Переходный период и теоретическая основа макроэкономической стабилизации в Казахстане

·         во-первых, в обществе сложилось убеждение, что все социально-экономические про­блемы должны решаться за счет государственного бюджета, и теперь было очень сложно быстро изменить этот стереотип. Да и самому правительству тоже нелегко было отвыкнуть от этого механизма и осознать: нечто построенное им теперь будет разрушаться на глазах.

·         Во-вторых, в условиях стремительного падения производства источники бюджетных доходов таяли на глазах. Формировать бюджет даже по самым строгим законам рынка было очень сложно.

·         В-третьих, катастрофически не хватало компетентных в этой области кадров.

·         В-четвертых, многие страны в мире добивались экономических успехов как при достаточно больших размерах бюджетных расходов, так и при самых низких их уровнях к ВВП. Разброс стран по размерам бюджетных расходов к ВВП был широк. Для страны, только что покинувшей советскую систему, где бюджет решал все, соблазн иметь высокие бюджетные расходы был велик. Между тем переход к рынку даже на переходном этапе предполагает массовое перераспределение всех ресурсов, в том числе и финансовых. Их всегда мало в любой стране, но в Казахстане их было ничтожно мало. В то же время большое давление на государство оказывало общество, вынудив правительство пойти на увеличение расходов на социальные нужды.

В такой ситуации Казахстан не смог составить бюджет, близкий к реальности как по размерам, так и по структуре расходов, причем сбалансированный в пределах дефицита. В 1992-1993 годах расходы консолидированного бюджета составляли 60-65% ВВП. Приоритетными оставались социальные расходы и поддержка народного хозяйства. В силу того, что обеспечение такого размера бюджета доходами за счет налоговых поступлений было нереальным (сбор налогов в 1993 году достигал только 60%, а в 1994 году - 40% от расчетного), бюджет составлялся и исполнялся с огромным дефицитом, достигшим одной трети ВВП.

Дефицит бюджета покрывался из трех источников: внешнего заимствования - до 70%, рынка ценных бумаг, т.е. продажи государственных казначейских облигаций, - до 15% и из кредитов Нацбанка.

Официальный дефицит не превышал 10% ВВП. Дело в том, что в доходную часть включались поступления, не имеющие никакого отношения к налогам и платежам налогового типа: выручка от приватизации, иностранные займы, прибыль Нацбанка, поступления от внебюджетных фондов и даже кредиты НБК правительству. Их сумма к общему доходу составляла в 1993 году 49%, а в 1994-м - 67%. В 1994 году правительством было введено директивное кредитование народного хозяйства из ресурсов НБК, минуя бюджет государства, что являлось явным нарушением бюджетной системы и искажением бюджетных расходов и дефицита.

Только в 1995-м и 1996 году правительство начало разрабатывать более четкую бюджетную систему и приводить расходы бюджета к уровню 30% ВВП и ниже путем существенного изменения структуры бюджета, сокращения расходов на социальные нужды и народнохозяйственного инвестирования. Более или менее современный вид бюджет принял в 1998-1999 годах. В центре баталий при его рассмотрении теперь были лишь размеры финансирования отдельных частей бюджета, концепция формирования размеров и структуры доходной части, источники покрытия бюджетного дефицита: за счет внешнего или внутреннего заимствования. Общие расходы государства вплоть до 2003 года не превышали 21-22% ВВП. В 1999-2001гг. в Казахстане работал проект USAID для сената КЗ, который проводил анализ бюджетных отношений. Данный проект также дал рекомендации к реформированию фискальной и бюджетной системы и приведению его к мировым стандартам.

Важными моментами качественного изменения бюджетной системы было принятие Бюджетного кодекса и создание Казначейства, освобождение доходной части от последней неналоговой статьи - поступления от приватизации госимущества. В 2004 году произошел переход к среднесрочному бюджетному планированию. Все это привело бюджетную систему Казахстана в соответствие с принципами рыночной экономики.

§ 3. Реформирование налоговой системы

Это самая сложная часть структурных реформ. В начале рыночных реформ в СССР был только один налог - подоходный. Налоговая система оставалась одним из самых слабо разработанных инструментов стабилизационной экономической политики правительства.

Основные налоги были введены в 1992 году. Налоговая система включала в себя 46 видов налогов. Ставки часто менялись: то росли, то падали (с 28 до 20%, потом до 10% и снова до 20% и т.д.). Наиболее часто менялись подоходный и социальный налоги. Ставки слишком сильно дифференцировались, устанавливалось большое количество льгот на привлечение инвестиций, создание свободных экономических зон, развитие приоритетных отраслей и т.д.

С 1 июля 1995 года был введен новый Налоговый кодекс, где число налогов сократилось с 46 до 11. Вместо налога на прибыль был введен корпоративный налог на доход, средняя ставка которого была снижена. Введены новая повышенная единая ставка НДС - 20% вместо 10%, акцизы на бензин, топливо и другие нефтепродукты, на природный газ и т.д., расширено число то­варов, облагаемых экспортной пошлиной, увеличена средняя величина импортной пошлины до 15%. Однако и после этого налоговая система продолжала подвергаться частичным изменениям, особенно НДС, социальный налог, акцизы, налог на малый бизнес и другие.

В 2002 году вступил в силу очередной Налоговый кодекс, который определил и закрепил главные принципы:

•  стабильность налогового законодательства;

•  единство системы налоговых льгот.

В кодексе были исключены нормы по предоставлению льгот индивидуального характера для конкретного налогоплательщика, усилено налоговое администрирование.

Тем не менее изменение налоговой системы продолжается. Одно из них предложено президентом Н.А. Назарбаевым в 2006 году в Послании народу Казахстана. В нем предусмотрено снижение ставок на подоходный налог для физических лиц, НДС, социальный налог, налог на малое предпринимательство.

Я не настолько самонадеян, чтобы считать, что в его основу, как по составу снижаемых налогов, так и по их ставкам, положено мое предложение (в моем предложении еще значилось снижение ставки корпоративного налога до 20-22% при одновременной отмене налоговых льгот), которое было опубликовано в виде брошюры для экономического отдела Совета безопасности, но рад, что оно нашло практическое применение1. Есентугелов А. Стратегия индустриально-инновационного развития Казахстана: реалии и ожидания. Костанай, 2004.

§ 4. Становление банковского сектора

Казахстан имел банковский сектор с момента получения независимости. Он представ­лял собой всю финансовую систему страны и состоял из Госбанка Казахской ССР, пяти специализированных и 72 коммерческих банков.

Реформирование банковской системы проходило в двух направлениях. Прежде всего в 1994 году удалось добиться независимости Государственного банка Казахстана от правительства.

Более серьезной задачей оказалось преодоление недостатков в деятельности коммерческих банков, унаследованных от советской системы. Она решалась путем создания новых, оздоровления существующих, приватизации государственных и ликвидации несостоятельных банков.

Специализированные банки были превращены в коммерческие, которые затем приватизировались. Немало новых собственных коммерческих банков было создано предприятиями. В середине 1994 года их насчитывалось 230, к концу года - 184, 176 из которых были частными, включая два специализированных приватизированных банка. Начиная с 1995 года Национальный банк Казахстана приступил к систематическому процессу ликвидации несостоятельных банков: за год число банков сократилось еще на 19, общее число БВУ стало 82, а в конце 1998 года - 761. Сегодня число БВУ составляет всего 34.

Безусловно, в начальный период число Банков Второго Уровня интенсивно, резко росло. В середине 1994 года оно составило 230 банков, тогда как в Польше их было 90, в Венгрии - 31, в Чехии - 182. В связи с этим руководство ВБ поговаривало о достаточности 8-10 банков. На телевидении я выступил против такого намерения руководства НБК, аргументировав это тем, что только рынок может определить, сколько банков будет действовать в Казахстане. Вмешательства не произошло, их число уменьшалось в соответствии с законами РК и условиями рынка. В 90-е годы ВБУ не от­личались крупными уставными фондами. Только «АлемБанк» и «ТуранБанк» имели уставный фонд в пределах от 5 до 10 млн долларов. Для сравнения: в Польше у среднего банка этот пока­затель был в 1,5 раза выше3.

Сегодня казахстанская банковская система считается одной из лучших в СНГ. Самыми яр­кими ее характеристиками являются ведение грамотной денежно-кредитной политики, рост ак­тивов и уставного капитала любых из банков и развитие конкуренции в банковской среде, кото­рая является надежным залогом успешного развития банковской системы.

Достаточно быстро сформировалась двухуровневая банковская система, и Нацбанк стал независимым в проведении денежно-кредитной политики, начав широко использовать это пре­имущество еще с середины 90-х годов. Нацбанк также перестал кредитовать правительство и с 1995 года стал последовательно проводить жесткую антиинфляционную денежную политику.

'Казахстан: сводная оценка частного сектора. ВБ, доклад, 1997.

Экономическая трансформация в Республике Казахстан//Программа развития ООН, Алматы, 1996. С. 83.

3Там же.

Инфляция в Казахстане уже в 1998 году измерялась однозначным числом (7,1%), а в дальнейшем, в 2002-м, она была доведена до 5,9%. НБК и сегодня борется с ней в условиях, когда фискальная политика и высокие цены на нефть постоянно подхлестывают ее рост. И на валютном рынке он действует профессионально. Осталось одно - сделать ставку рефинансирования эффективным, действенным инструментом регулирования кредитов, валютного курса и роста ВВП по рыноч­ным принципам.

Сегодня большая ответственность в обеспечении функционирования банковского сектора и денежно-кредитной системы ложится на Агентство банковского надзора. Кредитный бум, эй­фория и популизм в условиях аномального роста нефтедоходов могут в любое время привести казахстанскую экономику к финансовому кризису и экономической рецессии. Необходимы неза­висимые и скоординированные действия обоих институтов денежно-кредитной системы.

§ 5. Фондовый рынок - пасынок реформ

С 1997 года создавался этот важнейший компонент финансовой системы. В марте 1997 года были разработаны и приняты законы «О рынках ценных бумаг», «О ре­гистрации операций с ценными бумагами Республики Казахстан», «Об инвестиционных фондах Республики Казахстан», которые обеспечивают нормальное функционирование фондового рын­ка, инвестиционных банков, регистрационных бюро, инвесткомпаний, а также оказание казна­чейских услуг. Иными словами, вся необходимая инфраструктура создана и функционирует.

И физическая инфраструктура по торговле ценными бумагами в лице Казахстанской фон­довой биржи создана и в целом отвечает международным требованиям. В 1997 году в работоспо­собном состоянии запущены клиринговая и расчетная системы.

Однако до сих пор на фондовом рынке доминируют в основном ГКО, в последнее время вышли на рынок корпоративные ценные бумаги некоторых банков. Крайне слабо участие корпо­ративных ценных бумаг предприятий.

Правительство в 1997-1998 годах запускало «программу голубых фишек», однако ничего не вышло. Причин несколько. Во-первых, высококотируемые предприятия, в основном из бога­того сырьевого сектора, не заинтересованы в выходе на казахстанский фондовый рынок. Во-вто­рых, большинство предприятий других секторов работают малоэффективно, их акции мало кого будут привлекать, с одной стороны, а с другой - собственников пугает перспектива потери кон­трольных пакетов своих предприятий. В-третьих, и самое главное, все казахстанские предпри­ятия нетранспарентны. Никто не знает и не может знать, кто является их реальным собственни­ком, каковы их рентабельность и перспективы; в них нет бухгалтерской отчетности, основанной на международных стандартах. В-четвертых, в стране отсутствует эффективная система защиты прав и интересов инвесторов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты