Переходный период и теоретическая основа макроэкономической стабилизации в Казахстане

В-третьих, необходимо создание и развитие конкуренции, равных конкурентных условий всем хозяйствующим субъектам, не предоставляя никому из них индивидуальных «тепличных условий».

В-четвертых, всегда был и все еще остается трудным точный выбор приоритетных от­раслей, поскольку у каждой отрасли свое место в экономике, каждая из них может создавать определенный мультипликативный эффект и претендовать на роль своего рода «локомотива», хотя между отраслями экономики Казахстана не существует заметной связи.

В-пятых, для каждой отрасли найдется много лоббистов из разных ветвей и уровней вла­сти, которые смогут «протащить» нужные отрасли законы, чтобы отнести их к ряду приоритет­ных, обеспечить им «тепличные условия». Но для государства важно, какие задачи надо быстро и успешно решать, но не столь важно, кто и какая отрасль их будет решать. А кто их будет лучше решать, решат сами частные предприниматели в конкурентной борьбе.

Критерием выбора приоритетов должны выступать не отдельные отрасли, а конкретные стратегические задачи и определенные сферы деятельности, нацеленные на проведение ускорен­ных структурных преобразований в казахстанской экономике.

Поскольку структурные преобразования предполагают последовательное увеличение доли различных видов готовой продукции, приоритетным должно стать ускоренное развитие произ­водства конкурентоспособной готовой продукции. Однако для решения поставленной задачи это­го недостаточно. Государство ставит перед собой задачу ослабления зависимости казахстанской экономики не просто от сырья, а прежде всего от нестабильной конъюнктуры мировых сырьевых рынков, увеличивая долю готовой продукции в экспорте. Поэтому приоритетом структурной по­литики может быть только ускоренное развитие производства экспортно ориентированной гото­вой продукции, конкурентоспособной на мировых рынках.

Другими приоритетами структурной политики являются создание и внедрение высоких и наукоемких технологий, выпуск интеллектуалоемкой, наукоемкой продукции. Это веление вре­мени, оно продиктовано глобализацией мировой экономики и сменой типа развития общества, переходом от индустриального типа экономики к постиндустриальному.

Еще одним, но особым приоритетом должна стать такая сфера деятельности в экономи­ке, как малый инновационный бизнес, т.е. бизнес, который ориентирован на высокотехнологич­ные виды производства с большой долей ноу-хау. Основанием для приоритетности этой сферы деятельности служит тот факт, что в мире малое инновационное предпринимательство вносит большой вклад в развитие высокотехнологичных и наукоемких производств, благодаря чему про­исходит становление и развитие жизнеспособных идей и товаров. В то же время малый инно­вационный бизнес остро нуждается в опеке, он, особенно на стадии становления, сталкивается со значительными трудностями при получении финансовых ресурсов. Малый бизнес в целом может давать до 40-50% ВВП, решая одновременно проблему занятости и социальную проблему и, самое главное, способствуя созданию среднего класса, а малый инновационный бизнес еще способствует и формированию не просто среднего класса, а класса интеллектуалов.

В связи с нарастающей общемировой тенденцией перехода от индустриального общества к постиндустриальному возникает качественно новая реальность - экономика нового типа, в ко­торой решающим производственным ресурсом становятся знания и информация, т.е. экономика, основанная на знаниях. Такая ситуация диктует рассматривать науку и образование высшим при­оритетом всей экономической политики государства и побуждает вкладывать инвестиции в связи с этим в людей, т.е. в воспроизводство «человеческого капитала». Без высокоразвитой науки и об­разования в экономике Казахстана инновационного прогресса не произойдет. Но развитие науки и образования предполагает существенное увеличение на эти цели доли бюджетных расходов, в частности на фундаментальные и прикладные исследования в области естественных наук и раз­работку новых технологий, подготовку научных кадров, высококвалифицированных специали­стов, менеджеров и повышение их квалификации.

Роль и функция, современное состояние производственной инфраструктуры превращают ее в один из приоритетов структурной политики, ибо она, создающая общее условие для функ­ционирования капитала, является и одним из важнейших условий привлечения инвестиций в экономику. Низкий уровень производственной инфраструктуры делает области, города, районы

непривлекательными для инвестиций, особенно для иностранных, а продукцию - неконкуренто­способной. И поскольку инфраструктура в Казахстане является отсталой и ее подъем не под силу частным инвесторам, да и не представляет для них особого коммерческого интереса, ускорен­ное обновление и развитие производственной инфраструктуры также становится приоритетным, причем в сфере государственных инвестиций.

Реализация всех приведенных приоритетов - единственный способ ускоренной модерниза­ции экономики Казахстана и перевода ее на рельсы устойчивого долгосрочного роста.

Формы и методы государственной поддержки и стимулирования развития приоритетов структурной политики должны быть выбраны таким образом, чтобы они были необходимыми, но максимально безопасными для экономики, они должны соответствовать принципам ее либе­рализации и дерегулирования, развития частной инициативы, создания равных конкурентных условий для бизнеса на рынке.

Механизмами поддержки экспортно ориентированного производства готовой продукции, конкурентоспособной на внешнем рынке, особенно высокотехнологичной, являются государ­ственные гарантии на кредиты под экспортные контракты и участие в страховании экспорта, а также оказание всевозможной помощи казахстанским экспортерам в продвижении экспортных товаров на внешние рынки, включая политическую, создание для нескольких групп стран - тор­говых партнеров Казахстана институтов консульства, торговых представительств, активизация работы Торгово-промышленной палаты на внешних рынках, защита интересов экспортеров Ка­захстана (фирм, граждан) за рубежом правовыми и политическими мерами.

Малый инновационный бизнес, помимо максимально благоприятных условий, созданных для всего малого бизнеса вообще (упрощенная система регистрации бизнеса и государственного контроля над ним, упрощенное и пониженное налогообложение), поддерживается субсидирова­нием процентных ставок по кредитам, содействием созданию упрощенной системы кредитова­ния банками второго уровня, финансированием, созданием и развитием инновационных техно­парков, технологических центров с развитой инфраструктурой за счет государственных средств, льготным предоставлением услуг инфраструктуры малым инновационным фирмам, работающим в этих технопарках и технологических центрах.

Поддерживаются разработка и внедрение высоких технологий и наукоемкой продукции, ко­торые могут получить широкое признание и закрепиться на внешних рынках, но инвестирование которых не под силу отдельным фирмам. Здесь основными инструментами поддержки являются финансирование НИОКР, долевое участие государства в реализации таких проектов, субсидиро­вание развития сбытовой сети продуктов таких проектов, а также подготовка квалифицирован­ных кадров и особенно высококлассных менеджеров.

Методом поддержки развития производственной инфраструктуры являются инвестицион­ные вложения в объекты инфраструктуры из бюджета через разработку общегосударственных целевых программ.

Наука и образование поддерживаются посредством финансирования развития объектов и системы соответствующих услуг из государственного бюджета через прямое финансирование, системы грантов, кредитов и т.д., с учетом разграничения полномочий между разными уровнями и формирования межбюджетных отношений в связи с создавшимся за годы реформ трудным по­ложением в этих сферах. Для этого потребуется значительное увеличение их доли в бюджетном финансировании и распределении ВВП. Подготовка высококвалифицированных кадров, менед­жеров для крупного, малого и среднего бизнеса, для всех отраслей обрабатывающей промышлен­ности поддерживается прямым финансированием и субсидированием, в том числе кредитных ставок.

Эти меры - максимально возможные, что может предпринять государство вкупе с мерами инвестиционного климата, чтобы сделать обрабатывающий сектор Казахстана не менее привле­кательным для инвесторов, чем в России и КНР, не противореча при этом принципам функцио­нирования свободной рыночной экономики.

Первая крупная проблема на пути реализации цели стратегии связана с дефицитом инвес­тиций.

Инвестиции в основной капитал были и остаются ключевым фактором долговременного устойчивого развития экономики. Но коренная модернизация экономики потребует огромных инвестиций, если даже предположить, что инвестиции будут вкладываться туда, где они действи­тельно нужнее и окажутся эффективными, т.е. непременно приведут к росту производства конку­рентоспособных товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью, пользующихся спросом на внутреннем и особенно на внешнем рынке. Особенно на внешнем, потому что требования к това­рам и услугам на внутреннем рынке значительно слабее, чем на внешнем. Такое результативное вложение инвестиций в основной капитал на развитие несырьевого сектора возможно, если это будет осуществляться частными инвесторами, которые знают и в высшей степени заинтересова­ны в том, в какие инвестиционные проекты следует вкладывать свои средства. Вкладывать свои средства в неэффективные инвестиционные проекты может только государство.

Потребность в инвестициях в основной капитал многократно возрастает в связи с тем, что одновременно с модернизацией экономики, которая сама по себе является капиталоемкой, при­ходится вкладывать их в достаточно большом объеме в основном через бюджетные расходы и на решение задачи повышения благосостояния населения - на развитие науки, образования, здраво­охранения, культуры, производственной, социальной и инновационной инфраструктуры на всей огромной территории Казахстана. Ресурсы инвестиций в Казахстане, как ни странно, и доста­точны, и малы, ситуацию на рынке капитала можно охарактеризовать не иначе, как «дефицит при изобилии». Объем инвестиций в основной капитал достиг 33,3% ВВП, или почти 8,5 млрд долларов США. Норма валового внутреннего накопления, по данным официальной статистики, составляет 24% при норме валовых сбережений 31,9%, которые являются довольно высокими. За последние три года в страну привлекались чистые прямые иностранные инвестиции около 2,2-2,8 млрд долларов США в год, а за все годы реформ - на сумму свыше 23 млрд долларов

США, или 1533 доллара США на душу населения. Это даже на фоне центральных и восточноев­ропейских стран выглядит весьма внушительно.

Однако их объемы в перерабатывающем секторе катастрофически малы. Более 80% всех инвестиций в основной капитал на развитие промышленности приходится на долю добываю­щего сектора, а на долю обрабатывающего сектора - всего 9-10% от общего объема инвестиций в основной капитал, направляемых на развитие казахстанской экономики. Причем большая их часть (почти 6% из них) вкладывается на развитие металлургии, основную продукцию которой можно было бы отнести скорее к сырьевому сектору, чем к обрабатывающему.

Причины видятся в том, что, во-первых, как уже отмечалось, перерабатывающий сектор экономики по уровню доходности сильно уступает сырьевому сектору и не может конкурировать с ним за привлечение инвестиций. Это фактор объективный.

Во-вторых, основные доходы казахстанской экономики зарабатывают иностранные ком­пании, работающие в высокодоходном сырьевом секторе, которые свои доходы за вычетом сумм налогов и реинвестирования в свой же сырьевой сектор оставляют за рубежом или вывозят туда. Причем они зарабатывают и вывозят баснословные доходы не только из-за высокой доходности данного сектора и благоприятной мировой конъюнктуры, но и из-за того, что Казахстан позволил им приватизировать вместе с месторождениями и компаниями и природные ренты без какого-либо возмещения. Более того, их доходы облагаются налогами с разными льготами и префе­ренциями, экспорт нефти не облагается ни НДС, ни экспортной пошлиной, компании широко используют трансфертные и демпинговые цены. Поэтому они не имеют реального стимула к инвестированию развития перерабатывающего сектора и диверсификации своей деятельности в Казахстане. К тому же этот сектор в мире достаточно развит, на рынке его продукции высок уровень конкуренции, к тому же внутренний рынок Казахстана «узок», а связываться с вывозом своей продукции в соседние с Казахстаном страны слишком хлопотно и не стоит выеденного яйца. Они предпочтут, если надо, создание своих производств в этих странах, поскольку у них рынок емкий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты