Переходный период и теоретическая основа макроэкономической стабилизации в Казахстане

Что развивать, где развивать, как развивать в этом направлении - это дело частного бизнеса. Но, к сожалению, не наблюдается должной деловой и инвестиционной активности частного биз­неса - ни отечественного, ни иностранного. Пока все инициативы исходят только от правитель­ства, которое ориентируется на создание производств высокотехнологичной готовой продукции, основанных на глубокой переработке сельскохозяйственного и добывающего сырья: хлопка, неф­ти, строительных материалов, металлов и т.д., а также на машиностроение. Вроде бы все логич­но, все это ведет к продолжению цепочки добавленной стоимости, а развитие машиностроения - это основа основ всей развитой экономики. Спор здесь выглядит неуместным.

Трудно спорить, например, с намерением развивать в стране нефтехимическое производ­ство. Запасов нефти и газа много и есть, кому его добывать. Сам бог велел добывать их, но надо бы и глубоко перерабатывать, ведь это дополнительная добавленная стоимость, продавать гото­вые продукты выгоднее, чем сырье. Есть у этой стратегии явное преимущество, которое состоит в том, что если сильно упадут мировые цены на нефть, то отечественные экспортно ориентиро­ванные нефтехимические производства смогут при неблагоприятной мировой конъюнктуре на­правлять часть нефти на переработку в стране, этим поддерживать экономический рост и суще­ственно компенсировать потери от снижения цен на нефть на мировом рынке.

Единственным необходимым условием для этого было бы заметное снижение себестои­мости добычи нефти в Казахстане, которая сегодня значительно превышает показатели других стран. В противном случае и эти производства не смогут стать конкурентным преимуществом страны.

Логичным и выгодным выглядит производство оборудования для нефтегазовой промыш­ленности. Но оно может не сыграть стабилизирующей роли, когда снизятся мировые цены на нефть. Ведь падение добычи нефти и доходов от нее повлечет за собой падение заказов и инве­стиций и на производство этой продукции.

Но, так или иначе, уже есть «заданный набор» отраслей, развитие которых должно при­вести к созданию конкурентоспособной, эффективной, высокотехнологичной и наукоемкой ди-версификационной экономики с высокой добавленной стоимостью. Вопрос в том, сможет ли Казахстан так развить эти отрасли, чтобы они были действительно конкурентоспособными на внешнем рынке и дали казахстанской экономике конкурентные преимущества, особенно машиностроение.

Все эти отрасли промышленности - капиталоемкие и трудоемкие, причем ныне они требу­ют не просто много денег и образованных людей, а высоких технологий и высокотехнологичного оборудования, высококвалифицированной рабочей силы, дешевого и качественного сырья, роста производительности труда выше, чем имеют конкуренты. Однако следует иметь в виду, что на рынках конкуренция остается острой, а потенциал страны — слабый даже в сырье, которого у нас - изобилие.

Представляется маловероятным, чтобы Казахстан смог конкурировать с Китаем в текстиль­ных товарах. С ним оказались не в состоянии вести конкурентную борьбу ни США, ни Италия, ни Германия и другие страны мира. Казахстан не имеет никаких преимуществ не только перед КНР, но и перед многими другими странами, производящими текстильные изделия и одежду.

Трудно рассчитывать на успешную конкурентную борьбу по машиностроению не только с западными странами, но и с Россией. Может, и сможем, но только не скоро. Но пока мы будем набирать знания, опыт, мастерство и т.д., конкуренты тоже не будут стоять на месте. В таких слу­чаях у догоняющих стран, как правило, шансов бывает немного.

В таком случае будет лучше, если возможность выбора производства предоставить част­ному бизнесу. Государство в любой стране не так уж часто могло построить эффективное, кон­курентоспособное производство, если даже само не строит, а тратит государственные средства. Поэтому ему было бы лучше создать благоприятный для бизнеса деловой и инвестиционный климат, конкурентную среду и предпринять меры, чтобы больше денег было не у государства, а у предпринимателей. Чем больше государство забирает денег в виде налогов, различных видов рент, тем меньше остается их у предпринимателей.

§ 2. Стратегия индустриально-инновационного развития

В свете изложенного задачи по обеспечению конкурентоспособности казахстанской эко­номики, по кардинальному изменению ее структуры в пользу обрабатывающей про­мышленности так, чтобы увеличились доли готовой продукции с высокой добавленной стоимос­тью в ВВП и экспорте, становятся все более актуальными и насущными задачами государства и общества.

Этого можно достичь, опираясь на следующую стратегическую линию: умеренное разви­тие добычи и рациональное использование своих истощаемых природных ресурсов, особенно нефти, с одной стороны, и создание современной развитой промышленности, выпускающей кон­курентоспособную на внешнем и внутреннем рынках, высокотехнологичную и наукоемкую про­дукцию с высокой добавленной стоимостью. Именно такая стратегия укрепит фундамент казах­станской экономики, мало зависящей от конъюнктуры мирового рынка сырья.

Казахстану в силу сложившихся посттрансформационных условий предстоит не просто провести структурные преобразования, а приступить к коренной модернизации всей обрабаты­вающей промышленности, которая предполагает:

•   коренное обновление производственного аппарата этого сектора, т.к. на подавляющем
большинстве его предприятий ресурсы практически выработаны, и не представляется возмож­
ным выпуск ими конкурентоспособной продукции;

•   кардинальное изменение структуры экономики за счет ускоренного развития производ­
ства конкурентоспособной и экспортно ориентированной готовой продукции с высокой добав­
ленной стоимостью, особенно высокотехнологичной и наукоемкой, повышение ее доли в ВВП и
в экспорте;

•   обеспечение сектора высококвалифицированной рабочей силой, высокопрофессиональ­
ными специалистами, менеджерами.

Как добиться достижения этой стратегии? Нужно ли было вести специальную промышлен­ную политику в виде Стратегии индустриально-инновационного развития, которая была принята в начале 2003 года?

Безусловно, выбирать, где, как и какие производства развивать - дело исключительно част­ного бизнеса. Сам рынок будет подсказывать частному бизнесу наиболее выгодное направление развития экономики. Не доверять ему было нельзя, т.к. частный бизнес сам несет весь риск, сам рискует собственными деньгами. Частные предприниматели будут вкладывать свои средства в те направления, в каких движется мировая экономика, туда, где они смогут получать максимальную прибыль. Их не заставить вкладывать средства в неприбыльные производства. Правительство могло бы помочь им в развитии инфраструктуры, создании благоприятного делового и инвести­ционного климата, а также обучением кадров, принятием некоторых мер стимулирования разви­тия производства, отвечающим целям стратегии страны.

По тому, как складывается ситуация с реализацией стратегии, нетрудно убедиться, что не следовало принимать ее как специальную промышленную политику в традиционном ее понима­нии. Мы видим, что лишний раз подтверждается тезис: лучшая промышленная политика - это отсутствие всякой промышленной политики. Следовало бы прислушаться к мнению лауреата Нобелевской премии по экономике М. Фридмена: «Рынок мудрее любого правительства». Миро­вой практикой уже доказано: всякая промышленная политика связана с неэффективным протек­ционизмом.

Однако правительство, видя отсутствие деловой активности частного бизнеса, приняло Стратегию индустриально-инновационного развития до 2015 года, которая превратилась в обыч­ную промышленную политику, реализуемую посредством определения приоритетных отраслей и использования широкого спектра различных льгот и преференций, во многом противоречащих принципам и условиям функционирования рыночной экономики. Льготы предоставляются через закон об инвестициях, через институты развития, создание СЭЗ, выделение из бюджета льготных кредитов и субсидий, мотивируя все это тем, чтобы производства стали конкурентоспособными. Для реализации стратегии в современных условиях, если уж мы не можем обходиться без про­текционизма, должны были быть приняты принципиально иные приоритеты и механизмы под­держки, согласующиеся с принципами и условиями функционирования рыночной экономики.

Следовало бы создать при правительстве группы экспертов из числа не только чиновни­ков, но и ученых и специалистов, которые отбирали бы окончательные инновационные проек­ты, проекты по производству экспортно ориентированной и конкурентоспособной продукции на базе представленных предложений заявителей, с обоснованием и заключением независимых (частных) экспертов. Можно было бы принять меры по стимулированию возникновения частных экспертных институтов, созданию условий, благоприятствующих развитию частных фондов, осуществляющих венчурное инвестирование в высокотехнологичные и наукоемкие секторы эко­номики, разработать механизм конкурсного финансирования научных исследований и разрабо­ток и коммерциализации новейших технологий.

Другими словами, многое будет зависеть от того, насколько честно и мотивированно, как и куда казахстанские институты развития будут направлять свои финансовые ресурсы, насколько безопасными и защищенными окажутся их вложения в развитие производства готовой продук­ции, в разработку и реализацию инновационных проектов. Именно эти вопросы в Стратегии индустриально-инновационного развития не получили детального обоснования, как именно это реализовать на практике.

Выбор приоритетов непременно должен привести к существенным структурным сдвигам в пользу обрабатывающей промышленности, широкой диверсификации экспорта (в том числе в первую очередь за счет различных видов высокотехнологичной и наукоемкой, точнее, интеллек-туалоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью) и в то же время не нарушать условий функционирования и развития свободной рыночной экономики, конкурентной среды.

Выделение в качестве официальных приоритетов промышленной политики отдельных от­раслей обрабатывающего сектора предполагало:

•  бюджетное финансирование;

•  предоставление индивидуальных налоговых льгот;

•  субсидирование через регулируемые цены и тарифы;

•  предоставление отдельным товаропроизводителям и инвесторам крупномасштабных прямых государственных субсидий и инвестиций.

Все это, как известно, в прошлом приводило и, безусловно, приведет теперь к неравным конкурентным условиям, к росту коррупции и взяточничества, к невозврату огромных государ­ственных кредитных ресурсов, к безрезультатным налоговым льготам и т.д., что нанесет боль­шой финансовый ущерб государству и дискредитирует идею структурной политики. Подобные же результаты от такой политики имели и другие государства.

Учитываются также и следующие обстоятельства:

Во-первых, интеллектуалоемкие и на­укоемкие продукты не имеют отраслевых границ. Высокие и наукоемкие био-, информационные, электронные, коммуникационные, химические и биохимические, лазерные и другие технологии эффективно могут использоваться в любой отрасли, в любом производстве, т.е. не существует ка­кой-либо технологии, строго принадлежащей определенной отрасли. Любая отрасль может про­изводить высокотехнологичные и наукоемкие продукты. Поэтому выделение отдельных элитных отраслей для обеспечения экономического роста теряет смысл.

Во-вторых, структурная политика проводится не на этапе выхода экономики из системного кризиса, чтобы какие-то отрасли стали «локомотивами» и тащили бы за собой остальные отрас­ли. Сегодня она проводится в Казахстане при растущей экономике для изменения ее структуры, для перехода ее на качественно новый уровень развития.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты