Переходный период и теоретическая основа макроэкономической стабилизации в Казахстане

За 2001-2004 годы количество денег на единицу ВВП увеличилось с 17,0 до 29,0%, т.е. в 1,7 раза, а в последний год в результате ужесточения денежной политики - снизилось на 2 про­центных пункта, т.е. опустилось до 27,0%; с учетом этого рост за пять лет составил 1,6 раза. Все равно это очень быстрый рост, способный вызвать резкий скачок инфляции до двухзначного чис­ла в текущем, а возможно, и в будущем году. Значит, это рано или поздно приведет к соответствующей коррекции инфляции. И коррекция будет немалой. Действительно, как уже указывалось выше, в 1999-2005 годах денежная масса в Казахстане росла со среднегодовым темпом 33,4%, т.е. выше 30%. Это означает, согласно теории и данным многих стран мира, что в ближайшем будущем в Казахстане инфляция может расти такими же темпами. А то, что, несмотря на рост денежной массы с темпом, превышающим 30%, инфляция в последние три года растет медленно, не должно притупить нашу бдительность, т.к. в краткосрочном периоде тесная связь между ро­стом денежной массы и инфляцией явно не просматривается. Кроме того, как предупреждает нас М. Фридмен, прежде чем изменение в количестве денег заметно повлияет на номинальные дохо­ды и цены, может пройти до полутора лет. «Неспособность принять во внимание этот разрыв во времени, - пишет он, - является главной причиной ошибочного истолкования опыта денежного обращения».

Казалось бы, когда уровень монетизации казахстанской экономики составляет всего 27% ВВП (в 2004 году он был равен 29,5%) при 60-100% ВВП в странах с нормальной рыночной экономикой, увеличение денежной массы должно было бы вызвать дополнительный реальный спрос на деньги и рост экономики. К сожалению, в казахстанской экономике такого пока не про­исходит. Причина банальна - сырьевая направленность экономики. Ныне уже никому не при­ходится объяснять, что в Казахстане ее рост достигается в основном за счет сырьевого сектора, а компании, работающие в этом секторе, мало производят тенговые операции на внутреннем рынке, основная масса их доходов вывозится за пределы страны. Только за 9 месяцев 2005 года доходы прямых инвесторов составили более 3 млрд долларов США, которые, естественно, вы­возились за пределы страны. Что касается несырьевого сектора, то здесь пока не наблюдается достаточной деловой активности. К тому же процентные ставки за кредиты остаются высокими, т.к. высокий рост предложения денег должен был привести, по закону рынка (спроса и предложе­ния), к снижению процентной ставки, а на самом деле здесь он приводит к их росту из-за силь­ного инфляционного ожидания и роста в связи с этим кредитного риска в банковском секторе. В результате реальный спрос на деньги заметно не увеличивается и возросшая денежная масса не поглощается экономическим ростом, а, наоборот, подталкивает к опережающему росту реальных среднедушевых денежных доходов и реальной среднемесячной заработной платы над ростом цен на потребительские товары и услуги. В истекшем году оба эти показателя выросли на 12%, при росте потребительских цен на 7,6%. Это еще больше подогревает инфляцию. Подобное явление было отмечено такими учеными-экономистами, как Р. Кемпбелл, Макконнелл и Стенли Л. Брю, которые заметили, что спрос на деньги для сделок изменяется пропорционально номинальному ВВП. Домашним хозяйствам или фирмам потребуется больше денег для сделок либо в случае роста цен, либо в случае увеличения объема производства. В обоих случаях долларовый объем заключаемых сделок будет большим. В нашем случае часть этих денег идет как раз на рост цен.

Возникает вопрос: как при такой ситуации на денежно-кредитном рынке справиться с рос­том инфляции? Учитывая, что инфляция является денежным явлением и на нее оказывают ре­шающее влияние прежде всего и в основном количество и темпы роста денег, обращающихся на рынке, что доказывает проведенный анализ, необходимого решения проблемы следует, как это вытекает из рекомендации одного из основоположников монетарной теории М. Фридмена и практики политики центральных банков развитых стран, добиваться прежде всего посредством монетарных инструментов. В долгосрочном плане таким наиболее общим и обязательным ин­струментом является резкое ограничение темпов роста количества обращающихся в стране денег и недопущение в них резких скачков. «Если удастся стабилизировать темпы роста денежной мас­сы, даже безразлично, на сколь высоком уровне, - пишет М. Фридмен, - темпы роста цен в конце концов также стабилизируются»1.

Однако не будем скрывать, что такое ужесточение денежно-кредитной политики непремен­но будет сопровождаться снижением уровня монетизации экономики и укреплением курса тенге, что является немаловажным для Казахстана, поскольку прямым их следствием станет снижение темпов экономического роста. Первым результатом НБК уже стало снижение в 2005 году уровня монетизации экономики с 29,5 до 27,0% ВВП. Это скажется на росте производства в несырьевом секторе экономики. Так и произошло - в 2005 году темп роста обрабатывающей промышлен­ности снизился с 108,9% в 2004 году до 106% в 2005-м. Однако впоследствии низкая инфляция создаст благоприятные предпосылки для устойчивого роста экономики.

§ 2. Нефтяные доходы и фискальная экспансия усиливают инфляционное давление на экономику и могут вызвать синдром «голландской болезни»

Безусловно, количество денег в экономике является важным фактором, объясняющим инфляцию, но не единственным. В краткосрочном периоде важную роль играют также и динамика цен на природные ресурсы, фискальная политика и др.

