В-третьих, необходимо создание и развитие конкуренции, равных конкурентных условий всем хозяйствующим субъектам, не предоставляя никому из них индивидуальных «тепличных условий».
В-четвертых, всегда был и все еще остается трудным точный выбор приоритетных отраслей, поскольку у каждой отрасли свое место в экономике, каждая из них может создавать определенный мультипликативный эффект и претендовать на роль своего рода «локомотива», хотя между отраслями экономики Казахстана не существует заметной связи.
В-пятых, для каждой отрасли найдется много лоббистов из разных ветвей и уровней власти, которые смогут «протащить» нужные отрасли законы, чтобы отнести их к ряду приоритетных, обеспечить им «тепличные условия». Но для государства важно, какие задачи надо быстро и успешно решать, но не столь важно, кто и какая отрасль их будет решать. А кто их будет лучше решать, решат сами частные предприниматели в конкурентной борьбе.
Критерием выбора приоритетов должны выступать не отдельные отрасли, а конкретные стратегические задачи и определенные сферы деятельности, нацеленные на проведение ускоренных структурных преобразований в казахстанской экономике.
Поскольку структурные преобразования предполагают последовательное увеличение доли различных видов готовой продукции, приоритетным должно стать ускоренное развитие производства конкурентоспособной готовой продукции. Однако для решения поставленной задачи этого недостаточно. Государство ставит перед собой задачу ослабления зависимости казахстанской экономики не просто от сырья, а прежде всего от нестабильной конъюнктуры мировых сырьевых рынков, увеличивая долю готовой продукции в экспорте. Поэтому приоритетом структурной политики может быть только ускоренное развитие производства экспортно ориентированной готовой продукции, конкурентоспособной на мировых рынках.
Другими приоритетами структурной политики являются создание и внедрение высоких и наукоемких технологий, выпуск интеллектуалоемкой, наукоемкой продукции. Это веление времени, оно продиктовано глобализацией мировой экономики и сменой типа развития общества, переходом от индустриального типа экономики к постиндустриальному.
Еще одним, но особым приоритетом должна стать такая сфера деятельности в экономике, как малый инновационный бизнес, т.е. бизнес, который ориентирован на высокотехнологичные виды производства с большой долей ноу-хау. Основанием для приоритетности этой сферы деятельности служит тот факт, что в мире малое инновационное предпринимательство вносит большой вклад в развитие высокотехнологичных и наукоемких производств, благодаря чему происходит становление и развитие жизнеспособных идей и товаров. В то же время малый инновационный бизнес остро нуждается в опеке, он, особенно на стадии становления, сталкивается со значительными трудностями при получении финансовых ресурсов. Малый бизнес в целом может давать до 40-50% ВВП, решая одновременно проблему занятости и социальную проблему и, самое главное, способствуя созданию среднего класса, а малый инновационный бизнес еще способствует и формированию не просто среднего класса, а класса интеллектуалов.
В связи с нарастающей общемировой тенденцией перехода от индустриального общества к постиндустриальному возникает качественно новая реальность - экономика нового типа, в которой решающим производственным ресурсом становятся знания и информация, т.е. экономика, основанная на знаниях. Такая ситуация диктует рассматривать науку и образование высшим приоритетом всей экономической политики государства и побуждает вкладывать инвестиции в связи с этим в людей, т.е. в воспроизводство «человеческого капитала». Без высокоразвитой науки и образования в экономике Казахстана инновационного прогресса не произойдет. Но развитие науки и образования предполагает существенное увеличение на эти цели доли бюджетных расходов, в частности на фундаментальные и прикладные исследования в области естественных наук и разработку новых технологий, подготовку научных кадров, высококвалифицированных специалистов, менеджеров и повышение их квалификации.
Роль и функция, современное состояние производственной инфраструктуры превращают ее в один из приоритетов структурной политики, ибо она, создающая общее условие для функционирования капитала, является и одним из важнейших условий привлечения инвестиций в экономику. Низкий уровень производственной инфраструктуры делает области, города, районы
непривлекательными для инвестиций, особенно для иностранных, а продукцию - неконкурентоспособной. И поскольку инфраструктура в Казахстане является отсталой и ее подъем не под силу частным инвесторам, да и не представляет для них особого коммерческого интереса, ускоренное обновление и развитие производственной инфраструктуры также становится приоритетным, причем в сфере государственных инвестиций.
Реализация всех приведенных приоритетов - единственный способ ускоренной модернизации экономики Казахстана и перевода ее на рельсы устойчивого долгосрочного роста.
Формы и методы государственной поддержки и стимулирования развития приоритетов структурной политики должны быть выбраны таким образом, чтобы они были необходимыми, но максимально безопасными для экономики, они должны соответствовать принципам ее либерализации и дерегулирования, развития частной инициативы, создания равных конкурентных условий для бизнеса на рынке.
Механизмами поддержки экспортно ориентированного производства готовой продукции, конкурентоспособной на внешнем рынке, особенно высокотехнологичной, являются государственные гарантии на кредиты под экспортные контракты и участие в страховании экспорта, а также оказание всевозможной помощи казахстанским экспортерам в продвижении экспортных товаров на внешние рынки, включая политическую, создание для нескольких групп стран - торговых партнеров Казахстана институтов консульства, торговых представительств, активизация работы Торгово-промышленной палаты на внешних рынках, защита интересов экспортеров Казахстана (фирм, граждан) за рубежом правовыми и политическими мерами.
Малый инновационный бизнес, помимо максимально благоприятных условий, созданных для всего малого бизнеса вообще (упрощенная система регистрации бизнеса и государственного контроля над ним, упрощенное и пониженное налогообложение), поддерживается субсидированием процентных ставок по кредитам, содействием созданию упрощенной системы кредитования банками второго уровня, финансированием, созданием и развитием инновационных технопарков, технологических центров с развитой инфраструктурой за счет государственных средств, льготным предоставлением услуг инфраструктуры малым инновационным фирмам, работающим в этих технопарках и технологических центрах.
Поддерживаются разработка и внедрение высоких технологий и наукоемкой продукции, которые могут получить широкое признание и закрепиться на внешних рынках, но инвестирование которых не под силу отдельным фирмам. Здесь основными инструментами поддержки являются финансирование НИОКР, долевое участие государства в реализации таких проектов, субсидирование развития сбытовой сети продуктов таких проектов, а также подготовка квалифицированных кадров и особенно высококлассных менеджеров.
Методом поддержки развития производственной инфраструктуры являются инвестиционные вложения в объекты инфраструктуры из бюджета через разработку общегосударственных целевых программ.
Наука и образование поддерживаются посредством финансирования развития объектов и системы соответствующих услуг из государственного бюджета через прямое финансирование, системы грантов, кредитов и т.д., с учетом разграничения полномочий между разными уровнями и формирования межбюджетных отношений в связи с создавшимся за годы реформ трудным положением в этих сферах. Для этого потребуется значительное увеличение их доли в бюджетном финансировании и распределении ВВП. Подготовка высококвалифицированных кадров, менеджеров для крупного, малого и среднего бизнеса, для всех отраслей обрабатывающей промышленности поддерживается прямым финансированием и субсидированием, в том числе кредитных ставок.
Эти меры - максимально возможные, что может предпринять государство вкупе с мерами инвестиционного климата, чтобы сделать обрабатывающий сектор Казахстана не менее привлекательным для инвесторов, чем в России и КНР, не противореча при этом принципам функционирования свободной рыночной экономики.
Первая крупная проблема на пути реализации цели стратегии связана с дефицитом инвестиций.
Инвестиции в основной капитал были и остаются ключевым фактором долговременного устойчивого развития экономики. Но коренная модернизация экономики потребует огромных инвестиций, если даже предположить, что инвестиции будут вкладываться туда, где они действительно нужнее и окажутся эффективными, т.е. непременно приведут к росту производства конкурентоспособных товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью, пользующихся спросом на внутреннем и особенно на внешнем рынке. Особенно на внешнем, потому что требования к товарам и услугам на внутреннем рынке значительно слабее, чем на внешнем. Такое результативное вложение инвестиций в основной капитал на развитие несырьевого сектора возможно, если это будет осуществляться частными инвесторами, которые знают и в высшей степени заинтересованы в том, в какие инвестиционные проекты следует вкладывать свои средства. Вкладывать свои средства в неэффективные инвестиционные проекты может только государство.
Потребность в инвестициях в основной капитал многократно возрастает в связи с тем, что одновременно с модернизацией экономики, которая сама по себе является капиталоемкой, приходится вкладывать их в достаточно большом объеме в основном через бюджетные расходы и на решение задачи повышения благосостояния населения - на развитие науки, образования, здравоохранения, культуры, производственной, социальной и инновационной инфраструктуры на всей огромной территории Казахстана. Ресурсы инвестиций в Казахстане, как ни странно, и достаточны, и малы, ситуацию на рынке капитала можно охарактеризовать не иначе, как «дефицит при изобилии». Объем инвестиций в основной капитал достиг 33,3% ВВП, или почти 8,5 млрд долларов США. Норма валового внутреннего накопления, по данным официальной статистики, составляет 24% при норме валовых сбережений 31,9%, которые являются довольно высокими. За последние три года в страну привлекались чистые прямые иностранные инвестиции около 2,2-2,8 млрд долларов США в год, а за все годы реформ - на сумму свыше 23 млрд долларов
США, или 1533 доллара США на душу населения. Это даже на фоне центральных и восточноевропейских стран выглядит весьма внушительно.
Однако их объемы в перерабатывающем секторе катастрофически малы. Более 80% всех инвестиций в основной капитал на развитие промышленности приходится на долю добывающего сектора, а на долю обрабатывающего сектора - всего 9-10% от общего объема инвестиций в основной капитал, направляемых на развитие казахстанской экономики. Причем большая их часть (почти 6% из них) вкладывается на развитие металлургии, основную продукцию которой можно было бы отнести скорее к сырьевому сектору, чем к обрабатывающему.
Причины видятся в том, что, во-первых, как уже отмечалось, перерабатывающий сектор экономики по уровню доходности сильно уступает сырьевому сектору и не может конкурировать с ним за привлечение инвестиций. Это фактор объективный.
Во-вторых, основные доходы казахстанской экономики зарабатывают иностранные компании, работающие в высокодоходном сырьевом секторе, которые свои доходы за вычетом сумм налогов и реинвестирования в свой же сырьевой сектор оставляют за рубежом или вывозят туда. Причем они зарабатывают и вывозят баснословные доходы не только из-за высокой доходности данного сектора и благоприятной мировой конъюнктуры, но и из-за того, что Казахстан позволил им приватизировать вместе с месторождениями и компаниями и природные ренты без какого-либо возмещения. Более того, их доходы облагаются налогами с разными льготами и преференциями, экспорт нефти не облагается ни НДС, ни экспортной пошлиной, компании широко используют трансфертные и демпинговые цены. Поэтому они не имеют реального стимула к инвестированию развития перерабатывающего сектора и диверсификации своей деятельности в Казахстане. К тому же этот сектор в мире достаточно развит, на рынке его продукции высок уровень конкуренции, к тому же внутренний рынок Казахстана «узок», а связываться с вывозом своей продукции в соседние с Казахстаном страны слишком хлопотно и не стоит выеденного яйца. Они предпочтут, если надо, создание своих производств в этих странах, поскольку у них рынок емкий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85