Переходный период и теоретическая основа макроэкономической стабилизации в Казахстане

-           4% ВВП. Рост денежной массы был обеспечен в основном из внутренних источников денежной экспансии. Таким образом, в 1995 году и новому правительству не удалось полностью освободиться от кредитования и субсидирования отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства. Побороть отраслевых лоббистов, умерить их аппетит было слишком трудной задачей для премьер-министра, который пришел из Союза промышленников республики. Хотя был ликвидирован Фонд экономических преобразований, откуда шла немалая часть кредитов экономике, правительство ввело новый тип кредитования отраслей экономики - директивное кредитование, которое просуществовало в течение одного года - 1995-го. И НБК продолжал выдавать правительству и экономическим субъектам эмиссионные кредиты, их объем за год вырос на 132,5% и 1088,5% соответственно1.

Динамика основных макроэкономических показателей Казахстана за 1995-2005 голы


1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

ВВП


Денежная масса МЗ (прирост)


Инфляция* за год


Скорость обращения денег (число)


Курс тенге к доллару за год


Индекс реального обменного

курса, тенге **


Монетизация МЗ: ВВП

91,8


106,7


176,2


8,8



61,0


-



11,0

100,5


16,0


39,3


10,5



67,3


117,9



9,5

101,7


28,0


17,4


9,7



75,4


131,3



10,3

98,1


-15,0


7,1


11,7



78,3


124,9



8,6

102,7


84.0


8,3


7,4



119,5


80,3



13,6

109,6


44.0


13,2


6,5



142,1


84,0



15,3

13.5


45,0


8.4


5,7



146,9


85,0



17,7

9,8


32,0


5,9


4.9



153,5


86,2



20,4

9,2


26.0


6,4


4,6



149,45


112,6



21,7

9,6


68,0


6,9


3,6



135,9


114,3



28,0

9,4


25,2


7,6


3,7



133,77


101,5



27,0

Источники:    *Казахстан сегодня. АС, 2005, с. 135. Рассчитано автором.

Гайдар Е. Долгое время. М.: Дело, 2005, с. 386; **там же, с. 402; ***Бюллетенъ НБК, 2005

Естественно, в такой ситуации на денежно-кредитном рынке скорость обращения денег не могла снижаться, она, наоборот, возросла, хотя и не намного: с 8,06 до 8,8, а номинальный обмен­ный курс довольно сильно упал по сравнению с 1994 годом - на 19,53%2, что дало серьезный ин­фляционный толчок как непосредственно - через рост цен на импортные товары, так и косвенно - через падение доверия населения к тенге и снижение спроса на деньги.

Таким образом, новому правительству страны не удалось в полной мере выполнить свое обещание, данное в программном заявлении. Инфляция в 1995 году не была доведена до необхо­димого для экономического роста 40-процентного рубежа. Годовая инфляция осталась все еще далекой от желаемого уровня — она составила 176%.

'Бюллетень НБК. 1995. № 12. С. 33. 2НБК, годовой отчет. 1996. С. 19

Если в первые шесть месяцев инфляция постоянно снижалась, то в течение следующих шести месяцев, если исключить август, она имела тенденцию к росту. Она колебалась около сред­немесячного уровня - 6,2%, с 2,1% в августе до 8,9% в январе. Важно отметить, что на инфляцию влияют не только рост объема денежной массы, но и неравномерные темпы его роста. Как мы видели, рост денежной массы по месяцам часто колебался, и в достаточно большом диапазоне.

Тем не менее нельзя отрицать, что сделан крупный шаг в реализации намеченного курса на достижение оздоровления экономики и экономического роста через подавление инфляции, стабилизацию финансово-денежной системы. Ясно видно, что это уже другая экономическая и денежно-кредитная политика, отличная от проводившейся в 1992-1994 годах, хотя нельзя не заметить, что это еще не то, что было необходимо. Такая перемена стоила немало в той об-становке, что сложилась в республике в связи с тем, что в 1994 году безудержно нарастала ин­фляция и произошел обвальный спад производства, и, пользуясь этим, многие политики, ученые-экономисты прибегли к массированной атаке монетарной теории, «шоковой терапии», пытаясь доказать, что они неприменимы и вредны для Казахстана, шумно обвиняли правительство стра­ны в том, что оно прислушивается только к советам МВФ и ВБ, которые делают только то, что отвечает интересам США, и настойчиво рекомендовали отказаться от неоправдавшей себя, по их мнению, экономической политики.

Между тем произошедшая перемена в экономической политике незамедлительно сказалась и на производственной сфере: спад производства после произошедшего в 1994 году 25-процент­ного обвала заметно замедлился. В 1995 году объем производства сократился на самую низкую за годы независимости Казахстана и рыночно ориентированных реформ величину - на 8,2%. Это означало, что казахстанская экономика, по всей видимости, прошла пик своего многолетнего спада. Это было очень важно, эта политика дала толчок денежным властям страны на проявление решительности и настойчивости при проведении антиинфляционной макроэкономической по­литики, она позволила им проверить на деле, а не по учебникам и советам МВФ и ВБ, верность взятого курса.

В результате денежные власти страны в 1996 году наконец-то всерьез и более решительно стали ужесточать денежную политику. Среднемесячный рост денежной массы снизился почти в 2,4 раза и составил 2,36%. Самый высокий рост произошел только в мае и декабре, прирост сос­тавил 17,0 и 13,4%, соответственно, но даже это не портило общей картины на денежном рынке. В итоге за год денежная эмиссия увеличилась только на 16%. Именно с этого момента началась не на словах, а на деле настоящая борьба с инфляцией. Даже довольно приличный рост денежной массы на 28% в 1997 году не сказался на тенденции снижения инфляции, тем более что в 1998 году она не росла, а сократилась на 15%.

Жесткая денежная политика была поддержана и фискальной политикой: расходы государ­ственного бюджета снизились с 28,7% ВВП в 1995 году до 19,8% ВВП в 1996 году, а его дефицит - с -4,0 до -2,6% соответственно. Правда, в последующие годы имел место некоторый рост как расходов, так и дефицита бюджета, причем в 1997-м и 1998 годах он был значительным, что было вызвано снижением на 4-5 процентных пунктов доходной части бюджета по сравнению с 1995 годом. Это произошло в основном в связи с введением в 1996 году нового Налогового кодекса, а во-вторых, с новой волной снижения мировых цен на нефть с 1996-го по I квартал 1999 года.

Произошел рост и скорости обращения с 8,8 в 1995 году до 10,5 - в 1996 году. Это сви­детельствует о дальнейшем заметном падении спроса на деньги, несмотря на проводившуюся в 1996 году жесткую денежную политику, и существенном замедлении девальвации тенге. Это объясняется сохранением еще у населения и хозяйствующих субъектов определенного недоверия к экономической политике денежных властей и к национальной валюте, которое имело место уже на протяжении нескольких лет.

Индексы месячной денежной массы (МЗ) и инфляции в 1995-1996 годах, %

Год

Месяц Показатели

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

11

12

1995

Денежная масса

Инфляция

-3,4


8,9

4,0


6,7

11,5


5,1

0,6


3,2

0,6


2,7

11,5


2,3

11,4


2.9

0,3


2.1

0.3


2.4

15,1


4.1

6,1


4,4

-0,1


3.6

1996

Денежная

масса

Инфляция

-1,2


4.1

3,2


2,5

0


1,7

0


2,9

17,0


2,0

17,0


2,0

4.7


1.81

2,7


0,7

-4,0


1,2

0


2,9

2,6


2,4

13,4


0,8

Источник: Бюллетень НБК. 1995,№ 12; 1996,№ 12.

Основные показатели государственного бюджета, % к ВВП

Показатель

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Доходы

21.6

17,2

16,7

17,9

19,8

23,0

23,0

21,7

23,0

22,0

25,4

Расходы

В том числе:

Кредитование

дефицит

25,7


-

4,0

19,8



2,6

20,4


1,4

3,7

21,8


1,4

-3,9

23,2


1,0

-3,5

23,2


1,0

-0,2

23,4


1,0

-0,4

22.1


0,9

-0,3

24,0


0,9

-0,1

23.9


0,9

-0,3

26,1


0,7

-0,6

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты