Страна могла ознакомиться в мае 1992 года только с основными направлениями экономической реформы, которые президент Н. Назарбаев изложил в своей статье «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства». К этим направлениям были отнесены создание в Казахстане социальной рыночной экономики, основанной на сочетании различных форм собственности, планомерное преобразование экономики с фиксированием этапов и соответствующих конкретных задач.
Программа исходила из достижения поставленных целей за 10-15 лет в три этапа: за 1992-1998 годы обеспечивается макроэкономическая стабилизация, нормализуется потребительский рынок и осуществляется приватизация значительной части государственной собственности; за 1998-2005 годы предполагается достичь структурных изменений с целью преодоления сырьевой направленности экономики, развития рынков товаров, капитала и труда; за последующие 5-7 лет - войти в число новых индустриальных стран на основе ускоренного развития экономики открытого типа.
Однако все эти цели и задачи реформ до мая 1993 года не были трансформированы в конкретную программу в рублевой зоне, страна приняла «правила игры», заданные правительством России, и в течение двух лет следовала за всеми зигзагами ее экономики. Самостоятельность республики в экономической политике проявлялась только в частных вопросах. Со стороны правительства и Нацбанка не было синхронных и гибких решительных и последовательных действий, адекватных меняющимся условиям, не было предсказуемости в их работе. Между тем намеченные цели - снижение и стабилизация одновременно и уровня инфляции, и спада производства - были труднореализуемы, по крайней мере требовались повседневная ювелирная работа всех ветвей и звеньев власти, компетентность и решительность их руководителей, их действия как единой команды. К сожалению, всего этого не было. Не было этого и во властных структурах Российской Федерации, от денежно-кредитной политики которой зависел успех макроэкономической стабилизации и в Казахстане.
Однако и в России в 1992 году ужесточение денежно-кредитной политики удалось осуществлять только в течение первых двух месяцев1.
Динамика денежной массы М2 и индекса
потребительских цен (ИПЦ) в месяц в России (прирост, % к следующему месяцу)2'
|
1991 |
1992 |
1993 |
|||||||||||||
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
07 |
08 |
09 |
10 |
11 |
12 |
01 |
02 |
03 |
||
М2 |
10,6 |
12,3 |
12,7 |
12,1 |
14,1 |
10,4 |
9,2 |
27,4 |
25,5 |
30,9 |
31,5 |
27,0 |
5,2 |
19,6 |
18,3 |
8,0 |
ИПЦ |
12,1 |
24,3 |
38,0 |
29,9 |
21,7 |
11,9 |
19,1 |
10.6 |
8,6 |
11,5 |
28,0 |
26,1 |
25,2 |
25,8 |
24,6 |
20,2 |
Денежная масса с января по июнь росла медленными темпами, в пределах 9—12,7%, и с марта темпы инфляции стали снижаться, бюджет был фактически сбалансирован, курс рубля к доллару рос. Однако в июне произошло существенное ослабление и кредитно-денежной, и финансовой политики, резко пошли вверх темпы роста денежной массы, что двухмесячным лагом привело к перелому динамики цен3.
'Ясин Е. указывает на ?>-А месяца, а Гайдар - на 5 месяцев.
2Ясин Е. Российская экономика. М., 2003. С. 253.
Гайдар Е. Годы поражений и побед. М.: Вагриус, 1997. С. 223
Такая политика правительства России, проведенная в январе-июне 1992 года, несколько сдержала рост денежной массы и ограничила кредитное влияние на экономику Казахстана в соответствующем периоде. К середине 1992 года появились улучшения в области сбалансированности бюджета. Денежная масса в течение первых четырех месяцев росла в среднем за месяц на 10-14%, а инфляция снизилась с 360% в январе до 10% в мае. Укрепилась позиция рубля: он стал выполнять функции реальных денег. Однако правительство, столкнувшись с резким сокращением объемов производства и ростом размеров задолженностей предприятий, отступило от реализации даже умеренной антиинфляционной политики и вновь прибегло к крупномасштабной денежно-кредитной эмиссии. Ему казалось, что это происходит из-за кризиса ликвидности.
Ослабление денежно-кредитной и финансовой политики сразу же вызвало резкий рывок денежной массы вверх, что, в свою очередь, вновь сильно подхлестнуло инфляцию. Денежная масса увеличилась за год в рублевом выражении в 16,3 раза против 4,5 раза в 1991 году, объем кредитов в экономику возрос в 10,6 раза. Инфляция росла в среднем на 20% в месяц.
Чтобы обуздать инфляцию, правительство Казахстана ничего иного не придумало, кроме как поставить цены на ряд товаров, преимущественно сырьевого характера, под жесткий контроль государства. 14 мая 1992 года вышел указ Президента Республики Казахстан о расширении круга товаров и услуг, реализуемых по фиксированным ценам, который распространялся на топливно-энергетические ресурсы и другие стратегические товары (продукция металлургии, сельского хозяйства), а также социально значимые товары и услуги. Предполагалось, что это будет сдерживать рост цен на продукцию переработки из собственного сырья.
215 стр U/sjHfJiiFftjjftwas, ^лданя* дохгвдженяА мж^эжшямияйгжж. схайшшзащш-, илсхавлештя президентом Н. Назарбаевым, похоже, мало кого заинтересовала. Всех, в том числе и в составе правительства, производственников больше интересовала проблема остановки спада и обеспечение роста производства. При этом первопричину они искали не в коренных изменениях в экономике и растущей инфляции, а в отсутствии инвестирования производства и пополнения оборотных средств предприятий. Отраслевые лоббисты отстаивали необходимость постоянного подпитывания производства крупными кредитными вливаниями. Естественно, источник кредитных ресурсов был один - эмиссия денег НБК. НБК кредитовал предприятия через вновь созданные, в основном государственные, банки второго уровня, дело доходило до того, что он осуществлял даже прямое кредитование. Кредитовало их и правительство как из бюджетных, так и из внебюджетных, заимствованных в том числе за счет кредитов на крупную сумму, предоставляемых ежегодно НБК внешних средств. В 1992 году Верховным Советом Республики Казахстан был принят закон о создании внебюджетного фонда экономических преобразований за счет 5-процентных отчислений предприятий от себестоимости своей продукции, что «не влезало ни в какие ворота». Были созданы и другие фонды, например Дорожный фонд, Инвестиционный фонд.
В условиях обвального спада производства призыв отраслевых лоббистов сохранить промышленную базу страны находил полное понимание в обществе и правительстве производственников. А необходимость эмиссионного, т.е. инфляционного кредитования весенней посевной и осенней уборочной кампании в сельском хозяйстве вообще не вызывала никаких сомнений.
Такая политика денежно-кредитной экспансии за счет денежной эмиссии НБК осуществлялась под влиянием утверждения председателя Центрального банка России В. Геращенко о том, что инфляция вызвана обвальным сокращением объема промышленного производства и поэтому ЦБР должен осуществлять денежную эмиссию для сохранения промышленности страны. Тогда в России и Казахстане был широко распространен кризис ликвидности, или кредитный дефицит. Нарастающий объем взаимных неплатежей предприятий в экономике вроде бы это подтверждал.
Хор противников либерализации цен и макроэкономической стабилизации утверждал, что Казахстан имеет свою специфику, а потому реформы «западного типа» для нас неприемлемы и не дают положительных результатов. Они обвиняли правительство в применении политики, проводимой МВФ и ВБ, что у нас другая структура экономики, нам необходимо оздоровление экономики с ростом производства, что требует кредитной поддержки. Эта линия находила благодатную почву и в обществе, и в самом правительстве, в Верховном Совете и НБК. Дальше началось массовое выколачивание ничем не обеспеченных денег из казны. Мало того, они выдавались под большую отрицательную процентную ставку - примерно под 80% годовых при уровне среднегодовой инфляции, например, 1381% в 1992 году. К этим привилегиям следует добавить, что многие предприятия под разными предлогами, например приоритетность той или иной отрасли, получали большие налоговые льготы. В 1991 году Верховный Совет РК в целях оживления производства принял закон о создании в республике свободных экономических зон (СЭЗ), в котором предусматривались предоставление предприятиям, находившимся в таких зонах, широкого круга налоговых льгот и других преференций, право на экспортирование сырьевых ресурсов, добытых на территории СЭЗ, и самостоятельного использования зоной экспортных выручек. По закону, любая территория могла объявить себя СЭЗ с разрешения Верховного Совета без ведома правительства. Их число стало расти, как грибы после дождя1.
Сюда следует также добавить практиковавшиеся в течение многих лет, начиная с 1992 года, субсидирование и централизованное кредитование правительством различных секторов экономики (военно-промышленного комплекса, сельского хозяйства, транспорта и др.).
Такие щедрые налоговые льготы и субсидии при расходовании с размахом бюджетных средств без правил, характер их использования, низкая налоговая дисциплина, сочетающаяся с продолжающимся спадом производства, привели бюджет страны к большому дефициту.
'Автору приходилось активно высказываться против обоих законов: давать отрицательную экспертизу обоим проектам законов, неоднократно выступать за отмену закона о СЭЗ на заседаниях Комитета ВС по экономике, готовить в 1993 году проект отрицательного заключения правительства на этот закон, публиковать статьи, выпустить в 1992 году брошюру «Концепция создания СЭЗ в РК». Оба закона были отменены в 1994 году.
Параметры бюджета расширенного правительства Казахстана, % к ВВП
Показатель |
1992 |
1993 |
1994 |
Доходы |
24,6 |
23,5 |
17,2 |
Расходы |
3!,9 |
24,5 |
24.0 |
Дефицит |
-7,3 |
-1,2 |
-6.8 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85