Исходя из цели и задач реформ, не вызывает сомнения включение в системные преобразования таких механизмов микроэкономики, как реформирование цен, приватизация собственности, формирование и развитие конкурентной среды и антимонопольной политики, создание инфраструктуры рынков. Без них не может быть прежде всего рыночных отношений.
Цены помогают скоординировать решения фирм, домашних хозяйств и государственных органов, которые добровольно вступают в свободный контакт по поводу купли-продажи товаров и услуг, труда и капитала. В результате на рынках определяются цены, количество и стоимость, например, товаров и услуг, которые характеризуют рыночные операции для любого рынка. Без рыночных цен нет рынка, без рынка нет рыночных цен. А поскольку в советской экономике не было, по существу, ни рынка, ни рыночных цен, естественно, для перехода к рыночно ориентированной экономике необходимо кардинальное реформирование системы ценообразования и формирования рыночных цен.
Но рыночные цены не возникают и в них не появляется потребности, если нет частных собственников хозяйствования, вступающих на рынках в отношения купли-продажи, договаривающихся о ценах, количестве и стоимости проданных-купленных предметов, товаров и услуг, труда и капитала. Без преобладания свободно действующих частных собственников нет рынка, как нет его и без рыночных цен и ценообразования. Между тем в советской экономике господствовала лишь одна форма собственности - государственная. Отсюда возникает необходимость реформирования и отношений собственности, главным образом путем приватизации.
Этим одновременно подтверждается очень тесная прямая и обратная связь реформирования ценообразования с приватизацией собственности. При переходе к рыночно ориентированной экономике эти реформы должны запускаться по возможности одновременно, хотя последнее - процесс длительный.
Другим основным механизмом рынка является конкуренция. Рынок без конкуренции немыслим. Она стимулирует снижение затрат, расширяет разнообразие товаров и услуг, повышает их качество без участия государства, играет роль регулятора цен и рынков. Однако на рынке казахстанской экономики господствуют монополистические предприятия, которые стремятся удерживать высокие цены и ограничивать объем производства. Они мешают межотраслевому переливу капитала.
Таким образом, составной частью системных преобразований казахстанской экономики являются демонополизация рынка и развитие конкуренции. Это создаст условия для сдерживания роста цен и повышения качества продукции.
Формирование рыночной экономики - это формирование системы рынков: труда, капиталов и товаров. А это означает создание рыночной инфраструктуры, обслуживающей процесс купли-продажи, основную часть оборота: банки, биржи, брокерские конторы, торговые дома, другие посреднические, консалтинговые и иные фирмы. Их возникновение для постсоветской экономики совершенно новое, но неизбежное явление. Хотя это происходит первоначально быстро и спонтанно, в целом рыночная инфраструктура будет складываться очень долго. Это доказывает опыт всех стран. Но только становление системы институтов хозяйства означает развитие рынков. Как показала многолетняя практика и теория Кейнса, Фридмена и других экономистов, приведенные микроэкономические механизмы еще не обеспечивают стабильного функционирования рыночной экономики, и тем более когда необходимо ее стабилизировать и вывести из тяжелого состояния. Для этого они должны быть дополнены макроэкономическими механизмами.
Задача финансовой стабилизации и вывода экономики из кризиса во многом зависит от стабилизационных реформ, включающих реформирование нескольких компонентов экономической политики, проводимой правительством, определяющих основные выходные показатели макроэкономики: темпы роста реального объема валового национального продукта (ВНП), темпы инфляции и уровень безработицы. Такими общепринятыми компонентами являются:
• финансовая политика;
• регулирование платежей и реформирование налоговой системы;
• бюджетная политика и дефицит госбюджета;
• денежно-кредитная система;
• политика доходов;
• обменные курсы и регулирование внешней торговли;
• реформирование системы социальной защиты населения.
Но это еще не все. Приведенные два блока компонентов макроэкономического регулирования и макроэкономической рыночной системы решают две первые взаимосвязанные задачи переходной экономики, приведенные выше, и создают предпосылки для решения третьей задачи, но не решают ее. Чтобы решить эту задачу, в системное реформирование должны быть включены структурные преобразования экономики и реформирование инвестиционной политики, включая привлечение прямых иностранных инвестиций, политику открытой экономики.
Теперь опишем взаимосвязь и взаимодействие выделенных макро- и микроэкономических механизмов регулирования экономики, которые схематично изображены на рисунке «Структура Системных Экономических Преобразований» (чуть ниже).
То, что фискальная и денежно-кредитная политика играет стабилизационную роль, доказано теорией рыночной экономики и мировым опытом. Несмотря на разное отношение теории Кейнса и Фридмена к этим механизмам в современных условиях, обе используются для стабилизации экономики, т.к. тесно взаимосвязаны и оказывают сильное влияние на темпы инфляции, на объем производства, а значит, и на уровень занятости. Рост дефицита бюджета, как правило, вызывается ростом государственных расходов, который повышает спрос на товары и услуги. А это связано с увеличением предложения денег, которое в деинфляционной ситуации, в свою очередь, стимулирует увеличение объема производства и повышение уровня занятости.
