- она была доведена до 8,6% ВВП. Дело в том, что для роста экономики нужны деньги, которые будут обслуживать этот рост, без денег экономика не растет и не развивается. Поэтому в восточно-европейских странах уровень монетизации доходит до 70%, в Польше - до 30-40%, а в развитых странах - до 60-100%.
Чтобы добиться экономического роста, а это невозможно при 7-процентной инфляции, мы должны были бы пойти на новый виток эмиссии денег либо добиваться притока иностранного капитала в достаточном объеме. На первый способ идти нельзя, поскольку он подхлестнет новую волну инфляции, а второй пока остается крайне ограниченным.
Но тут снова помогает наше «несчастье» — финансовый кризис, точнее, его последствие-девальвация тенге на 61%, что вынуждает НБК эмиссировать дополнительные деньги. Но и этоне все. Случилось так, что в это же время резко пошли вверх цены на нефть. С одной стороны,это позволяло эмиссировать деньги на покупку нефтедолларов, а с другой - расти экономике засчет экспорта нефти и других сырьевых товаров, тем самым повысить спрос на деньги и одномоментно поглотить эмиссированные деньги. В результате резко снижалась опасность роста инфляционного давления на экономику за счет эмиссии денег.
Таким образом, в 1999 году Казахстан получил двойной эффект. За год денежная масса увеличилась на 84% против сокращения в 1998 году на 15%. Однако такой рост денежной массы теперь оказался нестрашным, поскольку она в значительной мере, хотя и не полностью, поглощалась ростом экономики высокими темпами, начиная с 2000 года, не позволяя инфляции набрать опасный долговременный поворот. А то, что она в 2000 году выросла на 13,2%, что тоже немало, было результатом того, что эмиссированный в 1999 году объем денежной массы тогда далеко не полностью впитывался ростом экономики из-за небольшого его размера (102,7%) и незначительным ростом реального спроса на деньги, и он с полугодовым лагом отразился на инфляции 2000 года. Теперь поднялся уровень монетизации экономики - с 8,6 до 13,6, сами собой стали решаться проблемы бюджета, неплатежей, денежных суррогатов. Объем ВВП увеличился в 1999 году на 2,7%, промышленного производства - на 2,2%. Снижение скорости денежного обращения с 11,7 до 7,4, на 4,3 единицы, свидетельствовало о значительном росте спроса на деньги. Поэтому увеличение объема денежной массы решительно не вызывало объективного всплеска инфляции, она выросла только на 1,2 процентного пункта и составила 8,3%. Это не столь высокая цена за значительную девальвацию тенге и полученную возможность повышать уровень монетизации экономики, без которой рост ВВП был бы невозможен.
Возникает важный как в теоретическом, так и в практическом плане вопрос: а что было бы с ростом экономики при уровне монетизации экономики 8,6%, если бы не произошли кризис и резкий скачок мировых цен на нефть?
Я задал себе этот вопрос еще в 1994 году, когда мы много раз обсуждали необходимость доведения инфляции до однозначного числа с помощью жесткой денежно-кредитной политики, которая создаст условия для роста экономики, и ставили эту цель в каждой программе правительства. Как может расти экономика, если уровень монетизации будет доведен до крайне низкой отметки? Тем более что уже в те годы лавинообразно росли неплатежи, а попытка правительства в феврале-марте 1994 года решить эту проблему с помощью взаимозачета провалилась.
На почве денежного «голода», созданного жестким сжатием денежной массы, произойдет не только снижение инфляции до однозначного числа, но и глубокий спад производства. Тогда выкарабкаться из этой ямы будет крайне сложно и восстановление продлится дольше, хотя, возможно, начнется раньше, т.к. эмиссировать деньги придется малыми порциями, чтобы не вызвать нового всплеска инфляции. Ведь переходная экономика очень чувствительна к инфляционным факторам, и создать для нее солидный инфляционный навес за короткий промежуток времени будет не совсем сложно.
Поэтому мне казалось, что пренебрегать реальным сектором экономики и не уделять ему достаточного внимания, увлекаясь только мыслями о быстром подавлении инфляции, нельзя. Мы можем упустить время, когда вместо возможного роста экономики продолжается спад.
Речь не идет об отказе от борьбы с инфляцией и от монетарных инструментов. Я всегда стоял на позиции приоритетности макроэкономической стабилизации и монетарной теории1 Есентугелов А. Рыночная экономика - выбор Казахстана. Алматы: К,аржы-каражат, 1995.. Вопрос был в том, чтобы сочетать на каком-то этапе борьбы с инфляцией макроэкономическую стабилизацию с оживлением производства, чтобы «снижая инфляцию, растить экономику».
Динамика валовою внутреннего продукта.
% к предыдущему году, изменение индекса потребительских цен
в среднем за год и динамика денежной массы (М2)
Страна |
Показатель |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Польша |
ВВП Инфляция Денежная масса: ВВП |
93,3 60,0 |
103,0 44,0 35.2 |
104,0 38,0 35,9 |
106,0 29,0 36,7 |
107,0 22,0 36,1 |
106,8 19,9 38,6 |
106,8 14,9 40,3 |
104,8 11.6 40,4 |
104.1 7.3 43.7 |
104.1 10,4 42,2 |
Чехия |
ВВП Инфляция Денежная масса: ВВП |
86,0 52,0 |
94.0 13,0 69,8 |
99,0 18,0 70,6 |
103,0 10,0 73,6 |
105,0 8.0 75,3 |
104,3 8,8 70,6 |
99,2 8,5 72,5 |
98,8 0,7 69,6 |
99,8 2.1 72,8 |
102,9 3,9 74,5 |
Словакия |
ВВП Инфляция Денежная масса: ВВП |
85,0 58,0 |
94,0 9,0 64,3 |
96,0 25,0 64,8 |
105,9 12,0 64,4 |
106.7 7,0 65,4 |
106.2 5,8 68,7 |
106,2 6,1 66,2 |
104,1 6,7 62,1 |
101,9 10,6 64,6 |
102,2 12,0 69,0 |
Венгрия |
ВВП Инфляция Денежная масса: ВВП |
88,0 262,0 |
37,0 22,0 59,2 |
99,0 21,0 56,8 |
103,0 21,0 52,2 |
101,5 28.0 41,9 |
101,3 23,5 48,1 |
104,6 18,3 46,5 |
104,9 14,2 45,5 |
10,0 46,6 |
9,8 45.3 |
Латвия |
ВВП Инфляция Денежная масса: ВВП |
92,0 32,0 |
65,0 958,0 |
85,0 35,0 |
102,0 26,0 |
99,2 23,0 |
103,3 17,6 |
108,6 8,4 |
103,6 4,7 |
101,1 2,4 |
106,6 2,7 |
Литва |
ВВП Инфляция Денежная масса: ВВП |
87.0 345,0 |
62,0 1175 |
76,0 1187 |
102.0 45,0 |
104,8 36,0 |
104,7 24.6 |
107,3 8,9 |
105,1 5,1 |
95,8 0,8 |
103,7 0,9 |
Эстония |
ВВП Инфляция Денежная масса: ВВП |
89,0 304,0 |
86.0 954,0 |
93,0 36,0 |
97,0 42,0 |
104,3 29.0 |
103,9 23,1 |
110,6 10,6 |
104.0 8,2 |
99,5 3.3 |
106,4 4.0 |
Россия |
ВВП Инфляция Денежная масса: ВВП |
95,3 144,0 |
86,2 1526,0 35,4 |
92,8 874,6 19,0 |
89,1 307,6 16,0 |
96,0 197,5 15,5 |
96,4 47,7 14,4 |
101,4 14,8 16,0 |
94,7 27,7 17,0 |
106,4 85,7 14,6 |
110,0 20,8 15.7 |
Украина |
ВВП Инфляция Денежная масса: ВВП |
88.4 91,2 |
863 1209,7 |
75,8 4734,9 33,6 |
77,0 891,2 26,5 |
88.2 376,7 12,7 |
90,0 80,3 11,5 |
97,0 15.9 13,4 |
98,1 10,6 15,3 |
99,8 22,7 16,9 |
105,9 28,2 18,9 |
Казахстан |
ВВП Инфляция Денежная масса ВВП |
88,2 91,0 |
87,0 1381 42,9 |
87,1 1662,0 27,9 |
75,4 1879,0 13,1 |
91,8 176,2 11,4 |
100,5 39,2 9,5 |
101.7 17,4 10.3 |
98,1 7,1 8,6 |
102,7 8,3 12,6 |
109,8 13,2 15,3 |
|
ВВП Инфляция Денежная масса: ВВП |
93,3 60,0 |
103,0 44,0 35,2 |
104,0 38,0 35,9 |
106,0 29,0 36,7 |
107,0 22,0 36,1 |
106,8 19,9 38,6 |
106.8 14,9 40,3 |
104.8 11,6 40,4 |
104,1 7,3 43,7 |
104,1 10,4 42,2 |
Армения |
ВВП Инфляция Денежная масса: ВВП |
86,0 52,0 |
94,0 13,0 69,8 |
99,0 18,0 70,6 |
103,0 10,0 73,6 |
105,0 8,0 75, 3 |
104,3 8,8 70, 6 |
99,2 8.5 72.5 |
98,8 0,7 69.6 |
99,8 2,1 72,8 |
102,9 3,9 74,5 |
Грузия |
ВВП Инфляция Денежная масса: ВВП |
85,0 58,0 |
94,0 9,0 64,3 |
96 25,0 64,8 |
105,9 12,0 64,4 |
106,7 7,0 65,4 |
106.2 5,8 68,7 |
106,2 6,1 66,2 |
104,1 6,7 62.1 |
101,9 10,6 64.6 |
102,2 12,0 69,0 |
Белоруссия |
ВВП Инфляция Денежная масса: ВВП |
88,0 32,0 |
37,0 22,0 59,2 |
99,0 21,0 56,2 |
103,0 21,0 52,2 |
101,5 28,0 41,9 |
101,3 23,5 48,1 |
104,6 18,3 46,5 |
104,9 14,2 45,5 |
10,0 46,6 |
9,8 45,3 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85