Переходный период и теоретическая основа макроэкономической стабилизации в Казахстане

Казахстане народ окрестил «прихватизацией».

Она породила крупномасштабную коррупцию, взяточничество и злоупотребления служеб­ным положением. Государственные чиновники наживались, как «прихватывая» лучшие части госсобственности, так и извлекая огромную статусную, т.е. чиновничью ренту. Они получали также и политические дивиденды (что для них было немаловажно), представляя себя борцами за восстановление справедливости, за превращение народных масс в хозяев огромной собственно­сти и участников проводимых в стране реформ. На деле же бедные становились беднее, богатые - богаче, на одном полюсе общества была основная масса населения, охваченная нищетой, зато ставшая собственниками, а на другом - кучка людей, ставших несметно богатыми, ибо бумаги (купоны) достались народу, а собственность - чиновникам, или «народу - приватизация, чинов­никам - прихватизация». Таков был итог индивидуальной и особенно массовой приватизации собственности в Казахстане.

§ 3. Приватизация собственности в сельском хозяйстве

Приватизация государственной собственности в сельском хозяйстве оказалась самой сложной и болезненной как для отрасли, так и для сельских жителей в силу специфич­ности производства, условий труда и проживания сельчан. Сельское хозяйство и сельские жители при любых политических, экономических и социальных реформах, которых в их жизни было достаточно, всегда оставались в самом ущербном положении, эти реформы оказывались для них наиболее болезненными.

Основная государственная собственность в сельском хозяйстве, подлежащая приватизации, - это материальное имущество и земля государственных сельхозпредприятий. Вначале привати­зации подверглись материальные имущественные активы в увязке с созданием различных форм собственности и хозяйствования в соответствии с Законом Республики Казахстан от 14 января 1992 года «Об особенностях приватизации имущества государственных предприятий» и Указом Президента Республики Казахстан от 10 февраля 1992 года «О неотложных мерах по приватиза­ции имущества государственных, сельскохозяйственных, заготовительных, перерабатывающих и обслуживающих предприятий агропромышленного комплекса». Данным указом предусматри­валось на базе структурных подразделений сельскохозяйственных предприятий создание малых предприятий, кооперативов, крестьянских хозяйств, базирующихся на коллективной и частной собственности. Возникли такие формы сельхозпредприятий, как товарищества, акционерные общества и др.

Указ предусматривал право работника приватизированного предприятия, в том числе ушед­шего на пенсию, на долю (или пай) в имуществе в соответствии со стажем работы и трудовым вкладом в порядке, определяемом коллективом данного предприятия. Предусматривалось выде­ление каждому хозяйству (например, крестьянскому) земель для ведения хозяйства на праве пос­тоянного землепользования, исходя из установленного по каждому хозяйству размера средней земельной доли, приходящейся на одного работника.

Члены ликвидируемых или реорганизуемых колхозов, работники преобразуемых государ­ственных сельхозпредприятий получали лишь условную земельную долю без выделения кон­кретных участков земли на территории преобразуемых предприятий.

Имущество распределялось следующим образом. Был издан Указ президента от 9 марта 1994 года «О передаче части имущества совхозов в собственность директоров», согласно которо­му директорам, проработавшим на этой должности не менее 20 лет, выделялось 10% выкупной части. Имущество передавалось им во временное пользование на срок не более 5 лет на дого­ворных условиях, и только оставшиеся 80% выкупной части имущества распределялись между членами трудового коллектива.

Однако у директоров предприятий оставалось еще немало способов прибрать к рукам боль­шую часть и этой доли. В итоге основными владельцами имущества приватизированных пред­приятий или реорганизованных колхозов оказались директора и главные специалисты бывших

колхозов и совхозов: зоотехники, агрономы, ветеринарные врачи, инженеры, руководители от­делений. В итоге директор за бесценок мог приобрести половину имущества бывшего совхо­за. Остальная часть доставалась в основном его заместителям, главспецам, руководителям от­делений. Простые члены коллективов оставались с условными долями (паями) на землю. Но в последующем и эти условные земельные доли крестьян постепенно переходили в руки тех же руководителей на условиях аренды или в их собственность в счет долгов, которые перекрывали их имущественные паи на землю практически без всяких условий.

Таким образом, многие крестьянские хозяйства, которые в 1997 году составляли уже 93,5% сельхозформирований, оказались без техники, земли и скота. Положение на селе и в сельских хозяйствах в 90-е годы оставалось удручающим: подавляющее большинство сельских жителей жили в нищете, более 80% имели доходы ниже прожиточного минимума.

Однако это не мешало чиновникам регионов и областей рапортовать о росте крестьянских хозяйств как о главном показателе успеха реформ. К 2002 году их количество достигло 121 ты­сячи. О причинах стремительного падения сельскохозяйственного производства, роста бедности в селах предпочитали вслух не говорить. Главными критериями успеха реформ вновь оказались скорость и количество1.

Если внимательно рассмотреть процесс приватизации на селе, то упомянутым указом пре­зидента по существу были амнистированы и легализованы все прежние, сомнительные с точ­ки зрения законности, приобретения директоров. Эта мера властей не может быть объяснена никакой логикой, практической необходимостью или целесообразностью. Это был не просто парадокс, а разрешение на законную «прихватизацию» собственности на селе. И вновь, уже в который раз, экспроприация стала основной проблемой не экспроприаторов, а народа. И вновь основным вопросом государственной собственности в сельском хозяйстве оставалась собствен­ность на землю, точнее, частная собственность. О ее введении не раз декларировалось в важней­ших документах власти. Так, частная собственность на землю была признана конституционно. Затем был издан Указ Президента РК «О земле», имеющий силу Закона, в котором была про­декларирована государственная и частная собственность на землю. И, наконец, в 1999 году по поручению президента правительство представило на рассмотрение в парламент проект закона «О земле», в котором предусматривалось введение частной собственности на землю, в том числе на сельскохозяйственные угодья.

Однако идея о частной собственности на землю не нашла понимания в обществе. Против выступили многие народные избранники, политические партии, общественные деятели и, как ни странно, ученые-аграрники, включая академиков. Доводы не имели ничего общего с реальнос­тью, научной теорией и мировой практикой, носили эмоциональный популистский характер. В их основе лежали аргументы типа «земля - это мать, а мать не продается». Но именно эти идеи

1 Есентугелов А., Дебердеев А., Семенова Л., Забусова В. Сельское хозяйство Казахстана: проблемы, пути их решения. Алматы, 2001.

взяли верх над развитием экономики, над здравым смыслом, объективной необходимостью и не­избежностью.

К сожалению, и сам проект закона был сырым, что только усугубило ситуацию. В ито­ге правительство было вынуждено отозвать его из парламента. Президент отступил. В докладе на сессии Ассамблеи народов Казахстана он теперь говорил: «При отсутствии средств у наших граждан, работающих сегодня на землях сельскохозяйственного назначения, запустить массовый процесс ее покупки и перепродажи означало бы ограбить этих людей, обречь их на батраческую долю. Наше общество к глобальному введению частной собственности на землю еще не готово». Хотя на самом деле основная часть сельских граждан уже была ограблена и обречена, и едва ли у них осталось нечто, что еще можно было потерять.

24 января 2001 года, т.е. практически через год, был принят новый Закон «О земле». Он уси­лил законодательную базу для введения частной собственности на землю, развития ипотечного кредитования. Однако он так и не решил главного вопроса - вопроса о механизме перевода земли в частную собственность.

Правительство настаивало на продаже земли жителям села. Предполагалось, что каждый из них в свое время стал владельцем условной доли земли, и осталось только обозначить механизм ее распределения. Но их паи постигла та же участь, что и купоны. Население страны в очеред­ной раз оказалось не у дел. Утешает только то, что к тому времени многие крестьяне уже давно лишились своих паев.

Чтобы этого не случилось, я, пытаясь воздействовать на позицию правительства, написал письмо на имя тогдашнего премьер-министра И.Н. Тасмагамбетова. Привожу его полностью.

Премьер-министру Республики

Казахстан г-ну Тасмагамбетову И.Н

Уважаемый Имангали Нургалиевич!

Недавнее решение Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева о введении ин­ститута частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения стало еще одним шагом, имеющим не рядовое, а историческое значение на пути создания динамично развива­ющейся полноправной свободной рыночной экономики и повышения благосостояния казах­станского народа. Ведь этот институт вводится на казахстанской земле впервые за многовеко­вую историю.

Не умаляя значения этого радикального шага по пути в цивилизованное и процветающее государство, хотелось бы подчеркнуть, что введение частной собственности на землю - это не самоцель. На самом деле перед страной стоит задача гораздо шире - проведение земельной реформы, что является более обширной и сложной задачей, чем просто введение частной соб­ственности на землю.

Земельная реформа, основанная на введении института частной собственности на зем­ли сельскохозяйственного назначения, имеет своей целью справедливое наделение сельских жителей (или крестьян) земельными участками определенного размера с законодательно за­крепленным правом частной собственности с тем, чтобы они смогли свободно распоряжаться ими на свое благо, получили возможность наконец-то стать свободными и состоятельными гражданами Казахстана.

Другая цель - это обеспечение наилучшего содержания и эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения, преодоление многолетнего хищнического потре­бительского отношения к ним, приведшего сельхозугодья к нынешнему плачевному состоя­нию, истощению.

Введением частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения государ­ство смогло бы переломить многовековую традицию отсталости, бедности, нищеты и пода­вленности почти половины населения Казахстана.

Именно такие цели и задачи должно решить правительство введением института част­ной собственности на землю, как этого добивался П.А. Столыпин в России в начале XX века в ходе земельной реформы, как этого наилучшим образом добились Корея, Тайвань, а также Япония, проведя свои земельные реформы после Второй мировой войны, по образцу столы­пинской. Все эти реформы ставили своей целью обеспечение миллионов крестьян землей с правом частной собственности.

Эти государства пошли на такие реформы несмотря на то, что их проведение требовало почти тридцати лет и огромных средств, потому что им нужно было наделить миллионы крес­тьян землей на правах частной собственности и этим актом вывести их из многовековых тра­диций бедности, тяжелых условий жизни, сделать их зажиточными гражданами, установить в своих странах социальную стабильность и справедливость. Сложность решения вопроса в этих странах состояла в том, что земля находилась в частной собственности помещиков, по­этому крестьяне могли у них только купить землю. Для этого правительства этих стран уста­новили помещикам предельный размер земли, сверх которого все земли они должны были продавать крестьянам. Но у крестьян не было денег. Тогда правительства выделили им для покупки земли у помещиков беспроцентные кредиты на 30 лет. Затраты государств оправдали себя.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты