Нетрудно догадаться, что будет с нефтепродуктами в Казахстане после продажи иностранным компаниям практически всех нефтяных предприятий. Между тем ориентация на экспорт только сырья даже иностранными компаниями - дело для Казахстана тупиковое.
Иностранные компании, овладев ключевыми отраслями и предприятиями, станут (и уже становятся) хозяевами экономики страны. И они будут вести производство и реализацию продукции не в интересах Казахстана, не в таких темпах, режимах и направлениях, которые нам нужны, в соответствии не с нуждами РК, а с собственными интересами, интересами своих стран. Это аксиома. Этому способствуют и вынуждают их уже сложившаяся структура мировой экономики, разделение труда и специализация производства. А став хозяевами экономики, они будут оказывать заметное влияние и на внешнеэкономическую политику и политику государства в целом, что связано с потерей экономического и политического суверенитета, государственной независимости. Это закон экономики и политики, который неумолимо действует в любой стране, и ни для кого не секрет, что вопрос о собственности - это вопрос о власти. На собственности держится вся экономика, все общество. Элита любой страны, не владеющая собственностью, никогда не защищает существующий режим власти своей страны.
Вот что такое собственность. А между тем самая ценная собственность Казахстана стратегического значения оказалась в руках иностранных компаний. А что осталось отечественным гражданам? Теперь, по-видимому, нет надобности в объяснении, кто хозяин, а кто наемник в Казахстане. И можно спросить, так ли уж безобидна ирония над словами, криком души: «Родина продается!»? А если вопрос, кто владеет собственностью, малозначим, то почему казахстанская элита так отчаянно и откровенно борется за передел собственности или за право продажи ее иностранным компаниям?
За рубежом давно уже не практикуется игра с продажей собственности, поскольку там давно убедились, что во всех странах это приводит к реальному ущемлению политической независимости и нанесению реального ущерба экономической безопасности и заканчивается, как правило, общественно-политическими потрясениями и ликвидацией засилья иностранных компаний в экономике. А в любой стране при любом потрясении пострадает прежде всего простой народ.
Вопрос о том, в чьих руках окажутся природные минерально-сырьевые ресурсы, не говоря уже о предприятиях, перерабатывающих их, является центральным вопросом государственных национальных интересов и экономической безопасности любой страны, которая обладает их большими запасами. И такие страны в обязательном порядке разрабатывают свою сырьевую политику и программу освоения природных ресурсов.
В этом отношении показателен пример США. В 1949 году президент США Г. Трумен создал рабочую комиссию для разработки долгосрочной сырьевой политики США. Главное заключение комиссии состояло в том, чтобы США не разрабатывали свои ресурсы, а ввозили извне, и чтобы были обеспечены надежность источников и устойчивость снабжения страны этими ресурсами. Государство и армия США на протяжении 50 лет обеспечивают решение этой задачи, в частности относительно поступления нефти с Ближнего Востока. В свое время и президент Р. Никсон, и президент Р. Рейган решили проверить правильность данной концепции, и созданные ими рабочие комиссии подтвердили правильность выводов и рекомендаций рабочей комиссии 1949 года.
Но и принимающие страны научились защищать свои интересы и экономическую безопасность тогда, когда им приходится допускать иностранные компании к разработке и добыче своих природных ресурсов; сейчас это касается в основном нефтяных месторождений. И в этой области в мире разработана надежная система механизмов уменьшения рисков от мошенничества инвесторов, от их попыток ускоренно выкачивать ресурсы или неоправданно замедлять их добычу.
То, что контракты о продаже подписываются правительством и их условия скрываются не только от прессы и общественности, но и от других властных структур, дает основание сомневаться в их выгодности и приемлемости для Казахстана, в отсутствии сговора сторон и личной заинтересованности подписавших их людей. Дело в том, что во всем мире нередко всплывают громкие скандалы, связанные с крупными сделками на разработку и использование природных минерально-сырьевых ресурсов иностранными инвесторами, причем это происходит даже в тех странах, где, в отличие от Казахстана, уже действуют жесткие законы, и они строго контролируются.
Возникает вопрос, зачем при взаимовыгодности условий контрактов, честном их заключении скрывать их за «семью печатями», почему бы не предать гласности? Могут сказать, что они содержат коммерческие тайны. Спрашивается, почему данные о стратегических ресурсах страны, условия их продажи иностранцам должны быть для них открытыми, а для нас - секретными, почему скрываются наши секреты от нас же?
Если задуматься, продается общенародное богатство, причем принадлежащее не только нашему поколению, а созданное в период советского строя трудом всего народа. Этот народ много раз видел, как властвующие одни за другими разбазаривали его труды, утверждая, что они все делают для его же блага и при этом давая понять, что народу совсем не обязательно знать, как это делается.
Народ никого не уполномочивал продавать его богатства иностранцам, ибо властные структуры, распоряжающиеся сегодня этим богатством, не избраны народом с предвыборной программой, где содержалась бы продажа природных ресурсов и предприятий, эксплуатирующих их. Ни одним законом страны не закреплено это право, в том числе законом о приватизации. Кроме того, это происходит в обход закона о правительстве, т.к. в нем регламентируется право подписания постановлений и распоряжений, но не контрактов с иностранными фирмами на предмет продажи месторождений и предприятий.
Или другой вопрос: когда продаются заводы - производители меди, алюминия, цинка, свинца и т.д., вместе с ними продаются очень ценные и дефицитные редкие и редкоземельные металлы, цена килограмма которых может в несколько раз превышать цену тонны основной продукции. А если взять нефть, то это не просто деньги и не просто богатство, а большая политика. И это не все. Как-никак, в цветной и черной металлургии, да и в добыче нефти разрабатывались и внедрялись не такие уж отсталые технологии. Не зря за ними охотились и их скупали иностранные компании. И все это продается без рыночной оценки, втайне, за несколько миллионов тенге. С чего бы? Есть информация к размышлению.
Характерен в этом отношении пример с компанией «Трактебель». Так, изучение Комитетом по экономике, финансам и бюджету мажилиса парламента Казахстана и Генеральной прокуратурой республики условий контракта на продажу «Алматыэнерго» бельгийской компании «Трактебель С.А.» показало, что при приватизации предприятия «Алматыэнерго» были допущены многочисленные грубейшие нарушения законов, затрагивающие важные интересы государства, созданы условия для нарушения компанией в процессе своей деятельности законов Республики Казахстан.
В условиях рыночной экономики нет ни жалости, ни бескорыстной помощи, нет друзей, есть только экономические интересы - максимум прибыли, захват источников ресурсов и рынков сбыта, устранение конкурентов. Только собственные экономические интересы движут инвесторами. Ради их удовлетворения они способны применить все способы (хищническое использование природных ресурсов, захват наиболее богатых месторождений, закрытие или снижение объемов отдельных производств, сокращение рабочих мест и т.д.), если законы позволяют. Но у нас
нет законов, ограничивающих и регулирующих деятельность инвесторов в таких вопросах. При таких условиях можно не сомневаться, что они до предела будут развивать эти наши «грязные» отрасли и этим резко ухудшат и без того сложную экологическую ситуацию в республике. Конечно, возможно внедрение новых технологий, если они пришли надолго, и их преждевременный уход из Казахстана нанесет огромный ущерб. Но мы этого не знаем, мы не видели ни контрактов, ни экспертиз независимых экспертов.
Иностранные фирмы не то что у нас, а у себя, находясь даже под регулирующим воздействием хорошо отработанной правовой базы рыночной экономики, не очень доверяют своим партнерам, строго следят друг за другом, контролируют друг друга. Это не потому, что они плохие фирмы или жулики, а потому, что таковы законы рынка, таковы его требования и условия.
Если они лучшие управленцы, чем наши, и пришли в Казахстан только чтобы помочь ему, если наши предприятия базовых отраслей такие плохие, почему бы им не покупать машиностроительные предприятия, предприятия легкой и пищевой промышленности и других отраслей, не инвестировать их? Конечно, все это не так.
Понятна удовлетворенность менеджеров и рабочих по поводу своевременной выдачи заработной платы, причем намного выше среднереспубликанского уровня. Их не в чем упрекнуть. Это вытекает из их роли и места в системе производственных отношений. Есть собственник, есть менеджер, есть рабочие. Интересы рабочих в данный момент - хорошо заработать и своевременно получить заработанные деньги. Менеджер стремится, чтобы его нынешнее благополучное положение было стабильным и длительным. А собственник хочет постоянно умножать свой капитал. Поэтому не совсем понятно, почему власть, по сути собственник, продает собственность, рассуждая, как менеджеры и рабочие?
Не будем гадать о криминальности или некриминальности сделок, попробуем исходить лишь из чисто экономического аспекта. С этой точки зрения продажа выглядит так: продали госпредприятие - нет проблем для правительства. Тем более если продавать своим, то еще придумывают «постприватизационную поддержку», а если продаем иностранцам, то нет никаких забот. Поэтому правительство всех убеждает, что нет другого выхода, как продать предприятия иностранцам. А на самом деле в экономике существует бесчисленное множество путей решения проблемы. Управлять страной, управлять экономикой - это уметь видеть такие пути и выбирать из них наилучшие. Это неимоверно сложный процесс. Не всегда и не во всех странах быстро находят нужные решения. Не зря говорят, что управление - это искусство. В этом и заключается трудность управления экономикой, трудность формирования правительства.
Продать - это очень просто. Но это не означает, что простое решение - верное решение. Оно лишь подмена неумения или нежелания решать насущные проблемы экономики, какими бы сложными они ни были. Как показано выше, продажа собственности породила множество других, еще более серьезных проблем.
Если бы предприятия оставались отечественными, то собственность просто перемещалась бы внутри страны и огромные валютные средства от экспорта возвращались бы в страну, служили бы источником инвестирования развития других отраслей отечественной экономики. Только в 1996 году валютная выручка от экспорта составила 6720,9 млн долларов США. А теперь собственность практически перемещается за пределы страны, прибыль остается за рубежом, Казахстан лишается этих инвестиционных ресурсов. Причем прибыль большая, т.к. иностранные компании используют в Казахстане дешевую рабочую силу, многие не платят налоги, применяют выгодные ценовые комбинации. Имеются факты о невыполнении ими взятых обязательств, такие как непогашение долгов смежникам, неинвестирование производства, сокращение рабочих мест и др. Это разве не прямой ущерб экономической безопасности страны? Раньше мы могли рассматривать стратегически важные базовые отрасли как приоритетные точки роста, т.к. их развитие повлекло бы за собой и другие отрасли. Теперь они таковыми быть не могут.
Никто не против привлечения иностранных инвестиций, но, во-первых, в любой стране есть отрасли, где присутствие иностранных компаний недопустимо. Это главным образом стратегически важные отрасли. В современном мире эти отрасли не продаются. Кстати, в России готовится законопроект, по которому привлечение иностранных инвестиций в стратегические сферы не будет допускаться, а в ряде других сфер их допуск будет ограничен. Это, как правило, финансовый сектор. В КНР существуют списки, где указано, в какие сферы могут вложить свой капитал иностранные инвесторы. Во-вторых, выбираются выгодные формы привлечения иностранных инвестиций. К ним относятся: раздел продукции, создание СП, размещение и покупка акций, лизинг, приобретение или строительство новых предприятий обрабатывающей промышленности. Никто не против строительства электростанции в Актюбинской области, сделки с «Шевроном» на условиях раздела продукции, на базе которой действует СП «Тенгизшевройл», продажи Ал-матинской табачной фабрики. Можно было бы приветствовать засилье иностранных инвесторов в обрабатывающей промышленности Казахстана. Можно открыть двери иностранному присутствию во всех базовых отраслях, но с условием сохранения доминанты в них казахстанской стороны, т.е. сохранения за ней контрольного пакета акций, что является защитным механизмом для экономической безопасности страны.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85