В-третьих, в несырьевом секторе Казахстана вообще, а в перерабатывающем в особенности, крайне низок деловой и инвестиционный климат, слишком высок коммерческий риск. Поэтому ни отечественные, ни иностранные инвесторы не проявляют инвестиционной активности в этом секторе. Из соотношения норм валовых внутренних сбережений (31,9%) и внутренних накоплений (24%) видно, что не весь объем даже внутренних сбережений трансформируется в инвестиции в основной капитал. Страна осваивает собственные инвестиционные ресурсы далеко не полностью, и они либо вывозятся за рубеж, либо хранятся в известных «надежных» местах у населения.
В-четвертых, слабо задействованы основные механизмы трансформации сбережений в инвестиции: государственное инвестирование, межсекторальный, межотраслевой перелив капитала и финансовые рынки (фондовый рынок и кредитный рынок). В их использовании есть свои проблемы.
Межсекторального перелива капитала не происходит потому, что крупные иностранные компании, получающие высокие доходы от экспорта сырья, вывозят свои доходы за рубеж, и вряд ли они так просто будут трансформировать заметную часть своих доходов в инвестиции в основной капитал на развитие перерабатывающего сектора Казахстана.
Наиболее эффективным механизмом решения проблемы трансформации сбережений в инвестиции является финансовый рынок (банковская система и рынки ценных бумаг), который способен наилучшим образом мобилизовать и распределять частные сбережения.
Однако фондовый рынок пока работает преимущественно с государственными ценными бумагами и ценными бумагами лишь нескольких банков и компаний реального сектора экономики. Акции самых доходных сырьевых компаний оборачиваются на рынках зарубежных стран, а акции малоэффективного несырьевого сектора либо не пользуются спросом, либо не выставляются на рынок из-за низкой доходности, непрозрачности и криминального характера деятельности компаний, низкого уровня корпоративного управления, незаинтересованности собственников в привлечении в инвестиции средств мелких акционеров, незащищенности прав миноритарных акционеров и кредиторов, а также из-за боязни собственников потерять контроль над своими активами и др.
Банковская система, несмотря на высокий рост депозитов и объемов кредитования, все еще не завоевала полного доверия населения и предпринимателей, слабо привлекает средства на долгосрочные вклады. Остро ощущается недостаточность собственного капитала и долговременных заемных средств в виде срочных и сберегательных вкладов для кредитования инвестиций в основной капитал в развитие обрабатывающего сектора. Недостаточно высокий уровень капитализации банковской системы не позволяет кредитовать реальную экономику в необходимом объеме, т.е. не менее чем на 70% ВВП вместо 18% ВВП нынешнего уровня. Да и процентные ставки за кредиты остаются высокими, хотя за время с 1999 года предложение денег на рынке увеличилось более чем в 8 раз, ставка рефинансирования снизилась до 8%, инфляция находится в районе 7%.
Не менее важным, если не более важным, источником инвестиций в перерабатывающий . сектор, чем трансформация внутренних сбережений в инвестиции в основной капитал на развитие этого сектора, было бы привлечение прямых иностранных инвестиций. К сожалению, пока этот источник не играет заметной роли, достойной внимания по причине слабости делового и инвестиционного климата и малой привлекательности перерабатывающего сектора.
Кроме того, есть еще один негативный внешний фактор. Две крупнейшие страны - наши соседи: КНР и Россия. Естественно, иностранные инвесторы пока устремляются в КНР, которая имеет суперъёмкий внутренний рынок, дешевую рабочую силу и прямой выход к морям и океанам. Поэтому со времени вступления КНР в ВТО все ведущие компании переводят туда свои филиалы или дочерние предприятия из других стран или размещают новые дочерние предприятия. Со вступлением в ВТО и Россия может стать следующей более привлекательной страной для привлечения иностранных инвестиций.
Вторая проблема, препятствующая достижению целей Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана, связана с технологическим, научным, высококвалифицированным подбором рабочей силы и организационным обеспечением разработок, внедрением и эксплуатацией высокотехнологичных и наукоемких конкурентоспособных производств с высокой добавленной стоимостью. К сожалению, сегодняшний Казахстан не располагает достаточным для этого потенциалом, особенно центрами мирового уровня в фундаментальных направлениях науки и прикладных исследований, научными кадрами, специалистами высшей квалификации. За годы реформ страна лишилась основной части своего былого интеллектуального, научно-технического и научно-производственного потенциала в этих сферах.
Поэтому представляется, что Казахстан еще довольно продолжительное время будет вынужден решать эту задачу путем привлечения зарубежных прогрессивных технологий, передовой техники и организовывать на их основе свои высокотехнологичные и наукоемкие производства.
Самой сложной будет подготовка как научных кадров для разработки проектов и трансформации научных разработок в конкретные техники, технологии и их внедрение, так и высококвалифицированных специалистов и рабочих, обеспечивающих функционирование современных высокотехнологичных и наукоемких производств. Это менеджеры, руководители производств, конструкторы, инженеры-проектировщики, мастера и рабочие, руководители и специалисты инфраструктурных служб: маркетинговых, сбытовых, продукции и других важных подразделений. Причем сегодня в стране нет реальных возможностей для подготовки их в необходимом количестве и с должным уровнем знаний.
К сожалению, есть еще факторы, которые несут прямую или косвенную угрозу долговременному устойчивому развитию казахстанской экономики. Наиболее важными и трудно устраняемыми из них являются следующие.
Первую угрозу устойчивому экономическому развитию будет создавать опасность утраты макроэкономической стабильности из-за возможного роста инфляции. Сегодня такая угроза стала более вероятной, чем невероятной, в силу того, что за период с 1999-го по 2004 год денежная масса в стране увеличилась более чем в десять раз, намного опередив темпы роста номинального ВВП за счет притока в страну большого количества нефтедолларов. Ожидаемое замедление темпов экономического роста и снижение банковских процентных ставок за кредиты, на котором настаивает руководство страны, непременно превратит реально возникшее инфляционное ожидание во всплеск инфляции. За этим последует повышение процентных ставок, потеря конкурентоспособности производства и прекращение роста в секторе, работающем на внутренний рынок.
Другая опасность заключается в чрезмерном укреплении курса тенге, обострении «голландской болезни», которые неизбежно приведут к росту импорта и потере конкурентоспособности в секторе переработки, в замедлении темпов роста его продукции со всеми вытекающими отсюда тяжелыми социально-экономическими последствиями. Таким образом, стоит дилемма: либо усиление инфляции, либо укрепление тенге.
Сильная угроза экономическому развитию может совсем скоро возникнуть и в связи с «перегревом» экономики из-за непомерно масштабного кредитного «бума». Сегодня такая опасность уже имеет место в казахстанской экономике. Она вызвана, с одной стороны, инфляционным ожиданием, под влиянием чего банковская система, учитывая риск, выдает кредиты только под высокие проценты, а предприниматели и население, несмотря на это, охотно берут их в больших объемах, чтобы побыстрее приобрести недвижимость, опасаясь обесценения зарабатываемых денежных доходов; с другой стороны, правительство начало широко кредитовать через Банк развития и институты развития различные инвестиционные проекты. Это уже породило и усиливает долю сомнительных и безнадежных кредитов, что создает опасность финансового кризиса.
Особая угроза кроется в колебаниях мировых цен на нефть не только из-за усиления инфляции и обострения «голландской болезни». В условиях высоких мировых цен на нефть, незначительного изымания ресурсной ренты добыча и экспорт нефти становятся высокодоходными, и поэтому сектор переработки оказывается непривлекательным для вложения инвестиций, неспособным, как уже отмечалось, конкурировать с нефтяным сектором за привлечение инвестиций. Казахстанская экономика может расти, но перестать развиваться. Таким образом, высокие мировые цены на нефть для нее могут оказаться не только благом, но и тормозом для долговременного развития, устранения структурной деформации и диверсификации экономики.
Утрата за годы реформ накопленного в советское время научно-технического потенциала, вероятность отставания в развитии образования и науки в условиях постиндустриализации, когда движущей силой экономики становятся талант и умственные усилия индивидуумов, интеллектуальные ресурсы, человеческий капитал, действительно могут привести к отставанию в развитии высокотехнологичных и наукоемких производств с высокой добавленной стоимостью, к увеличению разрыва в уровне экономического и социального развития с развитыми странами. Сегодня не видно реальных энергичных и комплексных усилий, направленных на восстановление утраченного и создание нового потенциала и развитие его в новых условиях.
Главную угрозу долговременному устойчивому развитию казахстанской экономики несет крайне низкая ее конкурентоспособность в условиях нарастания международной экономической конкуренции. Единственно верным ответом на этот вызов глобализации станет только повышение конкурентоспособности национальной экономики. Неконкурентоспособная национальная экономика в современном мире не может быть эффективной, а значит, не имеет перспектив и действительно останется на долгие годы «у обочины» мировой экономической системы. Однако не так-то легко достичь конкурентоспособности экономики. Потребуются длительные, кропотливые усилия государства, бизнеса и населения.
§ 3. Проблемы догоняющего развития казахстанской экономики в условиях постиндустриального этапа
Казахстанская экономика с точки зрения дальнейшей ее перспективы, несмотря на совершенный, можно сказать, рывок в социально-экономическом развитии за последние 15 лет, находится в непростой ситуации.
Действительно, Казахстан, переживший за это время тяжелый системный кризис и длительный трансформационный процесс, построил хотя еще не в полной мере развитую, но достаточно жизнеспособную рыночную экономику и показывает за последние шесть лет очень высокие темпы роста, которые мы называем восстановительно-конъюнктурным ростом, поскольку с 2000 года в этом росте решающую роль сыграла все-таки благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура - высокий рост мировых цен на нефть.
Теперь страна вступает в качественно новый этап своего развития - этап постиндустриальной модернизации экономики, и ее рост будет инвестиционно-структурным, т.е. экономика будет расти в основном за счет инвестиций в основной капитал, что будет сопровождаться прогрессивными структурными сдвигами, которые могут вызвать в течение определенного периода и снижение темпа роста экономики. Однако это будет уже этапом не просто роста, а развития, точнее, постиндустриализационным модернизационным этапом, когда преследуется достижение принципиально иных, более высоких комплексных целей и решаются более сложные качественные задачи.
Такими целями являются обеспечение устойчивого экономического роста, высокой занятости, низкой инфляции и финансовой стабильности, а задачами - кардинальное технико-технологическое обновление всего производственного аппарата экономики; обеспечение экономики высококвалифицированными кадрами; широкая диверсификация экономики; повышение конкурентоспособности экономики; интеграция казахстанской экономики в мирохозяйственную систему в обновленной структуре.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85