Когда они лишатся опеки правительства с помощью МБО, у них не останется иного выхода. А это означает, что нынешние старые предприятия традиционных отраслей обрабатывающего сектора станут эффективными, а значит, будет расти производство и появятся рабочие места, которые будут привлекательными, в стране возрастет занятость, увеличатся доходы предприятий и населения, усилится инвестиционная деятельность предприятий, расширится налоговая база, что приведет к более высокому уровню доходов государства, будет осуществляться социальная защита населения.
При росте безработицы на начальном этапе перехода к ЖБО можно будет выдавать безработным, появившимся из-за ликвидации предприятий, в течение года, например, приличные пособия по безработице за счет отмененных МБО. Это обойдется государству, стране намного дешевле, чем опекать, как младенцев, старые предприятия и практически содержать их на гособеспечении, мириться с непроизводительной тратой огромных ресурсов страны.
И это не все. Дело в том, что переход к ЖБО будет иметь непосредственным следствием устранение главных факторов, вызывающих рост инфляции и способствующих укреплению курса тенге, начнется резкое улучшение макроэкономической ситуации в стране. А ведь макроэкономическая стабильность, сбалансированный бюджет, низкая инфляция и устойчивая национальная валюта должны рассматриваться как социальные факторы, гарантирующие свободу личности, права собственности и перспективу деловой активности. Как утверждает Е. Ясин, именно этот смысл Л. Эрхард вкладывал в слово «социальная» в модели социальной рыночной экономики.
Таким образом, нетрудно заметить, что политика ЖБО не будет иметь тяжелых социальных последствий, какими власти пугают товаропроизводителей, наоборот, они оздоровят экономику и создадут благоприятные условия для социального развития населения. Социальные последствия, которые неизбежно будут в начальный период перехода к ЖБО, будут носить скорее психологический, а не материальный характер.
В итоге мы видим, что ЖБО ведет к макроэкономической стабилизации, от которой сильно зависят как структурные преобразования и повышение конкурентоспособности экономики, так и социальная защита населения, рост уровня жизни. Следовательно, переход к ЖБО, по Й. Шум-
петеру, означает созидательное разрушение, без которого Казахстану ни диверсифицировать, ни поднять конкурентоспособность экономики. Чем скорее мы это поймем, тем быстрее решим проблемы социально-экономического развития страны.
§ 4. Макроэкономическая стабилизация нуждается в комплексе монетарных и немонетарных мер
Как показал анализ, макроэкономическая стабилизация снова становится наиболее приоритетной проблемой устойчивого экономического роста в Казахстане. Было показано, насколько тесно она связана как с модернизацией экономики, так и с более качественной социальной защитой населения. Тем более важна сейчас проблема макроэкономической стабилизации, что над ней нависает серьезная угроза, усиливается вероятность резкого скачка инфляции и потери устойчивости тенге, обусловленная сильным воздействием на экономику Казахстана аномально высоких мировых цен на нефть и ведением в последние годы правительством и НБК недостаточно ответственной экономической политики, если не сказать - популистской, приведшей к смене модели экономики: переход от либерально-ориентированной модели к ярко дирижистско-ориентированной. Об этом свидетельствуют: усиленное перераспределение валового внутреннего продукта в пользу государства; концентрация больших финансовых ресурсов в бюджете и наращивание по разным каналам объема государственного инвестирования производственных отраслей экономики, особенно топливно-энергетического комплекса и сельского хозяйства, жилищного строительства, ипотечного кредитования и недвижимости, увеличение расходов на оборону и поддержку общественного порядка и безопасности; взятие курса на государственную «холдингизацию» экономики, раздачу неэффективно работающим компаниям и объявленным приоритетными отраслям широкого набора кредитных и инвестиционных, налоговых и ценовых льгот и явных и скрытых субсидий, принятие мер, нарушающих право собственности и негативно влияющих на деятельность компаний-экспортеров сырьевого сектора; мягкую денежно-кредитную политику и др.
Денежные власти перестали адекватно оценивать возможные последствия для экономики Казахстана проводимой ими экономической политики и изменения конъюнктуры мирового рынка, у них вошло в привычку отрицание явных угроз «перегрева» экономики, «голландской болезни», роста инфляции, потери конкурентоспособности отечественных товаров. Информация и оценки об этих угрозах со стороны воспринимались нервозно, как посягательство на профессиональную честь, как попытки поставить под сомнение их компетентность; они разуверились в своей непогрешимости. Потеряна глубокая системная прогнозно-аналитическая работа на высоком профессиональном уровне, они ограничивались поверхностными оценками ситуации на основе частных факторов.
Только третий год подряд неумение удержать растущую инфляцию в пределах рамок, заявленных в планах и бюджете, и угрожающее укрепление реального обменного курса тенге, систематическое заметное расхождение в течение трех лет между заявленными и фактическими макроэкономическими параметрами слегка потревожили денежные власти страны только во второй половине 2005 года.
Однако денежно-кредитные меры, предпринятые НБК и АФН, были недостаточно жесткими и запоздалыми. Повышение ставки рефинансирования на один процент практически не оказало заметного влияния ни на инфляцию, ни на экономику в целом. Этот инструмент остается в руках НБК пока малодейственным, а потому и малопригодным для регулирования одновременно и роста экономики, и инфляции, и обменного курса, и безработицы, и процентных ставок за кредиты, в отличие от учетной ставки, ставки рефинансирования в руках центральных банков развитых стран.
Что касается сжатия денежной массы, то оно было далеко не достаточным, рост ее объема только слегка замедлился, он оставался очень высоким - 125%. Даже верные и эффективные денежно-кредитные меры, принятые не вовремя, не могут улучшить ситуации. А недостаточно эффективные меры не могут заметно повлиять в этом и в следующем годах на макроэкономические параметры. Если даже в этом году будут приняты жесткие меры, они сегодняшнего положения не изменят, поскольку изменение денежно-кредитных параметров не может действенно сказаться на инфляции в краткосрочном периоде, т.е. менее чем за двенадцать-пятнадцать месяцев. Такова закономерность, выявленная крупными учеными-экономистами из мировой практики и обоснованная монетарной теорией.
Боюсь, что инфляция будет расти до двузначного числа.
Монетарные меры:
• незамедлительно взять под постоянный, строгий контроль динамику денежной массы и наличных денег в обращении, существенно снизить их уровень так, чтобы к концу среднесрочного периода ежегодный рост денежной массы не превышал 10-12%. Это позволит резко снизить объем массы денег и способствует устранению возникшей диспропорции между ростомденежной массы, с одной стороны, и ростом номинального объема ВВП и внутренних цен, с другой. Это выбьет почву из-под ног роста инфляции. Следует активно использовать операции на открытом рынке ценных бумаг как наиболее эффективный инструмент ограничения денежной массы; обеспечить рост денежной массы только постоянными темпами, не допуская каких-либо заметных скачков в темпах ее роста;
• проанализировать причины слабого действия ставки рефинансирования на макроэкономические параметры, особенно на инфляцию и процентные ставки коммерческих банков, выработать меры по повышению ее эффективности;
• повысить уровень и эффективность пруденциальных требований к БВУ;
• минимизировать поступления нефтедоходов на внутренний рынок, законодательно ужесточить размер трансферта в бюджет из НФ РК, вынуждая правительство на сокращение ненефтяного бюджетного дефицита; сумма трансферта не должна превышать 73 части нефтедохода государства;
• поощрять вывоз БВУ финансового капитала для инвестирования в экономику других стран и не допускать принятия административных мер в отношении заимствования БВУ на внешнем рынке.
Немонетарные меры:
• ограничить государственный бюджет пороговой величиной 20-21% ВВП;
• не допускать ненефтяной дефицит бюджета выше 3-3,5% ВВП;
• избавить бюджет от несвойственной государству функции - инвестирования развития торгуемых отраслей экономики;
• отказаться от практики ежегодного пересмотра «цены отсечения» нефти в зависимости от уровня роста мировых цен на нефть;
• отказаться от выделения приоритетных отраслей с предоставлением им налоговых и кредитных льгот и преференций;
• отказаться от создания СЭЗ внутри страны, создавать их только в анклавах с целью содействия экспорту готовой высокотехнологичной продукции и развития приграничной межгосударственной торговли (как зоны свободной торговли);
• отменить индивидуальные налоговые льготы, кроме тех, которые установлены по контрактам с иностранными компаниями, а также явные субсидии, предоставляемые отраслям (кроме сельского хозяйства), скрытые субсидии и нерыночным секторам экономики, или сделать их открытыми;
• установить единые необременительные ставки налогообложения для всех хозяйствующих субъектов несырьевого сектора, специальный плоский низкий налог для малого бизнеса;
• усилить контроль за неукоснительным исполнением Закона «О банкротстве»;
• ввести бухгалтерский учет и отчетность, соответствующие мировым стандартам, обеспечить прозрачность финансовой деятельности компаний;
• определить и регламентировать законом ежегодное эффективное использование части средств НФК исключительно в долговременных национальных интересах страны и без вреда для экономики;
• улучшить инвестиционный и деловой климат путем либерализации и дебюрократизации экономики, защиты прав собственности, усилением борьбы с проявлениями монополизма, диктовки доминирующих на рынке компаний, снятия всяких административных барьеров и количественных ограничений в целях развития конкуренции, в том числе на финансовом рынке.
Вполне возможно, что не сразу будут вводиться ЖБО, было бы ошибочно рассчитывать на быстрый отказ от принятых МБО, порождающих иждивенчество, беззаботную жизнь для слабых и бесперспективных предприятий. Трудно придется этим предприятиям адаптироваться к новым, исключительно рыночным условиям. Но другого выхода для них нет. Мы уже побывали в нерыночных условиях 70+15 лет, тоже безрезультатно. Наоборот, опыт перехода к ЖБО Польши, Венгрии, Чехии и других стран Центральной и Восточной Европы показал, что как бы трудно ни было адаптироваться к ЖБО, но можно и нужно, если хотим развиваться, а не пребывать вечно в «застое». Нельзя делать ничего, что будет способствовать сохранению неконкурентных отраслей и секторов экономики.
Глава XI. Новый этап развития казахстанской экономики и ее новые проблемы
§ 1. Казахстан: рост или развитие экономики?
Ни для кого не секрет, что, несмотря на быстрый рост экономики, достигнутый за последние годы, каких-либо заметных структурных сдвигов в ней еще не произошло. Значит, перед страной стоит главная задача второго этапа посткоммунистической трансформации - не просто закрепить блестящие результаты роста казахстанской экономики, но и обеспечить долговременные, устойчиво высокие темпы экономического роста. Это на новом этапе развития мирового экономического прогресса не менее, если не более сложная задача, чем те, которые страна решала за прошедшие десять лет.
Дж. Кейнс писал, что «то благо, которое несет с собой первый импульс к подъему, как таковое является наиболее значимым и одновременно наиболее опасным фактором в дальнейшем движении. Чтобы закрепить это благо, недостаточно просто поддерживать достигнутое, нужен дальнейший подъем». Первый импульс в Казахстане уже есть, а вот с дальнейшим подъемом могут быть серьезные проблемы. По крайней мере, требуются безошибочная экономическая политика, большие средства и усилия, потому что речь будет идти не просто о количественном росте, если он будет даже высоким, а о принципиально новых качественных изменениях, т.е. о качественно новом типе роста, точнее, типе развития экономики.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85