Переходный период и теоретическая основа макроэкономической стабилизации в Казахстане

Реализация этих целей и задач модернизационного этапа развития экономики должна быть подчинена достижению конечной, а потому более важной цели страны на ближайшие 15-20 лет - стратегической: ускоренное преодоление сложившегося отставания в социально-экономиче­ском развитии от уровня хотя бы среднеразвитых стран Европы. Выбор такой амбициозной стра­тегической цели вытекает не из чьих-то субъективных желаний или популистских устремлений, а из жизненной необходимости - достигнуть, обладая обилием природных ресурсов и неплохим стартовым человеческим капиталом, достойного уровня жизни и стать полноправным членом цивилизованного мирового сообщества. Достижение этой цели нашей стране вполне по плечу, что она не раз доказывала и в сложный советский период, и в еще более сложный и ответствен­ный период постсоветского становления и перехода к рыночной экономике, когда Казахстан од­ним из первых среди стран СНГ, менее болезненно преодолев переходный период, создал важные институциональные предпосылки для посттрансформационного экономического роста высоки­ми темпами.

Решать очередные поставленные задачи будет не менее сложно, чем те, которые страна ре­шала в переходном периоде. Интеллектуальная элита должна отдавать себе отчет в том, что ре­шать стратегические задачи придется в режиме догоняющего развития. Это значит, что, во-пер­вых, темп роста казахстанской экономики должен значительно опережать темп роста экономики среднеразвитых стран Европы; во-вторых, - и это главное, - потребуется не просто модернизация экономики, а модернизационный прорыв. Причем если прорыв будет лишь в определенных сек­торах, какими бы значимыми они ни были для экономики, а в остальных - нет или, что еще хуже, прорыв произойдет за их счет, то страна не достигнет своей стратегической цели. Нужна систем­ная прорывная модернизация. Это не значит, что все секторы, а тем более все отрасли должны быть прорывными.

Если эти два условия для достижения стратегической цели не будут выполняться, то пока мы будем продвигаться, хромая то на одну, то на другую ногу, эти страны уйдут далеко вперед. В этом заключается вызов, или особенность догоняющего развития.

Решение модернизационных задач и достижение намеченных стратегических и общих це­левых параметров экономики резко усложняется в силу особенностей догоняющего развития в условиях постиндустриализации, механизм которой радикальным образом отличается от реше­ния подобных проблем в условиях индустриальной эпохи.

Суть специфики постиндустриальной экономики сводится к следующему:

•    резко ускоряется технический прогресс, и под его влиянием возрастает динамизм высоких технологий;

•    сильно возрастает многообразие, безгранично растут и индивидуализируются потребности;

•    одновременно расширяются возможности удовлетворения динамично меняющихся потребностей;

•    повышаются гибкость и мобильность производственных процессов.

Такие специфические черты постиндустриального развития экономики предполагают:

•    либерализацию и дерегулирование экономики;

•    открытость экономики;

•    приоритетное вложение капитала в человеческое развитие, обеспечение постиндустриальной экономики высококвалифицированными кадрами;

•    либерализацию межстранового обмена товарами, услугами и капиталом, интернационализацию межстрановых экономических связей, развитие международной конкуренции.

Все это существенным образом усиливает неопределенность в экономике, ее развитие становится неустойчивым и плохо прогнозируемым. Поэтому если в условиях индустриальной экономики удавалось обеспечить успешное ее развитие за счет выбора без особого труда при­оритетных направлений и концентрации на них основных ресурсов, то теперь это неприемлемо.

На этом пути нас на каждом шагу могут подстерегать большие риски, так что цена ошибок будет чрезмерно высокой, расплата не заставит себя долго ждать, она произойдет немедленно и по-крупному.

К тому же феномен догоняющего развития создаст дополнительные трудности и риски в выборе пути развития казахстанской экономики. Этот феномен, с одной стороны, как уже отмеча­лось, будет вынуждать поддерживать высокий темп экономического роста, достаточный, чтобы опережать темп роста европейских стран, а с другой - будет создавать опасность тем, что пока в стране будут осуществляться крупные меры по освоению новых технологий и новых видов высокотехнологичной продукции, остальные развитые страны могут совершить новый техноло­гический рывок и уйти далеко вперед. Если так случится, то Казахстан, как страна догоняющего развития, вполне возможно, так и останется за пределами «клуба конвергенции», т.е. на обочине мирового сообщества.

Такая опасность в Казахстане велика. Имея сильно изношенную материально-техническую базу несырьевого сектора, донельзя расстроенный за годы реформ научно-технический кадровый потенциал, морально устаревшие производства с неадаптированной к рыночному способу хозяй­ствования структурой и высокий уровень затрат труда, Казахстан может оказаться неспособным конкурировать в трудоемких отраслях со своим соседом, обладающим супервозможностями, -КНР, а по наукоемким отраслям - со странами Запада и с другим соседом, обладающим больши­ми научно-техническими возможностями, - Россией. Как выйти из этой ловушки? На этот вопрос думающие и не подверженные популизму или пресловутой надежде на авось казахстанцы будут мучительно искать ответ не один год.

Мы не можем не считаться с неоспоримой реальностью, сложившейся на современном ми­ровом рынке: здесь ныне ни по одной группе товаров нет свободной ниши, которую мы могли бы занять, для этого было бы достаточно только опередить своих потенциальных конкурентов. Ка­захстан может выйти в любой сегмент мирового рынка, лишь вытесняя конкурентов, предлагая товары более высокого качества и по более низкой цене, чем их аналоги на мировом рынке. А эта задача для Казахстана не просто сложная, а архисложная, по крайней мере в течение нескольких лет. Пока единственный выход - это привлечение известных иностранных компаний с их высо­кими технологиями и создание с ними совместных предприятий на территории Казахстана. Но и здесь шансы Казахстана невелики. Пока сырьевой сектор остается высокодоходным и при­влекательным для иностранных инвесторов, привлечь их в низкодоходный несырьевой сектор, в частности в сектор обрабатывающей промышленности, будет крайне проблематично. Но и это не все.

Казахстан в конкурентной борьбе за привлечение иностранных инвестиций в обрабатыва­ющий сектор остается накрепко зажатым с двух сторон - с одной стороны КНР, а с другой - Рос­сией. У обоих соседей суперрынки, кроме того, у КНР есть основное преимущество - дешевая рабочая сила, а у России - огромные разнообразные ресурсы и перспективный крупный научно-технический потенциал. Иностранным инвесторам вкладывать свой капитал в эти страны гораз-

до выгоднее, чем в Казахстан с его «узким» внутренним рынком, не имеющим прямого выхода к морям, с его огромной территорией с непривлекательными климатическими условиями, с низкой плотностью населения и с напряженной экологической обстановкой. Прямо надо сказать: пер­спективы не из многообещающих.

Обилие природных ресурсов и аномально высокий рост цен на мировом рынке на сырьевые товары, экспортируемые Казахстаном, - еще один мощный фактор, вызывающий неустойчивость развития его экономики и большие риски при выборе решений относительно путей и механизмов этого развития. Приток в большом объеме избыточных нефтедоходов оказывает мощное инфля­ционное давление на экономику и может стать фактором, порождающим синдром «голландской болезни», который, вызывая повышение реального курса национальной валюты, снижает конку­рентоспособность трудоемких отраслей экономики, а действия НБК по сдерживанию укрепле­ния реального обменного курса тенге подхлестывают инфляцию. Мы сегодня сталкиваемся не с ожидаемой, а с уже наступившей угрозой макроэкономической дестабилизации: вот уже четвер­тый год подряд нам не удается удержать инфляцию на запланированном уровне. За последние три года реальный обменный курс тенге возрос на 30,6%. В истекшем году баланс по текущему счету стал отрицательным на 485,7 млн долларов.

Насколько высокая доходность сырьевого сектора притягивает инвестиции в этот сектор, настолько же и дестимулирует инвестирование несырьевого сектора, особенно обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства. Тем самым подрывается стимул к диверсификации эко­номики, сдерживаются необходимые структурные изменения.

Одновременно наблюдается ослабление интереса власти к углублению уже начатых и про­ведению новых структурных и институциональных реформ, без которых невозможно привлечь инвестиции в обрабатывающую промышленность и достичь длительного устойчивого экономиче­ского роста. Более того, при огромном притоке избыточных нефтедоходов теряется чувство меры и необходимая в такой ситуации осторожность в расходовании государственных средств, верх над бережливостью берет расточительство, бюджетный популизм и протекционизм становятся императивом экономической политики государства, бюджетная дисциплина и ответственность преданы забвению, «неотложные» отраслевые и социально-региональные проблемы растут, как снежный ком, возрастает интерес ко все более амбициозным долговременным инвестиционным проектам. Отсутствие частных инвестиций и инициатив с лихвой восполняется чрезмерной ак­тивностью государства и государственными инвестициями.

Если раньше все громче звучали призывы «не надо копить - надо тратить», то теперь зву­чит «хватит копить - пора тратить», имея в виду средства НФ РК. И, в конце концов, эти при­зывы оказываются услышанными властью, ведь тратить чужие средства всегда приятнее, чем их копить. В результате страна получает неконтролируемые растущие бюджетные расходы, а, как известно, где растут бюджетные расходы, там процветает коррупция. Итогом всей этой шумихи и кампанейщины снова оказывается макроэкономическая дестабилизация, за которой последует потеря интереса к развитию экономики.

Сложности ситуации постиндустриальной экономики с догоняющим развитием на этом не кончаются. Обилие природных ресурсов, особенно нефти, сделало Казахстан привлекательным для вложения в его экономику международного капитала, правда, пока это касается только его сырьевого сектора. Это усилило интернационализацию казахстанской экономики, развитие инте­грации казахстанского капитала в мировую экономическую систему. Это сегодня стало причиной противоречивых ситуаций в экономике Казахстана. С одной стороны, в республике повсюду ощу­щается катастрофическая нехватка частных инвестиций для диверсификации экономики и обе­спечения ее устойчивого роста, но в то же время активизируется инвестиционная деятельность казахстанских банков за рубежом, что является важным признаком зрелости банковской системы страны. С другой стороны, стремительно растет внешнее заимствование банками и компаниями реального сектора экономики, что вроде бы позволяет удешевить инвестиционное кредитование экономики и способствует ее развитию. Но в то же время подхлестывает инфляцию и удорожает тенге.

Еще одна проблема. Страна остро нуждается в качественных и дешевых импортных товарах: в инвестиционных - для создания высокотехнологичных конкурентоспособных производств, по­требительских - для удовлетворения потребностей малообеспеченной части населения, а также для развития конкуренции в экономике, что очень важно для улучшения качества и снижения цен казахстанских товаров. Одновременно это ущемляет интересы отечественных товаропроизводи­телей, ведет к сокращению отечественного производства и росту безработицы.

Укрепление курса тенге позитивно сказывается на росте реальных доходов населения, при­влечении иностранных инвестиций, но снижает конкурентоспособность готовой продукции и сокращает объем экспорта и ВВП. Удешевление тенге, наоборот, вызывает рост экспорта и ВВП, но снижает реальные доходы населения, не содействует увеличению иностранных инвестиций в несырьевой сектор и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты