этих предприятий таких льгот не имели.
Говорят, на этих предприятиях растет производство, растет экспорт. В целом это так, но давайте рассмотрим внимательнее и этот вопрос. Из данных Нацстатагентства видно, что в топливно-энергетическом комплексе спад производства электроэнергии усилился: в 1995 году был рост, а в 1996-м - снижение. На тепловых электростанциях этот контраст оказался еще более сильным, хотя здесь присутствует немало иностранных фирм. Значительный рост достигнут только в нефтегазовой и нефтеперерабатывающей промышленности, несмотря на то, что ими пока управляют отечественные фирмы и специалисты. И в электроэнергетике, и в нефтяной промышленности снизили производство главным образом как раз иностранные компании: теплоэнергии - АПК, добычу нефти - ГАО «Южнефтегаз» (Кумколь), который передан иностранной компании.
В черной металлургии резко снижено производство восьми видов продукции из двенадцати, по которым в 1995 году был либо рост, либо меньшее снижение. Причем резко снижено производство ферросплавов, кокса, труб стальных, жести белой, хромитовой руды, окатышей железорудных, железной руды, хотя практически все предприятия этой отрасли находятся в руках иностранных компаний.
В цветной металлургии, где уже преобладают иностранные предприятия, положение не намного лучше. Производство пяти видов продукции из восьми - бокситов, глинозема, свинца, титана губчатого и аффинированного золота-либо снизилось, либо темпы роста были более низкими, чем в 1995 году. Высокий рост достигнут в производстве лишь меди и серебра, небольшой рост был в производстве цинка.
Что касается экспорта, то и он не в пользу иностранных компаний. В 1996 году его объем увеличился только на 8,2% против 74,8% в 1995 году, когда предприятиями управляли в основном отечественные кадры. В структуре же экспорта в 1996 году серьезных сдвигов не произошло.
Иными словами, нет никаких оснований утверждать, что наши кадры не умеют управлять предприятиями. Не стоит делать из этого предположения большую сомнительную экономическую политику с далеко идущими, негативными для Казахстана последствиями. Это может оказаться такой же ошибочной промышленной политикой, как и предыдущие. Так, в 1992 году главной целью промышленной политики было объявлено создание концернов. Сменялись вывески — объединения и министерства преобразовывались в концерны, заявлялось, что они - единственное спасение промышленности. Но уже в июне 1993 года политика изменилась, теперь единственными спасителями признавались холдинги, создаваемые «сверху» принудительно. Многие еще эффективно работавшие предприятия загонялись в искусственно образованные холдинги, во главе многих из которых стояли не совсем чистые на руку или имеющие сомнительное отношение к профилям предприятий, входивших в состав холдинга, люди. Они создавали производственный хаос, разворовывали активы, как могли. Это ни к чему хорошему не могло привести, и уже в 1994 году началась дехолдингизация.
Многие из таких руководителей, вывезя огромный капитал из страны, и сами оказались за ее пределами, процветают там, даже занимают высокие правительственные должности. Странно, что многочисленные факты об отгрузке и вывозе незаконным путем продукции за пределы страны отъезжающими за границу должностными лицами нисколько не беспокоили власти, не вызывали с ее стороны какой-либо действенной реакции.
Таким образом, видим, что экспортно ориентированные производства, основанные на эксплуатации в основном природных богатств страны, стали тем большим пирогом, делением которого заняты сейчас и власть, и криминальный бизнес. Под угрозой могут оказаться национальные интересы и экономическая безопасность страны. Продажа и передача в управление экспортно ориентированных предприятий, эксплуатирующих природные ресурсы стратегического назначения, может нанести или уже нанесла большой ущерб государственным национальным интересам Казахстана, нарушая его экономическую безопасность. Здесь мы далеки от лжепатриотизма, повторения избитых аргументов, популизма типа «продается Родина». Первым прямым ущербом, нанесенным национальным интересам и экономической безопасности страны, являются те условия, по которым иностранным компаниям проданы ведущие предприятия, о которых шла речь выше. Этими актами нанесен ущерб престижу Казахстана как суверенного государства, ибо продажа или передача под управление основных секторов экономики иностранным компаниям с аргументами «нет кадров, наши кадры не знают менеджмент» дают основание другим государствам полагать, что республика не в состоянии самостоятельно управлять своей экономикой, не доросла до этого уровня.
Кроме того, теперь для зарубежных стран и их компаний нет особого предмета экономического сотрудничества, развития торговли с Казахстаном, т.к. им придется иметь дело не с казахстанскими, а с иностранными компаниями, на которые решения или желания правительства не распространяются. Мы уже пожинаем плоды своих действий в этом плане. Как показывает анализ данных Нацстатагентства РК, резко возросли нарушения сложившихся хозяйственных связей Казахстана со странами СНГ, ухудшившие эту ситуацию. В 1996 году в экспорте ферросплавов - 89%, проката черных металлов - 92%, меди рафинированной - 98%, цинка - 89% поставлялось в страны дальнего зарубежья при соответствующем снижении их поставки в Россию, Узбекистан, Туркменистан и др., т.е. в те страны, которые в прежние годы удовлетворяли основные потребности страны во многих жизненно важных видах продукции: природном газе, электроэнергии, нефтепродуктах, автомобилях, шинах и т.д. За эти товары раньше Казахстан расплачивался либо валютой, либо металлами. Теперь Казахстан не имеет такой возможности, что негативно отразилось на платежах со странам СНГ, на соотношении кредиторских и дебиторских задолженностей между ними, поставку ими в Казахстан продукции. В 1996 году долги предприятий Казахстана предприятиям стран СНГ и других стран превысили в 4 раза долги предприятий этих стран предприятиям Казахстана. Кредиторские задолженности Казахстана Туркменистану превысили дебиторские задолженности в 3,4 раза, России - в 2,0 раза, Узбекистану - в 1,8 раза. Во многом этим объясняются частые отключения газа и электроэнергии, снижение объемов производства многими казахстанскими предприятиями, например Павлодарским НПЗ, что привело к резкому росту цен на нефтепродукты в этой области и в соседних регионах.
Мы оказались в сложном положении не только в отношении экспортных поставок металлов и других товаров, выпускаемых базовыми отраслями, но и в части поставок потребителям в собственной стране. Теперь новые хозяева этих предприятий вывозят капиталы за границу, выводят их из внутреннего рынка, что ведет к потере рынков стран СНГ, особенно российского, для Казахстана, оставляя ему отравленную окружающую среду и обостренные социально-экономические проблемы.
Мы жаловались на то, что Центр бывшего СССР оставил много сложных социально-экономических проблем, однобоко наращивая мощности сырьевых отраслей. С этими проблемами Казахстан после распада СССР остался один на один, а теперь страна вместо того, чтобы заняться их решением, должна смириться с их умножением и углублением. И мы помогаем иностранным владельцам казахстанских предприятий с освобождением от таможенных пошлин и НДС на экспортируемую ими продукцию в дальнее зарубежье, компенсируя сумму последнего поставщикам из дырявого бюджета (29 млрд тенге на 1997 год), задерживая при этом зарплату и пенсии своим гражданам. Это крупная потеря и для бюджета, и для страны в целом. Помимо этого, бюджет потерял доходы от дивидендов на госпакет акций. Оказывается, не нам помогают иностранные компании и их страны, а мы им помогаем. При этом с 20% НДС хотим вывозить свою продукцию на рынки стран СНГ, а потом кричим «караул!».
Россия нас не пускает на свой рынок, разрабатывает свои месторождения, проводит протекционистскую политику по отношению к своим товаропроизводителям. А что вы хотели, господа казахстанцы? Дураков нет, и в России, оказывается, - тоже.
Ущерб от продажи природных ресурсов и собственности в базовых отраслях имеет долговременный и стратегический характер. Теперь Казахстан становится неспособным вести эффективную структурную промышленную политику, без которой не обходилась ни одна страна, стремившаяся стать развитой. Структурная промышленная политика любой страны базируется на эффективном использовании и развитии ее главного богатства, а наше главное богатство - это природные минерально-сырьевые ресурсы и высокообразованные и профессиональные кадры, но они уже оказались у иностранцев. Причем иностранные компании интересует промежуточная продукция, выпускаемая базовыми отраслями промышленности, а производство готовых изделий из нее в их странах давно уже достаточно хорошо организовано.
Без организации производства готовой продукции, пользующейся спросом на мировом рынке, ни одна страна в современном мире не может достичь своих целей. А какое это будет изделие - определит наше умение изучать рынок, организовывать и стимулировать производство этих изделий, найти инвестиционные средства и т.д. - словом, вырабатывать и вести правильную экономическую политику.
К сожалению, из-за сокращения поставок новыми владельцами металлов на внутренний рынок падает производство уже на построенных в республике заводах по выпуску продукции более высокой степени готовности, например, на заводах медной катанки, кабельных изделий. А воздействовать на них власть уже не может.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85