В условиях же высокого уровня инфляции денежно-кредитная политика направлена на ограничение денег, поскольку это ведет к подавлению инфляции. В этом случае дефицит денежного предложения вынуждает правительство сократить расходы и снизить дефицит государственного бюджета. В противном случае либо деморализуется деятельность государства, либо придется пойти на эмиссию денег, что делает борьбу с инфляцией бессмысленной. Модель такой ситуации приведена на рисунке.
Когда предложение денег и доход постоянны и находятся в точках ASp Yp уровень равновесной цены будет находиться в точке Рг Увеличение предложения денег до AS, приведет к росту спроса на товары и услуги, и линия спроса переместится в положение ADr В результате уровень равновесной цены, или инфляция, переместится в точку Р2. При сжатии денежной массы картина будет обратная.
Опыт стран СНГ показывает, что в условиях шока, вызванного гиперинфляцией, бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики оказывается недостаточно для относительно быстрой стабилизации экономики. В таких случаях правомерно проводить одновременно и политику доходов, с тем чтобы бороться и с инфляцией издержек. Конечно, рост оплаты труда влияет на темпы инфляции и через спрос, вследствие этого происходит раскручивание спирали «цены-доходы-цены». Данный механизм может оказаться эффективным в борьбе как со спросовой, так и с затратной инфляцией.
Суть этой политики состоит в кардинальном реформировании системы доходов и ограничении роста доходов по отношению к росту цен в той или иной форме: путем трехстороннего соглашения, законодательного регулирования или и того и другого.
Мировой опыт показывает, что к этой политике прибегала не одна страна, и она во многих случаях дала положительные результаты. Политика доходов призвана ограничить и номинальные доходы, и оплачиваемую цену(Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: Республика, 1992. С. 353) и они влияют на реальные доходы.
Одно из центральных мест в трансформации плановой экономики в рыночную занимает реформа финансовой системы. В связи с переходом к рыночно ориентированной экономике возникла проблема разделения финансов государства и предприятий, что оказалось сложным процессом.
Кроме того, в связи с возникновением на первом этапе новой закономерности переходного периода, кризиса платежей, появилась новая острая проблема - проблема регулирования платежей, решение которой также требует комплексного реформирования финансово-экономической системы.
Главной и наиболее актуальной проблемой реформирования финансовой сферы является создание новой динамичной налоговой системы, которой в плановой экономике, по существу, не было. В годы реформ она стала одной из сложных и остро дискутируемых проблем. От решения этой проблемы, так же как и других финансовых проблем, зависит эффективность бюджетной и денежно-кредитной политики, сбережения и инвестиций, экономический рост. Поэтому финансовый блок является одним из основных компонентов системных преобразований плановой экономики.
Еще один блок компонентов системных преобразований плановой экономики в рыночную связан с реформированием внешнеэкономической сферы, являющейся одним из важных факторов экономического роста. Здесь важное значение имеют выбор режима и регулирование обменного курса национальной валюты. Он должен способствовать росту внешнего товарооборота и положительного платежного баланса. Если режим обменного курса окажется плавающим, то он будет регулироваться денежно-кредитной политикой, а если он окажется фиксированным, то - бюджетной. Это делает внешнеэкономический блок неразрывно связанным с другими компонентами системных преобразований.
Переход от плановой экономики к рыночной с радикальными мерами по ее стабилизации сопровождается, как правило, тяжелыми социальными потрясениями. Социальная цена, которую платит основная масса населения за реформы, тем выше, чем дальше экономика от рынка, чем глубже кризис, чем радикальнее меры. И государству приходится разрабатывать и реализовывать адекватные меры эффективной социальной защиты части населения: это установление минимальной заработной платы, пенсии, стипендии студентам, различные пособия, ценовые льготы, индексация доходов и т.п.
Эффективная социальная защита граждан необходима и самим реформам, т.к. они нуждаются в поддержке основной массы населения.
В тяжелых экономических условиях и при остром инвестиционном голоде рост экономики может быть обеспечен выбором ограниченного числа приоритетных отраслей, производств, сфер с учетом природного, трудового и научно-технического потенциала страны, а также радикального реформирования инвестиционной политики, в первую очередь правовой основы привлечения иностранных инвестиций. Этим определяется необходимость проведения двух крупных мер достижения экономического роста: структурных преобразований и реформирования инвестиционной сферы.
Компоненты каждого из этих блоков тесно связаны не только между собой, но и с компонентами другого блока и образуют общую единую систему. Так, с микроэкономическими блоками связь бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики осуществляется прежде всего через цены, которые являются компонентом микроэкономической подсистемы, а их рост, как и инфляция, - макроэкономической подсистемы. Как они связаны с бюджетной и денежно-кредитной политикой, было рассмотрено выше. Добавим, что если бы цены были нерыночными, то денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика не сыграла бы той стабилизационной роли, какую она играет в рыночной экономике. И наоборот, без рыночных цен было бы невозможно поддерживать рыночное равновесие и сокращение бюджетного дефицита.
Другая «темная» связь между блоками двух уровней - это связь между бюджетной политикой и приватизацией собственности. Дело в том, что с широкой приватизацией собственности меняется бюджетная политика: сокращаются размеры субсидий, дотаций из бюджета, бюджет существенно освобождается от инвестиционных нагрузок, и вообще меняется финансово-бюджетная политика, исходя из перехода экономики на частные сбережения и инвестиции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85