Мы в своих оценках перспективы развития и прогнозах относительно посттрансформационной рыночной экономики не учли специфику и своеобразную логику восстановительного периода, рассчитывали на менее высокие показатели роста, чем те, что складываются сегодня: по нашим расчетам, среднегодовой рост ВВП в 2001-2005 годах должен был составить 6-7% во втором рекомендованном правительству варианте; 7-8% - в первом варианте2. Фактические темпы роста казахстанской экономики складываются, начиная с 2000 года, несколько выше, значительно опережая наши прогнозы, подтверждая общую закономерность восстановительного роста, высказанную выше Е. Гайдаром и М. Тэтчер. Как свидетельствует Е. Гайдар, еще более сильно ошибались в своих прогнозах российской экономики правительство России и МВФ3. Такие высокие темпы роста были для нее совершенно неожиданными. Действительно, «восстановительный рост с его высокими на начальном этапе темпами приходит неожиданно, как подарок»4. Мы не поверили даже росту ВВП на 9,6% в 2000 году и не в полной мере принимали его в расчет в своих прогнозах на перспективу. Это подтверждается и тем, что высокие темпы роста ВВП были достигнуты в 2000 году и в последующие годы в ряде стран, не обладающих нефтью. И даже наоборот, в самой богатой этим сырьем стране, России, наблюдалось его снижение.
Динамика ВВП, % к предыдущему году
Страна |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Казахстан |
102,7 |
109,8 |
113,5 |
109,5 |
109,3 |
109,6 |
109,4 |
Азербайджан |
107,4 |
111,1 |
109,9 |
110,0 |
111,2 |
110,2 |
- |
Армения |
103,3 |
105,9 |
109,6 |
112,9 |
113,9 |
110,1 |
- |
Беларусь |
103,4 |
105,8 |
104,7 |
104,7 |
106,8 |
111,0 |
- |
Грузия |
103,0 |
101,9 |
104,5 |
105,4 |
111,1 |
108.4 |
- |
Кыргызстан |
103,7 |
105,4 |
105,3 |
99,5 |
106.7 |
107,1 |
- |
Россия |
103,5 |
109,0 |
105,0 |
104,3 |
107,3 |
107,1 |
- |
Таджикистан |
103,7 |
108,3 |
110,0 |
109,1 |
110,2 |
110,6 |
- |
Узбекистан |
104,4 |
103.8 |
104,5 |
103,0 |
104,4 |
107,7 |
- |
Украина |
99,6 |
105,9 |
109,1 |
104,1 |
109,4 |
112,0 |
- |
Молдова |
96,6 |
102,1 |
106.1 |
107,2 |
106,3 |
107,3 |
- |
'Тетчер М. Искусство управления государством. М., 2003. С. 394.
2Основные направления развития и размещения производительных ресурсов Казахстана на перспективу. Алматы,2002. С. 208.
3Гайдар Е. Долгое время. М.: Дело, 2005. С. 405.•4Там же.
Из этого ряда государств нефтяным фактором экономического роста, помимо фактора рыночных преобразований, частично можно объяснить экономический рост Казахстана и России и практически полностью — Азербайджана. В первых двух странах заметную роль, по крайней мере до 2002 года, играла девальвация тенге и рубля. Во всех остальных странах, где наблюдался рост экономики, причем в некоторых из них слишком высокими темпами, он не может быть объясним ни нефтяным, ни инфляционным факторами. Особо выделяются среди них Армения, Беларусь, Таджикистан, а в последние годы - Грузия и Украина.
Таким образом, можно заключить, что Казахстан, как и все другие страны СНГ, проходит период восстановительного роста экономики. Но несомненно и то, что столь высоких темпов роста ВВП в течение всего восстановительного периода он добивается благодаря аномально высоким мировым ценам на нефть. Поэтому посттрансформационный рост экономики Казахстана нельзя называть только восстановительным, справедливо будет назвать его восстановительно-конъюнктурным.
Итак, в 1999-2000 годах в росте казахстанской экономики основную роль сыграли факторы двойного эффекта: девальвация тенге (падение реального обменного курса к 1998 году составило 19,7 и 16%) и резкий скачок мировых цен на нефть - 15,8% и 28,2 доллара за баррель соответственно. Это привело к заметному росту экспорта и падению импорта, образовав не только положительный торговый баланс, но и огромный чистый экспорт с ростом по сравнению с 1999 годом в 6,4 раза.
Однако была и такая составляющая экономической политики правительства, которая также способствовала восстановительно-конъюнктурному росту экономики. Прежде всего я бы отметил политику импортозамещения, повлекшую оживление инвестиционной активности в реальной экономике, особенно в 2000 году, когда рост инвестиций достиг рекордно высокого темпа - 148,5%, а норма накопления приобрела четкую тенденцию к росту. Политика импортозамещения, как мне кажется, тоже характерна для периода восстановительного роста1. 'Существует модель импортозамещения, которая базируется на теориях «стаи летящих гусей» К. Акамацу и «догоняющего жизненного цикла продукции» (ДЦП) К. Кодзима.
Правительство, напуганное наплывом импортных товаров в течение 1998-го и первого квартала 1999 года из-за необоснованно завышенного курса тенге и девальвации рубля в результате финансового кризиса, произошедшего 17 августа 1998 года, стало активно защищать отечественное производство, работающее на внутренний рынок, путем повышения таможенных пошлин на импорт из России, Узбекистана и Кыргызстана. Это - во-первых. А во-вторых, Министерство энергетики, индустрии и торговли в июне 1999 года разработало и представило промышленную политику, суть которой - в налоговой и кредитной поддержке таких отраслей, как пищевая, легкая, машиностроительная и химическая промышленность, в увязке с развитием сельского хозяйства, с одной стороны, как поставщика сырья для первых двух отраслей, а с другой – как потребителя продукции последних двух отраслей промышленности1'Я, работая тогда советником председателя мажилиса парламента, привлекался к разработке данной промышленной политики в качестве консультанта.. Эта политика начала реа-лизовываться уже в 1999 году, хотя резкое повышение таможенных пошлин повлекло отдачу со стороны Узбекистана и Кыргызстана. Они сделали то же самое в отношении товаров, импортируемых из Казахстана. Но их доля в экспорте Казахстана была настолько мала, что ответная мера этих стран не имела какого-либо ощутимого влияния на экономику Казахстана.
Осенью того же года произошла очередная смена правительства, в котором министра энергетики, индустрии и торговли РК М. Аблязова, идеолога политики импортозамещения, уже не было.
В конце 1999 года новое правительство начало разработку новой программы импортозамещения для тех же отраслей, для которых разрабатывалась прежняя промышленная политика22Я уже работал директором Института экономических исследований Министерства энергетики, индустрии и торговли, и мне позвонил новый премьер-министр Д.К. Ахметов и пригласил прийти на встречу с ним для обсуждения экономической политики нового правительства. У него было совещание, на котором присутствовали некоторые министры, вице-министры и завотделами Кабмина. На нем Д.К. Ахметов изложил свое видение промышленной политики. Сославшись на то, что у Казахстана главное богатство - нефть, газ, черные и цветные металлы, он считал необходимым, что свои перспективы надо связывать с развитием соответствующих отраслей, и поэтому надо выработать меры их поддержки. Присутствующие молчали. Тогда я сказал, что у меня другое мнение, и рассказал, что эти отрасли находятся в руках иностранных инвесторов, и не мы должны их поддерживать специальными мерами, а они нас. Поскольку эти сектора экспортно ориентированы, их продукция пользуется спросом на мировом рынке, то они не нуждаются в нашей поддержке. Для них важно, чтобы мы им не мешали. Причем при всем нашем желании помочь мы им не сможем, т.к. они капиталоемкие, а мы, в отличие от них, капиталом не располагаем. Инвестиционный цикл у них очень длинный, а нам нужны быстрые результаты. И, наконец, они не трудоемкие, а у нас проблема безработицы.
Я сказал, что мы должны поддерживать отрасли обрабатывающего сектора - пищевой, легкой, машиностроительной и химической промышленности. Во-первых, они не капиталоемкие, но трудоемки, что нам на руку. Во-вторых, отдача от нашей помощи будет быстрой, т.к. рост экономики необходим, как воздух, а в условиях макроэкономической стабильности рост реален. Меня поддержал министр государственных доходов 3. Какимжанов. На этом и разошлись. Но через неделю г-н Ахметов снова позвонил мне и попросил приехать. На мой вопрос, что будет предметом разговора, он сказал: Ваше предложение одобрено премьер-министром и президентом. Надо обсудить, как будем разрабатывать программу развития этих отраслей. Так зародились новые программы импортозамещения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85