Переходный период и теоретическая основа макроэкономической стабилизации в Казахстане

Таким образом, экономика Казахстана, оказавшаяся в большой зависимости от высоких мировых цен и имея моноструктурную промышленность, стала сильно зависимой от колебаний мировых цен на нефть. Это значит, что экономика, подстроившаяся под высокие мировые цены на нефть при их падении, - а этого исключать ни в коей мере нельзя, - неизбежно окажется в тя­желом структурном кризисе, который при определенных условиях может перерасти в какой-либо вариант кризиса политического.

Причина изложенной ситуации - банальная. Казахстанская экономика слишком долго пре­бывает в условиях чрезмерно благоприятной мировой конъюнктуры, и это создает ложное пред­ставление, будто бы мировые цены на нефть будут всегда высокими, а значит, такая благопри­ятная ситуация в экономике надолго.

Похоже, наша интеллектуальная элита уже в плену такой иллюзии, разделяет всеобщее ликование и эйфорию по поводу невиданных экономических успехов Казахстана и не собирается удовлетворяться меньшими, ударилась в производство, решила почивать на лаврах, купленных обманчиво легкой ценой огромных дармовых нефтяных доходов. Она решила, что слишком долго жила в недостаточности, чтобы отказать себе в удовольствиях, раз уж нефтяные доходы сами текут в руки.

Если это действительно так и такая психология уже взяла верх, то нас ждет еще одна непри­ятность: Казахстан, не сумев воспользоваться редкой благоприятной возможностью для роста и процветания, навсегда останется страной с периферийной экономикой и несбывшейся мечтой. У него останется одна возможность: по-прежнему гордо заявлять, что Казахстан богат природными ресурсами и что в его недрах содержатся почти все элементы таблицы Менделеева.

Если развитие казахстанской экономики пойдет по такому сценарию, то велика вероятность, что нефтяное богатство страны может стать не благом, а мощным тормозом ее экономического развития. К сожалению, этот сценарий сегодня для Казахстана является не гипотетическим, а самым что ни на есть реальным.

Однако, во-первых, еще не поздно опомниться, как это сделала в свое время Норвегия - единственная процветающая нефтедобывающая страна в мире; во-вторых, сделать все воз­можное для обеспечения эффективного развития экономики. А возможности надо постоянно и неустанно искать и находить. Экономика - большая система, а такая система имеет бесчисленное множество альтернативных путей развития и механизмов решения.

Решение надо искать не в определении приоритетных отраслей и концентрации на них всех основных ресурсов с помощью прямого их перераспределения и протекционизма, как делалось в индустриальной эпохе. В силу описанных выше особенностей и рисков решение задачи таким образом нереально, т.к. никто не сможет безошибочно определить такие приоритетные отрасли и тем более предугадать, когда они могут измениться: не через 30-40 лет, что было характерно для индустриальной эпохи, а, допустим, за каких-то 5-7 лет или за еще меньшие сроки. К тому же конкурентоспособные высокотехнологичные производства, выпускающие продукцию с высокой добавленной стоимостью, можно организовать в любом секторе, в любой отрасли. Причем сегод­ня лидирующее положение могут занимать одни отрасли, а буквально через год-два — другие. Мы это наблюдаем каждый год, каждый день в развитых странах мира.

Из этого не следует, что в нашей экономике не должно быть приоритетов. Только приорите­тами теперь могут быть не отдельные, заранее выбранные властями отрасли, а любые высокотех­нологичные, конкурентоспособные на внешнем рынке товары с высокой добавленной стоимос­тью. Значит, стимулироваться будет производство только такой продукции, независимо от того, каким отраслям она принадлежит.

Из изложенного можно сделать еще один очень важный вывод относительно использования в новых условиях старых традиционных методов и механизмов индустриального периода.

В условиях постиндустриальной эпохи, когда из-за быстрой сменяемости технологий, об-новляемости выпускаемых товаров, расширения потребностей и возможности их удовлетворе­ния, высокой волатильности мировых цен на отдельные сырьевые товары и обменные курсы основных мировых валют, непредсказуемости политических факторов и т.д. чрезмерно быстро меняется социально-экономическая ситуация в стране, попытки использования прежних методов и механизмов для обеспечения эффективного функционирования и развития экономики вообще теряют всякий смысл.

Теперь надо искать механизмы, адекватные важнейшим условиям и особенностям пережи­ваемого периода развития общества. Они должны обеспечивать гибкость и максимальную адап­тивность экономической системы, способствовать хозяйствующим субъектам быстро и адекват­но реагировать на динамично меняющуюся ситуацию, или, научно выражаясь, вызовам времени. Именно адаптивность и гибкость ныне становятся гораздо важнее, чем достижение темпов роста формальных показателей уровня развития экономики, измеряемого среднедушевым ВВП. Адап­тивность экономики позволяет достигать более качественного и долговременного устойчивого экономического роста, гибко реагируя на всякие значительные изменения внешних и внутренних факторов развития экономики.

На практике это обеспечивается:

•     проведением ответственной экономической политики;

•     обеспечением открытости и либерализованное™ экономики;

•     созданием благоприятного делового климата не только в сырьевом, но и в несырьевом ифинансовом секторах экономики;

•     созданием равных конкурентных условий для всех отраслей;

•     ускоренным ростом человеческого капитала;

•     стимулированием производства высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции
или услуг, механизмов, не противоречащим принципам свободного рынка;

•     созданием развитых экономических, политических, правовых, социальных гражданских институтов, позволяющих интегрировать наши национальные (не в этническом смысле, а в смысле государственности) ценности с общеевропейскими базовыми ценностями развития и создавать благоприятные условия для функционирования и развития экономики в соответствии с основными принципами развитой рыночной экономики западных стран.

Мы должны иметь в виду, что было бы нелогично стремиться достичь уровня экономичес­кого развития стран Европы и иметь европейский уровень и качество жизни, но строить свое об­щество, свою экономику наподобие азиатских стран или стран Латинской Америки - еще хуже. (Это к тому, что часто можно услышать команду изучать и перенять опыт по разным вопросам институционального развития экономики Малайзии, Сингапура, Южной Кореи, Мексики и т.д. Кстати, в ряде этих стран некоторые президенты, при которых строились такие институты, уби­ты, а некоторые до сих пор в бегах.)

Вряд ли есть основания строить свою экономику с помощью трансплантации отдельных экономических органов (методов и институтов) в казахстанскую экономику. Тем более, что никто не доказал и не сможет однозначно доказать, что в экономические успехи этих стран наибольший вклад внесли именно те органы (институты), которые мы переносим в казахстанскую экономику. Наоборот, многие крупные политики и экономисты мира в своих мемуарах и исследованиях эко­номические успехи этих стран объясняют совсем другими факторами и обстоятельствами.

Но нет доказательств и того, что эти трансплантаты-институты, перенесенные из каких-либо стран, быстро приживутся и станут эффективно функционировать в других странах, в чуж­дой для них политико-экономической среде, в иной экономической системе. Во всяком случае, однозначно можно сказать следующее: каждый трансплантат (институт) может быть эффективен, если он эффективен вообще, только в той среде, в которой он функционирует во взаимодействии со всеми ее другими институтами при применяемом там механизме.

Успех казахстанской экономики зависит от способности политической и бизнес-элиты най­ти те безусловно верные и главные решения, которые обеспечат нужный модернизационный прорыв в современных условиях Казахстана. Всей интеллектуальной элите крайне важно осо­знать, что успех возможен только в том случае, если, во-первых, каждый сектор экономики будет представлять себя частью одной общей экономической системы и что он должен действовать не сам по себе, а в системе, согласованно, скоординированно со всеми ее остальными секторами; во-вторых, власть будет вести ответственную, эффективную экономическую политику, обеспе­чивающую наиболее благоприятные условия, необходимые для успешного развития всего биз­неса (крупного, среднего и малого, приоритетного и неприоритетного, финансового, сырьевого и несырьевого и т.д.), а предприниматели - активную добросовестную деятельность в равной конкурентной среде.

И тем, и другим необходимо всегда максимально точно улавливать наиболее верные направ­ления развития экономики, ее производительных сил и учитывать вызовы постиндустриального и догоняющего развития, вызовы времени (глобализация, обострение конкурентной борьбы на международном рынке и др.), быть готовыми и способными быстро адаптироваться к этим вы­зовам.

Не следует тем и другим связывать свои надежды на успех с обилием природных ресурсов и сохранением надолго высоких мировых цен на них. Мировой опыт с полной ясностью показал, что главное в успешном развитии - не богатство природных ресурсов, а открытая и ответствен­ная экономическая политики государства, рост человеческого капитала и активная предприни­мательская деятельность, адаптивность и гибкость бизнеса. Высокоразвитыми странами в мире являются в основном не богатые и даже не обладающие природными ресурсами, а бедными - все страны, богатые природными ресурсами; исключение составляют Норвегия и США.

Таким образом, государству и бизнесу ныне придется решать задачи более тонкие и слож­ные, чем в прошлом веке. Причем ничто не гарантирует достижения стоящей перед Казахста­ном стратегической цели - преодоления своего отставания в социально-экономическом развитии от среднеразвитых европейских стран в условиях постиндустриального догоняющего развития, глобализации и обостряющейся на мировом рынке экономической конкуренции.

Сегодня нам как никогда необходимо выработать всесторонне взвешенную и основанную на реальных расчетах, на внешних и внутренних факторах стратегию социально-экономическо­го прорыва. В ней не должно быть популизма, угодничества, она не должна быть рассчитана на сиюминутный внешний эффект и предвыборное пиар-шоу, она не должна стать источником

наживы и коррупции, зарабатывания политических дивидендов. Таким образом, перед властью и перед всем бизнес-обществом, всеми секторами экономики стоят исключительно сложные за­дачи, решаемые не однажды, не периодически, а повседневно и немалыми силами. Попытки ре­шения их на уровне отдельных субъектов (банков, компаний, предприятий) далеко недостаточны, не под силу им, поскольку для выработки своей стратегии, принятия верных решений на уровне каждой компании, каждого банка, каждого малого и среднего предприятия в современных усло­виях потребуются постоянный анализ и мониторинг состояния и развития экономики в целом, основных факторов и условий, определяющих ее важнейшие параметры, их влияния на функ­ционирование и развитие каждого сектора, каждой отрасли, хода и характера взаимодействия. Потребуются исследования и оценка влияния различных экономических механизмов (налогов, кредитов, таможенных и ценовых параметров и др.) на эффективность и конкурентоспособность в каждом секторе экономики, развития конкурентной среды. Необходимо постоянно разрабаты­вать на основе системного анализа конкретные рекомендации для экономики в целом, каждого ее сектора, каждой ее отрасли с оценкой их последствий для них.

Только на их основе каждый хозяйствующий субъект может выработать свою стратегию на ближайший и среднесрочный период и принимать соответствующие верные решения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты