Переходный период и теоретическая основа макроэкономической стабилизации в Казахстане

Отметим, что хотя масштабы коррупции остаются большими, есть существенная разница между коррупцией, сложившейся в годы приватизации основных богатств страны, и сегодняш­ней коррупцией. В те годы основными участниками коррупции были те, кто входил в политиче­скую элиту высших эшелонов власти. И самые приближенные к ним чиновники менее значимого ранга не могли повлиять на ход приватизации крупных казахстанских предприятий, тем более на выбор их владельцев в тех условиях. Слишком высока была цена дележа самого лакомого куска страны, чтобы допустить туда «кого попало». И делиться с ними, когда никакого труда и риска не составляло владеть ими самим безо всякого дележа.

Нынешняя коррупция зато является массовой, в нее включились практически все государ­ственные чиновники. Они, видя, как у них на глазах уходил «большой пирог», как организовывали коррупцию их «старшие братья», решили, что нечего бояться, надо ухватывать свое везде, где это возможно, где позволяет служебное положение. Преодоление этого будет трудным и долгим. Но удивляться не стоит: шла «распродажа столетия» на всем постсоветском пространстве. Нигде соб­ственность, а тем более самое лучшее, так просто, «за здорово живешь» не продается, тем более не отдается. Только обидно, что в проигрыше всегда остается народ. У нас он был в проигрыше, и когда у него отобрали собственность после Октябрьской революции, и когда раздали ее после развала Союза.

На этом в начале 1998 года эпопея с приватизацией государственной собственности по индивидуальным проектам в сырьевом секторе завершилась, о чем сообщил президент Н. Назарбаев. Однако у государства все еще оставалось большое число контрольных пакетов акций предприятий этого сектора. По данным ВБ, их число составляло 333'. Дальше их акции должны были бы продаваться населению на фондовых рынках. Для этого правительство приняло специальную программу, названную «программой голубых фишек». Даже были определены го­спредприятия и квоты на продажу госпакетов их акций. Согласно постановлению правительства от 6 июня 1997 года, на фондовой бирже Казахстана должны были быть выставлены части го­спакетов акций АО «Алюминий Казахстана» - 5%, «Казхрома» - 2%, ССГПО - 2%, Усть-Камено­горского титано-магниевого комбината - 4,5%, Народного банка - 10%, выставочного комплекса «Атакент» - 10%, Шымкентского свинцового завода - 39%. Вообще предполагалось, что кон­трольный пакет акций компаний, участвующих в программе «голубых фишек», должен был про­даваться эффективному стратегическому инвестору, и только оставшиеся акции планировалось выставлять на фондовый рынок. Однако торги с акциями «голубых фишек» на казахстанском фондовом рынке так и не пошли. Желающих купить эти бумаги на рынке на тот период не было. А в последующем эти акции вообще не выставлялись на отечественной торговой площадке. И это продолжается до сих пор. Как говорится, «голубых было много, а вот фишек не было».

Мы (я и К.Т. Турысов) писали в 1997 году, т.е. в самый разгар приватизации крупных экс­портно ориентированных предприятий, перерабатывающих стратегические природные ресур­сы страны, о причинах и последствиях этой крупномасштабной кампанейщины. Статья об этом была напечатана в апрельском номере журнала «Экономика Казахстана» и содержится в моем трехтомном труде, изданном в 2002 году. Ниже я привожу ее со значительными сокращениями, поскольку она описывает ситуацию, которая была охарактеризована выше.

'Казахстан: сводная оценка частного сектора. С. 30. 1998 ВБ. С. 18.

§ 5. Обратная сторона приватизации

Попытаемся разобраться с передачей под управление иностранным компаниям и про­дажей им предприятий экспортного, т.е. наиболее реального сектора экономики: на­сколько это экономически обосновано и целесообразно, насколько это соответствует националь­ным интересам государства и его экономической безопасности.

Продажу предприятий иностранным компаниям обосновывали безысходностью их поло­жения, тем, что иностранные фирмы погасят их долги и будут выдавать работникам заработную плату, что у нас нет кадров, что наши кадры не умеют управлять, плохо знают менеджмент...

То, что у нас не было кадров, умеющих управлять предприятиями в условиях рынка, не соответствует действительности. Страна в течение 50-60 лет готовила в достаточно хороших вузах Москвы и Алматы многочисленных металлургов, горняков и геологов, нефтяников, энерге­тиков, химиков, машиностроителей и других специалистов. Среди них немало профессионалов с большим производственным стажем и опытом управления крупными предприятиями. Вряд ли найдутся честные и серьезные люди, сомневающиеся в их высоком профессионализме в области организации и управления нефтяным, энергетическим, металлургическим и прочим производ­ством.

Казахстанская школа геологов, созданная К.И. Сатпаевым, считалась одной из лучших не только в Советском Союзе, но и в мире. Это усилиями ее выпускников открыты, разведаны и эксплуатируются месторождения полезных ископаемых в Казахстане, именно их настойчивость позволила открыть такие уникальные месторождения, как Тенгиз и Жана-Узен. Бесспорны высо­кая квалификация и огромный талант казахстанских горняков и металлургов. Это их усилиями внедрена в практику камерно-столбовая система отработки месторождений, созданы уникальные разрезы Богатырь, Сарбай, Коунрад, осуществлен уникальный взрыв в урочище Медеу. Именно талантом казахстанских металлургов разработаны такие прогрессивные технологии и установки, как «КиВЦет», «ПЖВ».

Возможно, что в условиях рынка этого недостаточно, нужны еще, конечно, знание марке­тинга, умение гибко реагировать на конъюнктуру рынка, повышать конкурентоспособность про­дукции, искать рынки сбыта и т.д. Однако это не те области знаний и умений, которые не могут освоить высококвалифицированные специалисты-производственники. Тем более что на многие виды продукции этих секторов экономики, работающих в основном на экспорт, спрос достаточно стабилен, рынки сбыта известны.

Да, немало назначенных «сверху» директоров оказались малоспособными развивать пред­приятия. Анализ материалов показывает, что полученные кредиты, в том числе иностранные, под гарантии правительства использовались не по целевому назначению и не на поддержание произ­водства. Использовались они чаще всего на покупку престижных автомобилей, на строительство объектов непроизводственного назначения, преимущественно коттеджей, запускались в коммер­ческий оборот руководителями предприятий и т.д. А в это время росли неплатежи по зарплате,

за покупку сырья, оборудования для основного производства и т.п. Спрашивается, при чем здесь знание или незнание менеджмента, умение или неумение управлять? Тут речь идет только о лю­дях криминального бизнеса, цель которых - обогащаться любыми путями.

Это просто подтверждает несостоятельность политики подбора руководящих кадров, сви­детельствует о сращивании власти с криминальным бизнесом. Разве власть не имела прав и воз­можностей вести финансовый контроль на госпредприятиях, могла ли она не знать о нецелевом использовании кредитов, выданных под правительственные гарантии? Какие препятствия ме­шают ей своевременно давать оценку действиям, предпринимаемым подобными руководителя­ми крупных экспортно ориентированных предприятий, ведь их число не превышает нескольких десятков? Как могло случиться, что президент одной компании за счет иностранных кредитов закупил 50 джипов при той плачевной ситуации, в какой находилась сама компания? Это не слу­чайные явления, не единичные операции. Об этом свидетельствует более чем двукратное пре­вышение кредиторских задолженностей над дебиторскими, основная масса первых - это не по целевому назначению использованные, а потому невозвращенные кредиты.

Все дело, по нашему мнению, в назначении нередко заведомо нечистых на руку людей руко­водителями этих престижных предприятий, бесконтрольности и безнаказанности таких действий (об этом говорят многочисленные факты), вообще в высокой криминальности общественной и экономической среды в нашей стране. К сожалению, и это имеет место.

Вместе с тем иностранные специалисты, управляющие нашими металлургическими и неф­тяными предприятиями, предприятиями химической промышленности, как правило, не пока­зывают превосходных знаний в области производства, они пока особых успехов не достигли, хотя находятся в намного более благоприятных условиях, чем казахстанские менеджеры. При передаче в управление или при продаже предприятий иностранным компаниям для них созда­ются самые выгодные условия: они избавляются от содержания социальных объектов, могут без лишней головной боли сокращать численность работающих, работают в условиях освобождения экспорта от НДС и пошлин, свою продукцию вольны поставлять на такие рынки, на какие им хочется, никто не может их обязывать поставлять продукцию сельскому хозяйству, странам СНГ взамен покупаемых у них Казахстаном товаров, они не подвержены влиянию неплатежей, пени и штрафов на неуплаченные налоги и т.д., имеют ценовые выгоды. Кто может утверждать, что при таких условиях наши директора не смогут эффективно управлять предприятиями нефтяной про­мышленности, металлургии? А они всего этого не имеют, им это не дозволено.

Что значит «уметь управлять»? Это не только и даже не столько инвестировать и оплачивать долги, не просто производить продукцию - это означает постоянное достижение лучших конеч­ных результатов: повышение качества продукции и снижение издержек производства, т.е. обеспе­чение высокой степени конкурентоспособности товаров, внедрение новых технологий, создание новых эффективных производств, удачное вложение капитала и т.д. и т.п.

Но в этих вопросах на казахстанских предприятиях, управляемых или находящихся в соб­ственности иностранных фирм, особых сдвигов мы не видим. Что эти предприятия производили

- то и производят, как производили - так и производят, куда экспортировали - туда и экспорти­руют свою продукцию.

Более вескими выглядят аргументы, что они оплачивают долги, платят заработную плату и инвестируют производство. Конечно, трудно безошибочно судить об этих аргументах, не имея возможности хотя бы взглянуть на лежащие «за семью печатями» контракты. Однако в репорта­жах на телевидении, на страницах периодической печати содержатся факты о неуплате долгов по зарплате то одними, то другими новыми владельцами предприятий. Что касается инвестирования производства, то об этом можно узнать, заглянув в отчет Национального статистического агент­ства за 1996 год: вся сумма иностранных инвестиций составила за год 12,8 млрд тенге, включая кредиты; около 5 млрд тенге, или 70 млн долларов США, иностранных капитальных вложений в АО «Жезказганцветмет» не должны ввести в заблуждение, ибо они были осуществлены по кре­дитным соглашениям.

Предположим, что иностранные владельцы возмещают часть долгов и инвестируют про­изводство. Но позвольте, их заслуга в этом сомнительна по той простой причине, что они, в отличие от наших предприятий, работают на таких условиях, которые и не снились нашим ди­ректорам, да и им самим вряд ли снились в их благополучных странах. Ко всему этому мно­гие из них приобретают такие объекты практически бесплатно, более того, есть случаи, когда, наоборот, правительство берет на себя пополнение оборотных средств, как это было сделано по Карметкомбинату.

Реализуя свою продукцию по мировым или близким к ним ценам и платя при этом работни­кам предприятия по меньшей мере в 10 раз меньше, чем за рубежом за аналогичную работу, имея большие льготы и выгодные условия по сравнению с теми, что имели наши собственные руково­дители, - почему бы не погашать долги и не платить зарплату рабочим? Сумма, расходуемая на эти цели, мелочь, сделай одну-две партии поставки своей продукции на экспорт - и считай, что вопрос решен.

Имей наши директора эти условия и получай под правительственные гарантии или под за­лог своей продукции иностранные кредиты, они тоже сами смогли бы вывести свои предприятия из кризиса. Какие могли быть сложности в получении кредитов под залог или гарантии этими предприятиями экспортного сектора? Неужели для комбината «Балхашмыс» получение при под­держке правительства 30 млн долларов США для реализации производственной программы, за­планированной на 1997 год, - неразрешимая проблема? Разве мы мало получили, в том числе льготных кредитов? А поддержка правительством своими гарантиями предприятий экспортного сектора экономики является прямой его задачей и безрисковым шагом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты