Переходный период и теоретическая основа макроэкономической стабилизации в Казахстане

Нетрудно догадаться, что будет с нефтепродуктами в Казахстане после продажи иностран­ным компаниям практически всех нефтяных предприятий. Между тем ориентация на экспорт только сырья даже иностранными компаниями - дело для Казахстана тупиковое.

Иностранные компании, овладев ключевыми отраслями и предприятиями, станут (и уже становятся) хозяевами экономики страны. И они будут вести производство и реализацию продук­ции не в интересах Казахстана, не в таких темпах, режимах и направлениях, которые нам нужны, в соответствии не с нуждами РК, а с собственными интересами, интересами своих стран. Это аксиома. Этому способствуют и вынуждают их уже сложившаяся структура мировой экономики, разделение труда и специализация производства. А став хозяевами экономики, они будут оказы­вать заметное влияние и на внешнеэкономическую политику и политику государства в целом, что связано с потерей экономического и политического суверенитета, государственной независимо­сти. Это закон экономики и политики, который неумолимо действует в любой стране, и ни для кого не секрет, что вопрос о собственности - это вопрос о власти. На собственности держится вся экономика, все общество. Элита любой страны, не владеющая собственностью, никогда не защищает существующий режим власти своей страны.

Вот что такое собственность. А между тем самая ценная собственность Казахстана стра­тегического значения оказалась в руках иностранных компаний. А что осталось отечественным гражданам? Теперь, по-видимому, нет надобности в объяснении, кто хозяин, а кто наемник в Казахстане. И можно спросить, так ли уж безобидна ирония над словами, криком души: «Родина продается!»? А если вопрос, кто владеет собственностью, малозначим, то почему казахстанская элита так отчаянно и откровенно борется за передел собственности или за право продажи ее ино­странным компаниям?

За рубежом давно уже не практикуется игра с продажей собственности, поскольку там дав­но убедились, что во всех странах это приводит к реальному ущемлению политической независи­мости и нанесению реального ущерба экономической безопасности и заканчивается, как прави­ло, общественно-политическими потрясениями и ликвидацией засилья иностранных компаний в экономике. А в любой стране при любом потрясении пострадает прежде всего простой народ.

Вопрос о том, в чьих руках окажутся природные минерально-сырьевые ресурсы, не гово­ря уже о предприятиях, перерабатывающих их, является центральным вопросом государствен­ных национальных интересов и экономической безопасности любой страны, которая обладает их большими запасами. И такие страны в обязательном порядке разрабатывают свою сырьевую политику и программу освоения природных ресурсов.

В этом отношении показателен пример США. В 1949 году президент США Г. Трумен создал рабочую комиссию для разработки долгосрочной сырьевой политики США. Главное заключение комиссии состояло в том, чтобы США не разрабатывали свои ресурсы, а ввозили извне, и чтобы были обеспечены надежность источников и устойчивость снабжения страны этими ресурсами. Государство и армия США на протяжении 50 лет обеспечивают решение этой задачи, в частности относительно поступления нефти с Ближнего Востока. В свое время и президент Р. Никсон, и президент Р. Рейган решили проверить правильность данной концепции, и созданные ими рабо­чие комиссии подтвердили правильность выводов и рекомендаций рабочей комиссии 1949 года.

Но и принимающие страны научились защищать свои интересы и экономическую безопас­ность тогда, когда им приходится допускать иностранные компании к разработке и добыче своих природных ресурсов; сейчас это касается в основном нефтяных месторождений. И в этой области в мире разработана надежная система механизмов уменьшения рисков от мошенничества инвес­торов, от их попыток ускоренно выкачивать ресурсы или неоправданно замедлять их добычу.

То, что контракты о продаже подписываются правительством и их условия скрываются не только от прессы и общественности, но и от других властных структур, дает основание сомне­ваться в их выгодности и приемлемости для Казахстана, в отсутствии сговора сторон и личной заинтересованности подписавших их людей. Дело в том, что во всем мире нередко всплывают громкие скандалы, связанные с крупными сделками на разработку и использование природных минерально-сырьевых ресурсов иностранными инвесторами, причем это происходит даже в тех странах, где, в отличие от Казахстана, уже действуют жесткие законы, и они строго контролиру­ются.

Возникает вопрос, зачем при взаимовыгодности условий контрактов, честном их заключе­нии скрывать их за «семью печатями», почему бы не предать гласности? Могут сказать, что они содержат коммерческие тайны. Спрашивается, почему данные о стратегических ресурсах стра­ны, условия их продажи иностранцам должны быть для них открытыми, а для нас - секретными, почему скрываются наши секреты от нас же?

Если задуматься, продается общенародное богатство, причем принадлежащее не только на­шему поколению, а созданное в период советского строя трудом всего народа. Этот народ много раз видел, как властвующие одни за другими разбазаривали его труды, утверждая, что они все делают для его же блага и при этом давая понять, что народу совсем не обязательно знать, как это делается.

Народ никого не уполномочивал продавать его богатства иностранцам, ибо властные струк­туры, распоряжающиеся сегодня этим богатством, не избраны народом с предвыборной програм­мой, где содержалась бы продажа природных ресурсов и предприятий, эксплуатирующих их. Ни одним законом страны не закреплено это право, в том числе законом о приватизации. Кроме того, это происходит в обход закона о правительстве, т.к. в нем регламентируется право подписания постановлений и распоряжений, но не контрактов с иностранными фирмами на предмет продажи месторождений и предприятий.

Или другой вопрос: когда продаются заводы - производители меди, алюминия, цинка, свин­ца и т.д., вместе с ними продаются очень ценные и дефицитные редкие и редкоземельные метал­лы, цена килограмма которых может в несколько раз превышать цену тонны основной продук­ции. А если взять нефть, то это не просто деньги и не просто богатство, а большая политика. И это не все. Как-никак, в цветной и черной металлургии, да и в добыче нефти разрабатывались и внедрялись не такие уж отсталые технологии. Не зря за ними охотились и их скупали иностран­ные компании. И все это продается без рыночной оценки, втайне, за несколько миллионов тенге. С чего бы? Есть информация к размышлению.

Характерен в этом отношении пример с компанией «Трактебель». Так, изучение Комитетом по экономике, финансам и бюджету мажилиса парламента Казахстана и Генеральной прокурату­рой республики условий контракта на продажу «Алматыэнерго» бельгийской компании «Трак­тебель С.А.» показало, что при приватизации предприятия «Алматыэнерго» были допущены многочисленные грубейшие нарушения законов, затрагивающие важные интересы государства, созданы условия для нарушения компанией в процессе своей деятельности законов Республики Казахстан.

В условиях рыночной экономики нет ни жалости, ни бескорыстной помощи, нет друзей, есть только экономические интересы - максимум прибыли, захват источников ресурсов и рынков сбыта, устранение конкурентов. Только собственные экономические интересы движут инвесто­рами. Ради их удовлетворения они способны применить все способы (хищническое использова­ние природных ресурсов, захват наиболее богатых месторождений, закрытие или снижение объ­емов отдельных производств, сокращение рабочих мест и т.д.), если законы позволяют. Но у нас

нет законов, ограничивающих и регулирующих деятельность инвесторов в таких вопросах. При таких условиях можно не сомневаться, что они до предела будут развивать эти наши «грязные» отрасли и этим резко ухудшат и без того сложную экологическую ситуацию в республике. Конеч­но, возможно внедрение новых технологий, если они пришли надолго, и их преждевременный уход из Казахстана нанесет огромный ущерб. Но мы этого не знаем, мы не видели ни контрактов, ни экспертиз независимых экспертов.

Иностранные фирмы не то что у нас, а у себя, находясь даже под регулирующим воздей­ствием хорошо отработанной правовой базы рыночной экономики, не очень доверяют своим партнерам, строго следят друг за другом, контролируют друг друга. Это не потому, что они пло­хие фирмы или жулики, а потому, что таковы законы рынка, таковы его требования и условия.

Если они лучшие управленцы, чем наши, и пришли в Казахстан только чтобы помочь ему, если наши предприятия базовых отраслей такие плохие, почему бы им не покупать машиностро­ительные предприятия, предприятия легкой и пищевой промышленности и других отраслей, не инвестировать их? Конечно, все это не так.

Понятна удовлетворенность менеджеров и рабочих по поводу своевременной выдачи за­работной платы, причем намного выше среднереспубликанского уровня. Их не в чем упрекнуть. Это вытекает из их роли и места в системе производственных отношений. Есть собственник, есть менеджер, есть рабочие. Интересы рабочих в данный момент - хорошо заработать и своевремен­но получить заработанные деньги. Менеджер стремится, чтобы его нынешнее благополучное положение было стабильным и длительным. А собственник хочет постоянно умножать свой ка­питал. Поэтому не совсем понятно, почему власть, по сути собственник, продает собственность, рассуждая, как менеджеры и рабочие?

Не будем гадать о криминальности или некриминальности сделок, попробуем исходить лишь из чисто экономического аспекта. С этой точки зрения продажа выглядит так: продали гос­предприятие - нет проблем для правительства. Тем более если продавать своим, то еще при­думывают «постприватизационную поддержку», а если продаем иностранцам, то нет никаких забот. Поэтому правительство всех убеждает, что нет другого выхода, как продать предприятия иностранцам. А на самом деле в экономике существует бесчисленное множество путей решения проблемы. Управлять страной, управлять экономикой - это уметь видеть такие пути и выбирать из них наилучшие. Это неимоверно сложный процесс. Не всегда и не во всех странах быстро находят нужные решения. Не зря говорят, что управление - это искусство. В этом и заключается трудность управления экономикой, трудность формирования правительства.

Продать - это очень просто. Но это не означает, что простое решение - верное решение. Оно лишь подмена неумения или нежелания решать насущные проблемы экономики, какими бы сложными они ни были. Как показано выше, продажа собственности породила множество дру­гих, еще более серьезных проблем.

Если бы предприятия оставались отечественными, то собственность просто перемещалась бы внутри страны и огромные валютные средства от экспорта возвращались бы в страну, служили бы источником инвестирования развития других отраслей отечественной экономики. Только в 1996 году валютная выручка от экспорта составила 6720,9 млн долларов США. А теперь соб­ственность практически перемещается за пределы страны, прибыль остается за рубежом, Ка­захстан лишается этих инвестиционных ресурсов. Причем прибыль большая, т.к. иностранные компании используют в Казахстане дешевую рабочую силу, многие не платят налоги, применяют выгодные ценовые комбинации. Имеются факты о невыполнении ими взятых обязательств, такие как непогашение долгов смежникам, неинвестирование производства, сокращение рабочих мест и др. Это разве не прямой ущерб экономической безопасности страны? Раньше мы могли рассма­тривать стратегически важные базовые отрасли как приоритетные точки роста, т.к. их развитие повлекло бы за собой и другие отрасли. Теперь они таковыми быть не могут.

Никто не против привлечения иностранных инвестиций, но, во-первых, в любой стране есть отрасли, где присутствие иностранных компаний недопустимо. Это главным образом стратегиче­ски важные отрасли. В современном мире эти отрасли не продаются. Кстати, в России готовится законопроект, по которому привлечение иностранных инвестиций в стратегические сферы не будет допускаться, а в ряде других сфер их допуск будет ограничен. Это, как правило, финансо­вый сектор. В КНР существуют списки, где указано, в какие сферы могут вложить свой капитал иностранные инвесторы. Во-вторых, выбираются выгодные формы привлечения иностранных инвестиций. К ним относятся: раздел продукции, создание СП, размещение и покупка акций, ли­зинг, приобретение или строительство новых предприятий обрабатывающей промышленности. Никто не против строительства электростанции в Актюбинской области, сделки с «Шевроном» на условиях раздела продукции, на базе которой действует СП «Тенгизшевройл», продажи Ал-матинской табачной фабрики. Можно было бы приветствовать засилье иностранных инвесторов в обрабатывающей промышленности Казахстана. Можно открыть двери иностранному присут­ствию во всех базовых отраслях, но с условием сохранения доминанты в них казахстанской сто­роны, т.е. сохранения за ней контрольного пакета акций, что является защитным механизмом для экономической безопасности страны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты