Была еще не менее серьезная, но крайне опасная проблема - политическая. Дело в том, что для советских людей (а еще долго и после 1991 года подавляющее большинство населения в постсоветских странах (кроме прибалтийских, естественно) и мыслью, и душою оставались советским) было дикостью, что какое-то частное лицо будет владеть заводом или фабрикой. Ведь, во-первых, наши граждане в течение 70 лет были воспитаны с враждебным отношением к капитализму и к капиталистам как к эксплуататорам трудового народа, во-вторых, трудно было понять, как кто-то «бесплатно или за бесценок» мог стать владельцем «общенародной» собственности. Они могли спросить: «За что?» и сделать только один безоговорочный вывод: «Это же разграбление народного добра, созданного руками трудового народа!». То, что этот завод уже бездействует или не сможет дать нужного эффекта, а новый частный владелец может вложить в него свои знания, свои заработанные деньги (или кредиты), приложит усилия, чтобы этот завод заработал, создал рабочие места, дал продукцию и заработок работникам, - все это не согревало их души, т.к. они могли сколько угодно раз задавать один и тот же вопрос: почему государство не запускает завод и не обеспечивает его работу?
Опасность состояла еще и в том, что вывести людей «на улицу» и настроить не просто против рыночных реформ, но на борьбу за возвращение страны к прежней системе было не так уж и трудно.
Подавляющим числом депутатов Верховного Совета, областных советов, чиновников местных органов власти оставались вчерашние коммунисты, временно спрятавшие свои партбилеты, все еще остающиеся «душой и телом» советскими, предприятиями продолжали руководить «красные директора», которые во всем произошедшем обвиняли Горбачева и Ельцина и были готовы вернуться к прежней системе. Все это создавало в условиях ухудшающегося социально-экономического положения большой политический риск попытки возврата к прежней системе. Это подтверждали события в России: августовский путч 1991 года, мятеж ВС РФ в 1993 году и ситуация на выборах президента России в 1996 году. А ведь ситуацию в пользу новой системы решали только москвичи, население всех союзных республик в 1991 году даже не пыталось осудить августовский путч 1991 года (кроме Киргизии).
Такая ситуация, политическая опасность наложили отпечаток на ход, методы и формы приватизации государственной собственности в Казахстане, которая началась, по существу, в 1991 году, а приватизация жилья - даже раньше, когда еще не было закона о приватизации государственной собственности.
§ 2. Малая и массовая приватизация собственности
Процесс приватизации государственной собственности начался официально с принятия 22 июня 1991 года Программы разгосударствления и приватизации на 1991-1992 годы. Основной формой приватизации по этой программе были передача предприятий в коллективную или акционерную собственность. Это означает, что собственность не попадает в руки отдельных частных лиц, т.е. «эксплуататоров», собственность возвращается тем, кто ее создает и приумножает. Такая приватизация немного сгладила остроту ситуации в обществе, вызванную негативным отношением граждан, особенно коллективов предприятий, к рыночным реформам и их последствиям, кроме того, такие формы приватизации не вызывали серьезных затруднений и не требовали особых усилий. Согласно аналитической записке Госкомитета РК по статистике и анализу, представленной 18.03.96 в Комитет по экономике, финансам и бюджету мажилиса парламента РК, по принятой программе на начало 1991 года в промышленности было приватизировано 23% от числа государственных предприятий, в строительстве - 40%, в сельском хозяйстве и торговле - 23%, в общественном питании - 8%. Приватизировались в основном мелкие и средние объекты этих отраслей.
Однако данный акт в целом не сопровождается, и не мог сопровождаться, каким-либо вкладом в экономику. Во-первых, обнищавшие работники предприятий не могли инвестировать в производство, во-вторых, надежда на то, что работники, став совладельцами собственности, будут проявлять большую заинтересованность в прибыльной работе предприятия и резко повысят производительности труда, изначально была иллюзией. О том, что таких изменений в коллективных предприятиях не произойдет, убедительно показал опыт Югославии. Даже в капиталистических странах такие организации не добивались заметных результатов.
Все дело в том, что коллективная форма собственности существенно не изменит мотивы к производительному труду. Она играет на руку только директорам (менеджерам) предприятий, особенно если необходимые институты власти и общества только зарождаются (они до сих пор остаются весьма слабыми, в целом действуют малоэффективно). Менеджеры только разбазаривали остатки активов предприятий, а рабочие, не имея никакой ощутимой отдачи от бесплатно полученных акций безрезультативно работающих (во многих случаях символически) предприятий, вели себя как нейтральные наблюдатели. Передача предприятий в коллективную и акционерную собственность, когда «на улице» бурлила несколькотысячная инфляция, когда деньги перестали выполнять функцию средств обращения товаров, когда кругом процветали неплатежи и бартер, а продукция не имела надежных рынков сбыта, была не более чем популистской затеей, игрой на психологии масс, создавая видимость того, что власть реализует принцип социальной справедливости. Это было попыткой успокоить народ, предотвратить возможную конфликтную ситуацию, т.к. передача или продажа объектов всенародной собственности отдельным лицам могла только подлить масла в огонь отрицательного отношения общества к частной собственности, выработанного в течение 70 лет в ходе повальной политико-идеологической обработки населения СССР. Она могла рассматриваться ими как порождение новых капиталистов - эксплуататоров трудового народа, а то, что только эффективные частные собственники своими знаниями, деньгами и усилиями могут заставить эти предприятия заработать с новой силой и что это будет выходом из тупика, в который завела коммунистическая система со своим идеологическим маразмом, политическим насилием и экономическим идиотизмом, мало кого интересовало.
Чтобы данная форма приватизации приобрела какую-то теоретическую увязку с рыночными реформами, вписывалась в цели реформ, власть придумала рассматривать ее как «расширение социальной базы реформ», одновременно подчеркивая этим существование опасности для их последовательного проведения. Правительство, видя, что процесс приватизации приобрел хаотичный характер, в апреле 1992 года указом президента Назарбаева ввело новую схему: отныне коллективу предприятий отдается только 25% акций, 10% отдается смежникам и физическим лицам, еще 10% - иностранным инвесторам, если таковые имеются, а контрольный пакет акций, не менее 31 %, остается у государства.
В указе предусматривалось проведение и купонной приватизации. Тем не менее до этого надо было дожить, а пока выяснилось, что и предложенная схема не могла изменить положения в приватизации, привлечь инвесторов и активизировать трудовые коллективы. Поэтому процесс приватизации государственной собственности в Казахстане заметно изменился с принятием 5 марта 1993 года «Национальной программы разгосударствления и приватизации на 1993-1995 годы» (правда, снова вставлялось слово «разгосударствление», видимо, с целью несколько притупить режущий слух советских людей, хоть и бывших «советских», слово «приватизация», т.е. «превращение в частную собственность»).
В ней были предусмотрены так называемые малая, массовая приватизация, приватизация по индивидуальным проектам и приватизация государственных сельскохозяйственных предприятий. Использовались методы прямой продажи объектов, продажи объектов с сохранением условий аренды, продажи на денежных аукционных и аукционно-конкурсных торгах, продажи с использованием голландского метода, т.е. с установлением минимальной цены продажи. Использовались методы продажи объектов с предоставлением льгот и безвозмездной их передачи.
За 1993-1995 годы в стране было приватизировано 15189 объектов, в том числе 5185 малых предприятий, или более 34% всех приватизированных объектов. Это в основном предприятия торговли, бытового обслуживания и общественного питания, аптеки и пр.
Структура приватизированных объектов за 1992-1995гг выглядит следующим образом:
Приватизация предприятий по отраслям за 1992-1995 годы
|
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
||||
кол-во |
В % к итогу |
кол-во |
В % к итогу |
Ж№>° ■ вд |
КОЛ-ВО , в%^ |
|||
Всего Промышленность Сельское хозяйство Строительство Транспорт Торговля Общественное питание Бытовое обслуживание Коммунальное хозяйство Прочие отрасли |
6198 543 628 313 90 1834 535 1596 195 464 |
100 8,8 10,0 5.0 1.5 29,6 8.6 25,8 3.1 7,5 |
2691 422 344 2371 469 392 79 210 46 492 |
100 15,7 12,8 8,8 17,4 14,6 2,9 7,8 1,3 18,3 |
4147 211 918 ПО 180 1201 193 483 104 747 |
100 5,1 22,1 2,7 4,3 29,1 4,7 11,6 2,5 18.0 |
3143 48 514 52 28 1214 144 264 73 806 |
100 1,5 16,4 1,7 0,9 38,6 4,6 8,4 2,3 26,6 |
В приватизации госсобственности в рассматриваемом периоде преобладала продажа через денежные аукционы и аукционно-конкурсные торги. На долю этих форм приватизации собственности в 1994 году приходилось 55%, а в 1995-м - 75% от общего числа приватизированных предприятий.
В 1994 году началась также массовая приватизация. Началась она с купонной приватизации, суть которой состоит в выдаче населению так называемых приватизационно-инвестиционных купонов (ПИКов) в виде сертификатов, удостоверяющих именное право на получение части госсобственности, с создания инвестиционно-приватизационных фондов (ИПФ), которые должны были аккумулировать ПИКи и использовать их как платежные средства на специализированных купонных аукционах по продаже до 51% госпакетов акций АО. Каждому городскому жителю выдавалось 100, а сельчанину - 120 купонов. В стране было создано 169 лицензированных ИПФ.
Купонная приватизация преследовала благие, но совершенно нереалистичные и даже вредные для экономики цели: бесплатно раздавать в обмен на купоны акции акционерных предприятий поровну, что рассматривалось как распределение собственности по справедливости, поскольку собственность в СССР была общенародной, созданной трудом советских людей, а значит, в ней есть доля каждого гражданина, и создать достаточно большую прослойку собственников как эффективно хозяйствующих субъектов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85