- 4% ВВП. Рост денежной массы был обеспечен в основном из внутренних источников денежной экспансии. Таким образом, в 1995 году и новому правительству не удалось полностью освободиться от кредитования и субсидирования отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства. Побороть отраслевых лоббистов, умерить их аппетит было слишком трудной задачей для премьер-министра, который пришел из Союза промышленников республики. Хотя был ликвидирован Фонд экономических преобразований, откуда шла немалая часть кредитов экономике, правительство ввело новый тип кредитования отраслей экономики - директивное кредитование, которое просуществовало в течение одного года - 1995-го. И НБК продолжал выдавать правительству и экономическим субъектам эмиссионные кредиты, их объем за год вырос на 132,5% и 1088,5% соответственно1.
Динамика основных макроэкономических показателей Казахстана за 1995-2005 голы
|
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
ВВП Денежная масса МЗ (прирост) Инфляция* за год Скорость обращения денег (число) Курс тенге к доллару за год Индекс реального обменного курса, тенге ** Монетизация МЗ: ВВП |
91,8 106,7 176,2 8,8 61,0 - 11,0 |
100,5 16,0 39,3 10,5 67,3 117,9 9,5 |
101,7 28,0 17,4 9,7 75,4 131,3 10,3 |
98,1 -15,0 7,1 11,7 78,3 124,9 8,6 |
102,7 84.0 8,3 7,4 119,5 80,3 13,6 |
109,6 44.0 13,2 6,5 142,1 84,0 15,3 |
13.5 45,0 8.4 5,7 146,9 85,0 17,7 |
9,8 32,0 5,9 4.9 153,5 86,2 20,4 |
9,2 26.0 6,4 4,6 149,45 112,6 21,7 |
9,6 68,0 6,9 3,6 135,9 114,3 28,0 |
9,4 25,2 7,6 3,7 133,77 101,5 27,0 |
Источники: *Казахстан сегодня. АС, 2005, с. 135. Рассчитано автором.
Гайдар Е. Долгое время. М.: Дело, 2005, с. 386; **там же, с. 402; ***Бюллетенъ НБК, 2005
Естественно, в такой ситуации на денежно-кредитном рынке скорость обращения денег не могла снижаться, она, наоборот, возросла, хотя и не намного: с 8,06 до 8,8, а номинальный обменный курс довольно сильно упал по сравнению с 1994 годом - на 19,53%2, что дало серьезный инфляционный толчок как непосредственно - через рост цен на импортные товары, так и косвенно - через падение доверия населения к тенге и снижение спроса на деньги.
Таким образом, новому правительству страны не удалось в полной мере выполнить свое обещание, данное в программном заявлении. Инфляция в 1995 году не была доведена до необходимого для экономического роста 40-процентного рубежа. Годовая инфляция осталась все еще далекой от желаемого уровня — она составила 176%.
'Бюллетень НБК. 1995. № 12. С. 33. 2НБК, годовой отчет. 1996. С. 19
Если в первые шесть месяцев инфляция постоянно снижалась, то в течение следующих шести месяцев, если исключить август, она имела тенденцию к росту. Она колебалась около среднемесячного уровня - 6,2%, с 2,1% в августе до 8,9% в январе. Важно отметить, что на инфляцию влияют не только рост объема денежной массы, но и неравномерные темпы его роста. Как мы видели, рост денежной массы по месяцам часто колебался, и в достаточно большом диапазоне.
Тем не менее нельзя отрицать, что сделан крупный шаг в реализации намеченного курса на достижение оздоровления экономики и экономического роста через подавление инфляции, стабилизацию финансово-денежной системы. Ясно видно, что это уже другая экономическая и денежно-кредитная политика, отличная от проводившейся в 1992-1994 годах, хотя нельзя не заметить, что это еще не то, что было необходимо. Такая перемена стоила немало в той об-становке, что сложилась в республике в связи с тем, что в 1994 году безудержно нарастала инфляция и произошел обвальный спад производства, и, пользуясь этим, многие политики, ученые-экономисты прибегли к массированной атаке монетарной теории, «шоковой терапии», пытаясь доказать, что они неприменимы и вредны для Казахстана, шумно обвиняли правительство страны в том, что оно прислушивается только к советам МВФ и ВБ, которые делают только то, что отвечает интересам США, и настойчиво рекомендовали отказаться от неоправдавшей себя, по их мнению, экономической политики.
Между тем произошедшая перемена в экономической политике незамедлительно сказалась и на производственной сфере: спад производства после произошедшего в 1994 году 25-процентного обвала заметно замедлился. В 1995 году объем производства сократился на самую низкую за годы независимости Казахстана и рыночно ориентированных реформ величину - на 8,2%. Это означало, что казахстанская экономика, по всей видимости, прошла пик своего многолетнего спада. Это было очень важно, эта политика дала толчок денежным властям страны на проявление решительности и настойчивости при проведении антиинфляционной макроэкономической политики, она позволила им проверить на деле, а не по учебникам и советам МВФ и ВБ, верность взятого курса.
В результате денежные власти страны в 1996 году наконец-то всерьез и более решительно стали ужесточать денежную политику. Среднемесячный рост денежной массы снизился почти в 2,4 раза и составил 2,36%. Самый высокий рост произошел только в мае и декабре, прирост составил 17,0 и 13,4%, соответственно, но даже это не портило общей картины на денежном рынке. В итоге за год денежная эмиссия увеличилась только на 16%. Именно с этого момента началась не на словах, а на деле настоящая борьба с инфляцией. Даже довольно приличный рост денежной массы на 28% в 1997 году не сказался на тенденции снижения инфляции, тем более что в 1998 году она не росла, а сократилась на 15%.
Жесткая денежная политика была поддержана и фискальной политикой: расходы государственного бюджета снизились с 28,7% ВВП в 1995 году до 19,8% ВВП в 1996 году, а его дефицит - с -4,0 до -2,6% соответственно. Правда, в последующие годы имел место некоторый рост как расходов, так и дефицита бюджета, причем в 1997-м и 1998 годах он был значительным, что было вызвано снижением на 4-5 процентных пунктов доходной части бюджета по сравнению с 1995 годом. Это произошло в основном в связи с введением в 1996 году нового Налогового кодекса, а во-вторых, с новой волной снижения мировых цен на нефть с 1996-го по I квартал 1999 года.
Произошел рост и скорости обращения с 8,8 в 1995 году до 10,5 - в 1996 году. Это свидетельствует о дальнейшем заметном падении спроса на деньги, несмотря на проводившуюся в 1996 году жесткую денежную политику, и существенном замедлении девальвации тенге. Это объясняется сохранением еще у населения и хозяйствующих субъектов определенного недоверия к экономической политике денежных властей и к национальной валюте, которое имело место уже на протяжении нескольких лет.
Индексы месячной денежной массы (МЗ) и инфляции в 1995-1996 годах, %
Год |
Месяц Показатели |
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
07 |
08 |
09 |
10 |
11 |
12 |
1995 |
Денежная масса Инфляция |
-3,4 8,9 |
4,0 6,7 |
11,5 5,1 |
0,6 3,2 |
0,6 2,7 |
11,5 2,3 |
11,4 2.9 |
0,3 2.1 |
0.3 2.4 |
15,1 4.1 |
6,1 4,4 |
-0,1 3.6 |
1996 |
Денежная масса Инфляция |
-1,2 4.1 |
3,2 2,5 |
0 1,7 |
0 2,9 |
17,0 2,0 |
17,0 2,0 |
4.7 1.81 |
2,7 0,7 |
-4,0 1,2 |
0 2,9 |
2,6 2,4 |
13,4 0,8 |
Источник: Бюллетень НБК. 1995,№ 12; 1996,№ 12.
Основные показатели государственного бюджета, % к ВВП
Показатель |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Доходы |
21.6 |
17,2 |
16,7 |
17,9 |
19,8 |
23,0 |
23,0 |
21,7 |
23,0 |
22,0 |
25,4 |
Расходы В том числе: Кредитование дефицит |
25,7 - 4,0 |
19,8 2,6 |
20,4 1,4 3,7 |
21,8 1,4 -3,9 |
23,2 1,0 -3,5 |
23,2 1,0 -0,2 |
23,4 1,0 -0,4 |
22.1 0,9 -0,3 |
24,0 0,9 -0,1 |
23.9 0,9 -0,3 |
26,1 0,7 -0,6 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85