Я остановлюсь на фискальной политике, поскольку влияние роста цен на природные ре­сурсы и на инфляцию не требует доказательств. С 2003 года наша фискальная политика стала приобретать экспансионистский характер. Так, если в 2002 году через государственный бюджет распределялось 22% ВВП, то в 2003 году - 23,2%, в 2004-м - 24%, а в 2005-м - 30% ВВП. Но это еще не по консолидированному государственному бюджету, т.е. без учета расходов на экономику институтов развития, созданных с 2003 года. При этом в экономике возникла серьезная диспро­порция: рост бюджетных расходов существенно опережал рост номинального объема ВВП. За 2002-2005 годы расходы госбюджета увеличились в 2,8 раза, при росте номинального объема ВВП менее чем в 2 раза. В 2005 году превышение достигло 47 процентных пунктов.

Динамика ВВП и государственных бюджетных расходов

Показатель

2002

2003

2004

2005

2005. раз

Среднегодовой, %

Рост номинального объема ВВП, %

116,2

122,1

120,0

127.0

1.95

18.2

Рост бюджетных расходов. %

109,8

128.1

123,9

147.0

2.75

28.8

Доля бюджетных расходов в ВВП. %

22,1

23,2

23,9

26,5

-

-

Существует мнение, согласно которому можно будет активизировать совокупный спрос на товары и услуги, раздувая государственные бюджетные расходы, что, мол, это повлечет за собой увеличение их производства. А на самом деле политика дешевых денег, хотя на самом деле в Ка­захстане в реальности деньги остаются дорогими, высокие процентные ставки приведут к совер­шенно иному результату. Это объясняется очень просто. В экономике между моментом принятия решения об увеличении или уменьшении бюджетных расходов и моментом его воздействия на экономику должно пройти определенное время, т.е. имеет место временной лаг, т.к. экономи­ческому процессу присуща запаздывающая реакция на фискальную или денежную экспансию. Такой временной лаг может составить, по утверждению многих известных ученых-экономистов, от шести до пятнадцати месяцев. А за это время на принятое решение об увеличении бюджетных расходов быстрее успевают среагировать цены, особенно когда фискальная экспансия происходит за счет роста заработной платы, пенсий и пособий, а также кредитов, значительная часть которых тут же превращается в заработную плату. В итоге рост государственных расходов приводит к росту не объемов производства товаров, а к инфляции, т.е. при политике фискальной экспансии рост инфляции произойдет значительно раньше, чем на это успевает среагировать производство. Таким образом, экспансионистская фискальная политика является мощным источником усиле­ния инфляционного давления на экономику.

Негативные последствия политики фискальной экспансии этим не ограничиваются. Она одновременно ведет и к росту реального обменного курса тенге, который и без того усиливается за счет большого притока нефтедоходов в долларах и ужесточения НБК денежно-кредитной по­литики как средства борьбы с ростом инфляции. Здесь эти два вида политик хорошо солидизи-руются. А, как известно, прямым следствием роста реального обменного курса тенге является снижение конкурентоспособности отечественной продукции, выпускаемой трудоемкими торгуе­мыми отраслями промышленности и сельским хозяйством.

Так, в 2003 году реальный обменный курс тенге вырос на 12,6%, в 2004-м - на 14,3%, в 2005-м - на 1,5%, а реальная заработная плата в обрабатывающем секторе - на 7,0 и 13,4%, в сельском хозяйстве - на 10,2 и 15,5% соответственно. В 2005 году в экономике в целом и реаль­ные среднедушевые денежные доходы, и реальная заработная плата выросли на 12%. Сразу же произошло снижение доходности этих секторов: многие их отрасли и подотрасли стали либо низкорентабельными, либо вовсе убыточными из-за роста издержек производства и сокращения объемов продажи их продукции. Зато резко стал расти импорт: его объем в 2004 году увеличился на 46%, а в 2005-м - на 37%. Это вполне закономерно, т.к. рост реального обменного курса в те­чение трех лет привел к снижению барьеров на пути импорта на 34,5%.

Однако все это не мешает многим экономистам и политикам утверждать, что «голландская болезнь» в Казахстане отсутствует (ради справедливости отмечу, что в 2005 году рост реаль­ного обменного курса был небольшим и, соответственно, симптомы «болезни» были не столь сильными, как в 2003-2004 годах). Делаются заявления, что эта «болезнь» не может появиться, т.к. в Казахстане нет обрабатывающей промышленности, стране еще надо создавать этот сектор, так что нет оснований говорить о «голландской болезни»; у нас растет индекс условий торгов­ли на мировом рынке, или рейтинг Казахстана повысился на 10 пунктов, значит, нет основа­ний говорить о снижении конкурентоспособности казахстанских товаров... Для них не аргумент, что сокращается объем продажи продукции, падает доходность производства, растет реальный обменный курс, который непременно вызывает рост затрат на худо-бедно функционирующих предприятиях обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, соответственно, и рост внутренних цен и снижение цен на импортные товары. Не волнует их и то, что рост индекса условий торговли происходит исключительно из-за высоких мировых цен на сырьевые товары, экспортируемые Казахстаном, и поэтому экспорт растет в основном за счет роста не физическо­го, а стоимостного объема, а импорт растет не за счет стоимостного, а физического объема; что рейтинг страны растет за счет общих политических и экономических условий страны, позитив­ных институциональных изменений, что это не отражает уровня конкурентоспособности товаров и услуг, выпускаемых в стране.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты