Переходный период и теоретическая основа макроэкономической стабилизации в Казахстане

§ 3. Мировой опыт радикальных реформ

История свидетельствует, что в катастрофических для страны ситуациях, подобных той, что сложилась в России в 1990-1991 годах, власть вынуждена пойти на чрезвычайные или, как иначе говорят, на радикальные, а потому болезненные для народа меры. Такая ситуация сложилась в Германии в 20-е годы прошлого века, когда она была охвачена гиперинфляцией, в России - в годы разрухи народного хозяйства, наступившей после революции 1917 года, и в веду­щих капиталистических странах, особенно в США в годы Великой депрессии 1929-1933 годов.

Первой радикальной мерой большевиков, принятой в 1918 году для спасения страны от голода и холода, и в первую очередь для снабжения армии и рабочих хлебом, был режим «воен­ного коммунизма» с его продразверсткой, согласно которой власть большевиков силами армии и ОГПУ отбирала повсюду у крестьян все съедобное, что у них было. Сказать, что это было ужасно, значит ничего не сказать. Этот режим продолжался более трех лет. И когда большевики увидели, чем может обернуться для страны и для них самих продолжение этого режима, они ввели взамен другую радикальную меру - продналог, или так называемую новую экономическую политику (НЭП). Ввели они ее вопреки своему учению и принципам строительства социалистического общества, которыми фанатично руководствовались и всякое отклонение от них рассматривали как предательство пролетариата, несмотря на массовое недовольство рядовых членов партии и даже многих членов руководства. Она привела к возрождению в России рыночных принципов хозяйствования, к расцвету стихийной рыночной торговли. Хотя основные предприятия и внеш­няя торговля оставались в руках государства, мелкая торговля, биржи и кооперативы становились частными. Дальнейшее продолжение получили арендные отношения, в том числе и аренда с вы­купом.

Для большинства большевиков и пролетариата все это тоже было шоком: вроде пролили кровь за социализм, власть рабочих и крестьян, боролись с буржуазией, а теперь заново возрож­дается буржуазное общество.

В 1933 году новый президент США Ф. Рузвельт, приняв страну с безжизненно стоявшими заводами, разорившимися в массовом порядке фермами, повсюду умирающими от голода и холо­да людьми, при огромном перепроизводстве товаров и лежащих на нуле ценах, стал решительно применять жесткие, экстренные меры, которые трудно было назвать более человечными, менее болезненными и радикальными, чем «шоковая терапия». Когда банкиры, запуганные слухами о национализации банков, один за другим отходили от дел, в конгрессе был принят «Чрезвычай­ный закон о банках», в результате которого все банки, которые были признаны «здоровыми», под страхом раскрытия президентом США тайн всех банков и богатства банкиров открылись с воз­вращением всех вкладов, но 2 тысячи банков были лишены лицензии.

Президентом были приняты такие меры, как распахивание 10 млн акров уже засеянных хлопком земель, уничтожение одной четвертой всех посевов, забой 6 млн голов свиней. Это при свирепствующем в стране голоде и безработице, массовом разорении фермеров! «Газеты, выражая полную растерянность общества перед такими противоестественными, с точки зрения здра­вого смысла, поступками, писали: «Мы, привыкшие молиться о нашем хлебе насущном, теперь молим Бога о том, чтобы у нас этого хлеба не стало. Это столь же своеобразная ненормальность в области богословия, сколь и в области экономики»1. Когда на заседаниях правительства кто-нибудь упоминал об этих мерах, Рузвельт, как свидетельствует его помощник, всегда виновато опускал глаза.

В 1920-1923 годах Германия, потерпевшая поражение в Первой мировой войне, была охва­чена гиперинфляцией, сопровождавшейся огромным бюджетным дефицитом и разрушающейся промышленностью, резким падением курса марки к доллару и массовым оттоком капитала из страны, что напоминает ситуацию 1990-1991 годов в России.

Чтобы вывести страну из этого кризиса, правительство Германии 15 октября 1923 года ре­шило провести денежную реформу. За ночь были выпущены в обращение новые деньги - «рейхс­марки», были резко ограничены кредиты в экономику и биржевые расходы с немедленным со­кращением численности государственных служащих на 25% с последующим сокращением еще на 10% до января 1924 года. Прекратилось кредитование правительства Центробанком. В ноябре 1923 года с инфляцией покончено.

Ситуации в Германии 1920-1913 годов и в России 1990-1991-х были похожи, и меры, соот­ветственно, тоже оказались схожими. Одномоментная конфискационная денежная реформа 1923 года в Германии была не менее болезненна, чем одномоментная либерализация цен в России в январе 1992 года. Разница состояла в том, что России из-за политической ситуации, вызванной кардинальной сменой политической системы, не хватило последовательности и решительности в проведении дальнейших антиинфляционных мер.

Очень схожими являются и продналог, введенный большевиками в 1921 году, и одновре­менная либерализация цен на все товары и услуги, введенная правительством России 2 января 1992 года. Ведь НЭП - это свободная цена, введенная для спасения страны от голода с помощью оживления стихийной торговли, открытия дороги мелким частным собственникам.

Если, с одной стороны, военный коммунизм тогда был не менее болезненным для пода­вляющего большинства граждан страны, чем «шоковая терапия», если учесть, что промышлен­ность замерла, основная масса крестьян была разорена, страну охватили массовая безработица, бедность и нищета, у большей части населения не было денег на продукты питания, то, с другой стороны, НЭП был спасением от голода и холода.

Особняком стоит опыт США по выводу страны из Великой депрессии. Радикальность и жесткость принятых тогда мер ничем не уступают «шоковой терапии». Некоторые ученые, не понимая сути и особенностей Великой депрессии, охватившей капиталистические страны, и, соответственно, мер правительств этих стран, в частности США, считают, что их опыт нужно перенять. Так, доктор экономических наук А. Бачурин пишет: «Как известно, в 1929-1933 годах

''Королькова Б. Новый курс Ф.Д. Рузвельта: предпосылки, логика результаты/'/Вопросы экономики. №11.1992.

в весьма трудном экономическом положении оказались многие капиталистические государства. В США осуществленные президентом Ф. Рузвельтом кардинальные преобразования носили ком­плексный характер и позволили решить ряд сложных проблем, в том числе сократить безработи­цу и увеличить спрос на товары. Этот опыт реформирования экономики более полезен для Рос­сии, нежели монетаристские рекомендации, не разделяемые многими западными учеными»1.

Такие критические высказывания и рекомендации по проведению реформы в России без учета сути и особенностей кризиса, специфики применявшихся, например Рузвельтом, мер в кон­кретном случае, разницы теории Кейнса и монетарной теории характерны для многих ученых-экономистов постсоветских стран.

На самом деле Великая депрессия и постсоветский системный кризис - это разные типы экономических кризисов. Следовательно, в борьбе с ними должны применяться различные мето­ды. Так, Великая депрессия - это кризис с называемым в западной литературе недопотреблением, а в советской литературе - с перепроизводством. В США тогда произошло огромное скопление избыточных товаров, все предприятия простаивали, не проявляли признаков жизни, фермерские хозяйства были разорены, страна была охвачена безработицей невиданного масштаба, не было заработков, кругом царила бедность и нищета, спрос на товары упал до минимума, цены сведены к нулю. Предприятия не могли возобновить производство.

Задача правительства США в такой ситуации состояла в том, чтобы оживить спрос, повы­сить цены, т.е. возродить инфляцию (а не подавить, как в России). Вот почему Ф. Рузвельт вы­сказался за бесчеловечное решение о сокращении предложения ряда потребительских товаров, чтобы вызвать повышение спроса и рост цен. Одновременно из бюджета выделялись крупные средства в виде субсидий на организацию общественных работ и подготовку строительных объ­ектов, на кредиты фермерам, на создание рабочих мест и отправку безработных молодых людей в лесные регионы. Рост бюджетных расходов и бюджетного дефицита не пугал правительство США, т.к. в стране была не инфляция, а дефляция. Все это позволило оживить спрос и цены, что, в свою очередь, стимулировало рост производства и занятости. В США тогда важнейшей задачей было не подавление, а стимулирование роста инфляции.

В российском кризисе - все наоборот. В его основе лежали недопроизводство, острый тотальный дефицит всего, избыточными являлись не товары, а деньги, имел место огромный неудовлетворенный спрос. Это значит, что в экономике был накоплен большой инфляционный потенциал, причиной которого являются поддерживаемые государством искусственно занижен­ные цены, которые постоянно загоняют инфляцию вовнутрь «организма» экономики, где она, как злокачественная опухоль, пожирает экономику изнутри, подтверждением чего является при­сущий советской экономике нарастающий хронический дефицит. Поэтому в России задача сти­мулирования спроса не стояла. Наоборот, нужно было расти производству. Но при заниженных фиксированных ценах и огромной скрытой инфляции этого добиться было невозможно. Только

'Бачурин А. Радикальная экономическая Россия и ее проблемы/УЭкономист. 2000. № 3.

освободив цены, сделав инфляцию открытой и подняв ее до допустимого уровня, можно создать нужный стимул и необходимые условия для роста производства. А для подавления инфляции нужно использовать только монетарные меры, т.к. она является монетарным явлением, что и делало правительство России. Кстати, в 1934 году и в США предпринимательское сообщество потребовало от Рузвельта сделать инфляцию открытой, что и было сделано.

Однако правительству России приходится проводить свою реформу в принципиально дру­гих социально-политических и экономических условиях, вызванных сменой политической си­стемы и разрывом высокоинтегрированных межреспубликанских хозяйственных связей, чего не было ни в Германии, ни в США и ни в КНР. В связи со сменой политической системы в России старые политические, экономические и правовые институты не работали, да они и не пригоди­лись бы для новой системы, а новые еще не были созданы, т.к. их создание и становление могло занять много времени. Кроме того, реформа проводилась в условиях непримиримого политиче­ского противостояния, в напряженнейшей политической атмосфере, при слабости власти. Даль­нейший ход реформы в Казахстане также складывался под действием этих факторов.

Таким образом, радикальные меры правительства, предпринятые в 1992 году, укладываются в ряд подобных мер, уже использованных в мире в глубоких кризисных ситуациях, и не являются изобретением случайно попавших, по мнению маститых ученых и политиков, в правительство «российских демократов» «детской команды реформаторов». Эти меры были адекватными спе­цифике российского кризиса и условиям, сложившимся в 1990-1992 годах.

Но мы должны помнить, что в критической ситуации в любой стране рано или поздно пра­вительство прибегнет к радикальным, чрезвычайным мерам, будучи уверенным, что мало кто его поймет и простит его за это. Радикальные меры - это всегда нестандартные и очень болезненные меры, они всегда остро ощущаются народом и запоминаются надолго. Их будущие плоды могут быть поняты только со временем, и то не всеми и неоднозначно. Авторы радикальных реформ никогда не пользовались при жизни особым уважением.

Глава VI. Приватизация государственной собственности в Казахстане

§ 1. Необходимость и проблемы приватизации государственной собственности

Переход от централизованной плановой экономики к рыночной предполагает, наряду с либерализацией цен на все товары и услуги, и формирование частной собственно­сти за счет, главным образом, приватизации государственной собственности, на долю которой в СССР приходилось более 90% всей собственности в стране. Рыночная экономика насколько не может функционировать и развиваться без свободных цен, настолько же - и без преобладающей частной собственности. Это означает, что собственность должна принадлежать преимуществен­но частным лицам. Слова «преобладающей» и «преимущественно» произнесены здесь не зря, т.к. трудно найти страну, где не было бы государственной собственности. Также мы не видим в мире страны с рыночной экономикой, где преобладает государственная собственность или она оказывается полностью государственной.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты