Источники: Гайдар Е. Детские болезни постсоциализма//Вопросы экономики. 1997. № 5;
Илларионов А. Финансовая стабилизация в, республиках бывшего СССР//Вопросы экономики. 1996. №2.
Как видно из таблицы, в двух годах из трех бюджетный дефицит был очень высоким, оставаясь в районе 7% ВВП. Интересно, что в 1993 году он был на удивление низким - -1,2% ВВП, а в 1994 году, наоборот, очень высоким. Это объясняется политикой не столько правительства Казахстана, сколько России. Дело в том, что правительство России с 1 июля 1992 года, во-первых, устранило рублевую зону с безналичной денежной системой, во-вторых, открыло всем странам рублевой зоны корреспондентские счета для ведения межгосударственных взаиморасчетов стран СНГ с Россией и котировку безналичных денег стран рублевой зоны, потребовало оформить задолженность государств - членов СНГ как их государственный долг России со всеми условиями погашения долгов. С этого момента в сфере безналичных расходов рублевая зона перестала существовать. Кроме того, Россия решила теперь выдавать не технические, а только связанные государственные кредиты.
Но и это не все. В 1993 году Россия ввела собственную валюту (денежные знаки нового образца) и выдвинула требование об оформлении предоставляемых Казахстану 3 млрд рублей в виде государственного долга под залог золотовалютных резервов. Она поставила условия создания «рублевой зоны нового типа» только как зоны, работающей по правилам, вырабатываемым ЦБР, и все участники зоны передают ЦБР свои золотовалютные резервы. Естественно, Казахстан не мог пойти на такие условия, которые на деле означают передачу части экономического суверенитета другому государству.
Динамика денежной массы МЗ и индекса потребительских пен а Казахстане и России в 1992-1994 годах
|
Денежная масса МЗ |
Индекс потребительских цен в среднем за год |
|||||||
К предыдущему году, раз |
Среднемесячные темпы прироста, % |
||||||||
1992 |
1993 |
1994 |
1992 |
1993 |
1994 |
1992 |
1993 |
1994 |
|
Россия Казахстан |
4,90 7,43 |
8,38 5,36 |
6,63 2.95 |
14,2 18,2 |
19,4 15,0 |
17,1 9,4 |
1381,0 1526.0 |
1662.0 874.6 |
1877,4 307.6 |
Источники: Илларионов А. Финансовая стабилизация в республиках бывшего СССР//Вопросы экономики. 1992. № 2: Гайдар Е. Деловое время М.: Дело, 2005. С. 386 (по данным Transition Report 2000,2003. London: EBRD; Госкомстата России, ЦБР International Financial Statistics, IMF, 2004).
Все это вынудило правительство существенно сократить в 1993 году бюджетные расходы (с 31,9 до 24,7% ВВП, т.е. на 23%). Но это вроде бы противоречит самому резкому росту денежной массы в 1993 году по сравнению с 1992-м - в 8,38 раза и приросту ее в среднем за месяц на 19,4%. На самом деле нет никакого противоречия. Просто Казахстан медлил с введением своей национальной валюты и не предпринял никаких защитных мер против наплыва в страну рублей старого образца. А наплыв происходил в течение достаточно продолжительного времени из всех стран СНГ, т.к. многие из них заблаговременно обеспечили свою валютную безопасность.
«Органам МВД удалось изъять 58 млрд старых рублей, которые были незаконно переброшены в республику. Всего в ходе обмена банкнот на собственную валюту банками Казахстана было принято 910 млрд старых рублей»1.
Конечно, и само правительство Казахстана в 1993 году тоже пыталось наладить макроэкономическую стабилизационную политику. В апреле 1993 года Верховным Советом РК была принята неплохая «Программа неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ», инициированная вице-президентом Республики Казахстан доктором экономических наук Е.М. Асамбаевым и представленная на суд депутатов Верховного Совета президентом Н.А. Назарбаевым. В ней приоритетной задачей определена макроэкономическая стабилизация, в частности борьба с инфляцией и ускоренное преобразование собственности. Одновременно была принята другая «Национальная программа разгосударствления и приватизации государственной собственности в Республике Казахстан на 1993-1995 годы».
Однако первая антиинфляционная программа в силу отсутствия национальной валюты, слабого кадрового обеспечения и низкой активности НБК не имела шанса на реализацию, не оставила каких-либо заметных следов в макроэкономической политике государства.
'Пузанов Ю.Е. Казахстан: этапы экономического развития. Казахстан: реалии и перспективы независимого развития. М, 1995. С. 34-35
В то же время правительство стало усиливать вмешательство в экономику, чтобы, как казалось членам кабинета, своим активным регулированием удерживать экономику от коллапса, и в первую очередь остановить спад производства, начать изменение структуры народного хозяйства. В стране разрабатывались долгосрочные программы развития 18 отраслей, включая сферу бытового обслуживания, началась разработка так называемого индикативного плана по примеру Франции, Японии, Южной Кореи и Малайзии, пытались активизировать инвестиционную политику за счет государственных источников и привлечения прямых иностранных инвестиций. Всей этой работой руководило Министерство экономики, роль которого заметно возросла, были созданы Агентство по иностранным инвестициям, комитеты по ценам, по информатике и др.
Было сменено руководство Комитета по государственному имуществу, чтобы ускорить процесс приватизации государственной собственности. Итоги реализации программы приватизации госсобственности были признаны президентом неудовлетворительными. Если спасение производства в 1992 году правительство видело в создании концернов, то в 1993 году оно виделось в «холдингизации» экономики - исключительно волевым способом промышленные предприятия распределены по холдингам. 80 предприятий - экспортеров сырьевого сектора почему-то были переданы частному холдингу «КРАМДС», который возглавлял небезызвестный приближенный к власти господин В. Те (непонятно только, каким образом и за какие достижения). В конечном счете эти самые ликвидные предприятия, несущие и в прямом, и в переносном смысле золотые яйца, были развалены и, возможно, ободраны этим господином и его 25 вице-президентами, бывшими секретарями ЦК КП Казахстана и заместителями председателя Совета Министров КазССР, министрами ряда отраслей. Когда нависла угроза проверки со стороны Верховного Совета РК, господин Те основную часть активов компании перевел в Россию, создав там «КРАМДС», кажется, для СНГ, и оставив в Казахстане только отраслевой «КРАМДС», ясно, что без каких-либо ликвидных активов. Когда был распущен Верховный Совет в марте 1995 года, «КРАМДС» снова ожил в Казахстане. Но ненадолго. Скоро этой компании в стране не было. Вскоре сам г-н Те, говорят, уехал и живет в Калининградской области России. В 1997 году якобы обанкротился процветавший в Казахстане все эти годы его «карманный» банк - «КРАМДС-Банк»1.
'В марте 1991 года я, будучи директором Института экономики и рыночных отношений Госэкономкома РК, получил от одного высокопоставленного чиновника задание в ответ на письмо г-на Те правительству (он тогда был членом Высшего экономического совета при Президенте РК) обосновать передачу 135 ведущих предприятий сырьевого сектора в ведение частной компании «КРАМДС». Я с ведущими специалистами института обосновал, со ссылкой на мировой опыт стран с рыночной экономикой, неправомерность, необоснованность и неоправданность осуществления правительством такой операции с «КРАМДСом», указал на возможные последствия для экономики в целом и для сырьевых отраслей особенно, и этот материал передал тому, кто дал мне это задание. Далее до июня 1993 года, т.е. до того времени, когда указом президента 80 предприятий из тех 135 были включены в состав холдинга «КРАМДС», вопрос заглох, ничего не было слышно ни о передаче этих предприятий в «КРАМДС» и ни об отказе ему в этом, и меня не вызывали в правительство.
Свое видение передачи 135 предприятий в «КРАМДС» мы (К. Берентаев, А. Есентугслов, С. Ракишсв, Ю. Сапожников) изложили в книге «Формирование многоотраслевых корпораций как основное направление создания эффективной промышленно-хозяйственной структуры» (Алматы, 1993).
Итогом таких мер стал провал в 1993 году всех принятых программ, углубление спада производства и дальнейшее ухудшение уровня жизни населения, резкий всплеск денежной массы, являющейся первопричиной разгула инфляции.
Тяжелейшая ситуация складывается в 1994 году: бюджетный дефицит вновь резко прыгнул вверх, достиг 6,8% ВВП при заметном замедлении роста денежной массы (6,63 раза за год и на 17,1% в среднем за месяц). Большой рост бюджетного дефицита здесь произошел из-за сильного сокращения размера доходной части бюджета (до 17,2% ВВП) при сохранении бюджетных расходов на уровне 1993 года. Объясняется это прежде всего самим глубоким спадом производства, начиная с 1989 года. ВВП 1994 года по сравнению с предыдущем годом сократился, по данным А. Илларионова, на 24,6% (у Е. Гайдара с учетом данных МВФ, ВБ, ОЭСР и др. оно равно 25,0%). Общий объем промышленного производства упал на 28,5%, по 60 видам производства (28,6% от их общего количества) было допущено снижение объемов более чем на 60%'. Поэтому правительство было вынуждено покрывать бюджетный дефицит эмиссионными кредитами НБК.
Однако рост объема денежной массы заметно уступал показателю предыдущего года (рост за месяц 17,1% против 19,4% в 1993 году), хотя на столько же превышал показатель 1992 года. Это было обусловлено несколькими позитивными событиями, которые происходили в стране в конце 1993-го и в течение 1994 года. Так, в конце ноября 1993 года сменилось руководство НБК - во главе этой самой значимой после правительства организации встал Д.Х. Сембаев, уже успевший побывать на должностях заместителя Высшего экономического совета при Президенте РК и первого вице-премьер-министра, проявивший себя с самой лучшей стороны. Его заместителем стал молодой экономист, выпускник экономического факультета МГУ У. Джандосов, поработавший до этого в Высшем экономическом совете, председателем Агентства по иностранным инвестициям и первым заместителем министра экономики РК.
С их приходом в НБК начались заметные сдвиги в понимании цели, задачи и сути денежно-кредитной политики, роли этой организации в достижении макроэкономической стабилизации. Нельзя сказать, что в 1994 году проводилась жесткая денежно-кредитная политика, но уже началась реализация ряда антиинфляционных мер: сдерживание резкого роста денежной массы, контроль за кредитами, повышение ставки рефинансирования и др. Благо, для этого было самое главное условие - собственная национальная валюта тенге.
Для реального изменения макроэкономической политики и развития и укрепления частной собственности первостепенное значение имело послание президента народу Казахстана на 1995 год и постановление «О мерах по активизации дальнейшего проведения экономической реформы», подписанное президентом 20 января 1994 года. Конечно, перед властью поставлены в основном те же задачи: макроэкономическая стабилизация посредством жесткого регулирования денежной массы и стабилизация бюджета, ускоренное развитие приватизации госсобственности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85