Переходный период и теоретическая основа макроэкономической стабилизации в Казахстане

У Казахстана ситуация несколько иная. Как известно, после Октябрьской революции советское государство экспроприировало землю у ее частных владельцев, объявив, что земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает. По замыслу правительства земля, находясь в государ­ственной собственности, должна была служить этой цели, т.е. принадлежать крестьянам, ибо вся государственная собственность в Конституции СССР объявлялась общенародной. По этой причине земля сельскохозяйственного назначения принадлежала крестьянам - всем сельским жителям

Нынешнее казахстанское государство является правопреемником советского государ­ства на территории республики, и оно не объявляло об отмене основополагающего положения Конституции СССР - об экспроприации экспроприатора. Следовательно, земля сельскохозяй­ственного назначения не является государственной собственностью в обычном ее смысле, а продолжает юридически принадлежать сельским жителям. Выделение земельных и имуще­ственных паев в начале реформ только подтверждает это. К сожалению, эта операция без вве­дения института частной собственности не могла принципиально изменить ситуацию, тем более что она была проведена неудачно со всех точек зрения, чисто формально, поскольку не была материализована конкретными участками земли. В момент выделения земельных долей они не были персонифицированы. Основная масса сельских жителей так и осталась беззе­мельной.

Следовательно, земля при введении частной собственности должна быть возвращена тем, кому она принадлежала, т.е. первоначально должна быть выделена сельским жителям бесплатно, по установленным нормативам. Продавать им их же земли было бы по меньшей мере некорректно, нелогично. Это означало бы проведение еще одной, в который уже раз, конфискационной реформы на селе, поэтому допускать этого нельзя.

В настоящее время землю купить смогут только те, у кого есть деньги, а для тех, у кого нет денег, - останется аренда земли, или они останутся безземельными. Основная масса сель­ских жителей не имеет денег для покупки земли, и свои паи они давно уже сдали (уступили) крупным сельхозпроизводителям - как правило, бывшим руководителям совхозов, колхозов, управляющим отделений, которые теперь стали единственными обладающими реальными средствами покупателями достаточно больших участков земли, включая паи сельских жите­лей. Землю могут скупать и представители промышленного и финансового капитала, которые имеют деньги, но едва ли они будут самостоятельно заниматься сельскохозяйственным произ­водством. В результате безземельными будет подавляющее большинство сельских жителей, а с паями случится то же самое, что случилось с приватизационными купонами.

Кто захватил землю в период неудачных реформ, тот будет владеть землей, а кто не сумел, тот останется ни с чем. Богатые станут богаче, а бедные - беднее. Экономические реформы на селе не должны постоянно ухудшать социально-экономическое положение основной мас­сы сельских жителей. Это может вызвать законное недовольство подавляющего большинства сельских жителей, серьезно обострить социальную ситуацию в обществе, дискредитировать и без того не популярный институт частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения. Это не выгодно самому государству, не в его интересах, ведь только «богатство народов создает могущество страны»1.Гайдар Е. Долгое время. М: Дело, 2005. С. 402.

Проведение земельной реформы - не простая задача, ее нельзя проводить кавалерийским наскоком, одним махом. К чему это привело в ходе приватизации государственной собствен­ности, мы уже видели на собственном опыте в 1992-1996 годах, от последствий которой не можем оправиться до сих пор. Кроме того, земля - это особый вид собственности, исправить ошибки, допущенные в процессе ее приватизации, будет не просто и не дешево. Здесь как нельзя лучше подходит народная мудрость: семь раз отмерь, один раз отрежь.

Придется провести инвентаризацию земли, разработать и принять Земельный кадастр, выработать подход к определению размера земельного надела сельских жителей с учетом ка­чества земли, месторасположения участка, природно-климатических, географических и дру­гих условий разных областей и районов, различия сельскохозяйственного назначения, интере­сов безземельных и уже крепко ставших на ноги сельских жителей, возможного переселения населения из ряда сельских поселений и т.д. и т.п. Чтобы не получилось так, что безземельные сельские жители еще не превратятся в зажиточных крестьян, а уже ставшие зажиточными крестьяне, крупные сельхозпроизводители разорятся.

Безусловно, далеко не все сельские жители, получившие землю, станут крепкими сель­хозпроизводителями. В современных условиях во всем мире эффективными становятся толь­ко крупные, кооперированные сельхозпроизводители. Это факт. А на многих территориях Казахстана только такие хозяйства имеют будущее. Поэтому трудолюбивые, грамотные и предприимчивые сельские жители смогут успешно развивать свое хозяйство, вступать в коо­перацию, товарищества и наращивать свое производство, другие могут продать свою землю и переселиться в города, тем более что там начинается серьезный промышленный подъем, третьи могут ее арендовать и жить на ренту или заняться не сельским хозяйством, а торговлей, ремеслами и промыслами, четвертые из-за бездетности, потери кормильца, пьянства или лени могут составить деревенскую бедноту. Какая-то группа крестьян сможет продать свои наделы другим крестьянам в одних регионах и купить лучшую землю в других регионах. Но все это - уже свободный выбор самих сельских граждан, это их выбор. Он не навязан никем сверху. Как сказал Столыпин, «пусть каждый устраивается по-своему, и только тогда мы действитель­но поможем населению». В результате многие крестьяне станут по-настоящему свободными гражданами, реальными эффективными частными собственниками, хозяевами своих земель.

Заработает по-настоящему живой рынок земли, закрутится оборот земли. Вот здесь, на вторичном рынке, произойдет купля-продажа земли в соответствии со спросом и предложени­ем, по рыночным ценам. Кстати, попытки Министерства сельского хозяйства установить ры­ночные цены на землю по баллу бонитета или еще по каким-то показателям - еще одна ошиб­ка во введении частной собственности без реформы, ибо рыночные цены устанавливаются на рынке в соответствии с полезностью и эффективностью земли, определяемыми продавцами и покупателями в процессе купли-продажи. По ценам Министерства сельского хозяйства завтра на вторичном рынке одни могут оказаться по чужой вине в проигрыше, а другие - в незаслуженном выигрыше.

Введение частной собственности на сельхозугодья потребует усиления государственно­го контроля за использованием земли. Контроль за целевым использованием земель и одно­временно поддержку сельскохозяйственного производства и самих производителей продо­вольствия целесообразно возложить на специально организованный государственный орган - Земельный банк Казахстана. Банк должен выступать прямым посредником во всех сделках с продуктивными землями, как при смене собственника такой земли, так и при изменении категории ее использования. Через банк должны проходить все сделки по купле-продаже сель­хозугодий, чтобы исключить возможность спекуляции землей. И государство должно через банк покупать земли для государственных нужд, в том числе и для обеспечения землей орал-манов. Оно должно стать полноправным участником земельного рынка. В ходе столыпинской аграрной реформы в России весьма активно работал Крестьянский банк, выполняя подобные функции.

Уважаемый Имангали Нургалиевич! Я решил поделиться с Вами этой мыслью, не ли­шенной, как мне кажется, оснований. Мною движет просто гражданский и профессиональ­ный долг. Мне кажется, что мы должны заботиться о сельских жителях не хуже, чем П.А. Столыпин или правительства Южной Кореи, Тайваня и Японии в послевоенный период.

С искренним уважением! Доктор экономических наук, А. Есентугелов

Однако это не возымело, как и следовало ожидать, никакого воздействия на его позицию. Был принят вариант закона, при котором крестьянам продавались их же земли. В результате бо­гатые становятся богаче, а бедные беднее. Власть в очередной раз не захотела обеспечить защиту прав собственности в сельском хозяйстве, так же как и при купонной приватизации собственно­сти в других секторах экономики.

Казахстанский народ стерпит разные прихоти сменяющих друг друга по очереди слуг наро­да. Среди казахстанцев теперь не сыскать Столыпина, сделавшего для крестьян России в начале XX века то, чего не могут сделать премьер-министры Казахстана в XXI веке. Обидно, но заслу­женно. А академики и политики как воды в рот набрали.

§ 4. Приватизация по индивидуальным проектам

ще один способ приватизации - по индивидуальным проектам. Предполагалось, что таким способом будут переданы в частные руки крупнейшие предприятия экспортно ориентированного сырьевого сектора - наиболее весомая и перспективная часть экономики. Прежде всего речь шла об объектах горнорудной промышленности, поскольку этот сектор яв­ляется доминирующим в казахстанской экономике. Здесь преследовалось несколько целей: по­падание предприятий в руки эффективных частных собственников, пополнение доходной части бюджета, инвестирование производства и решение проблем долгов предприятий, в первую оче­редь перед их работниками.

Индивидуальная и массовая приватизация, с какими бы ошибками она не проводилась, ка­кой бы воровской она не была, вместе с либерализацией цен и открытостью экономики сняла напряженность в обществе. Многие увидели, что рынок наполняется товарами и услугами, появ­ляются собственники, которые начинают адаптироваться к рынку, хотя еще и не являются эффек­тивными. Теперь правительство при приватизации основных крупных предприятий получило возможность поставить не только социально-политические, но и экономические цели. Главным образом - увеличение числа эффективных собственников и объема инвестиций в экономику. Ма­лая и массовая приватизация проводилась ускоренно, в этом особых сложностей не было, по­скольку собственность преимущественно передавалась бесплатно.

Скорость приватизации по индивидуальным проектам во многом оправдывалась появ­лением достаточного количества эффективных собственников с достаточным капиталом. Она началась в 1995 году с малого, всего с 5 предприятий, но зато в 1996 году число таких пред­приятий составило уже 28, а на 1997-1998 годы было запланировано передать в частные руки еще 166 предприятий. Приватизация этих предприятий происходила исключительно с участием иностранных компаний (инвесторов), продавались в основном объекты горнорудной, нефтяной промышленности, энергетики. В таблице приводится перечень приватизированных компаний на начало 1997 года и их новых владельцев. За период 1995-2000 годов фактически были привати­зированы 100 предприятий. Надо признать, что и эта приватизация шла с большими проблемами, крупными скандалами, происходившими между правительством РК и иностранными компания­ми, ставшими владельцами контрольного пакета акций казахстанских предприятий. В результате последние не раз переходили из рук в руки.

Справка о предприятиях, приватизированных с участием иностранных компаний

Наименование предприятия

Покупатель

Дата торгов

Размер ГПА, %

Массовая приватизации

1

Карагандинская кондитерская фабрика АО «Жанар»

UIG Ltd (Великобритания)

28.12.95

85,50

2

Актюбинская кондитерская фабрика

UIG Ltd (Великобритания)

22.01.96

39,00

з

АО «Алматинский маргариновый завод»

Nacosta (Швейцария)

29.05.39

90,00

4

АО «Карагандинский маргариновый завод»

Nacosta (Швейцария)

8.01.97

90,00

5

АО«Алматымукайонимдери»

Dateway handclsanstalt Лихтенштейн

30.04.96

40.00

6

АО «Атыраубалык»

Кавимпекс ГМБХ (Германия)

11.03.97

90,00

Привагизации но индивидуальным проектам

1

АО «Павлодарский алюминиевый завод»

Whiteswan limited (Ирландия)

14.09.95

50.00

2

ТНК «Казхром» В том числе:

Japan Cbrom Corporation (Западные Виргинские острова)

15.10.95

52.00

3

АО «Ермаковский завод ферросплавов»




4

АО «Донской ГОК»




5

АО «Актюбинский завод ферросплавов»




6

АО «Торгайское рудоуправление»

Whiteswan limited (Ирландия)

05.04.96

51.00

7

АО «Крас но октябрьское рудоуправлен ие»

Whiteswan limited (Ирландия)

05.04.96

51,00

8

АО «Керегетас»

Whiteswan limited (Ирландия)

10.04.96

51,00

9

АО «Жезказганцветмет»

Samsung Deutschland, GmbH (Германия)

24.05.96

40.00

10

АО «Жезкентский ГОК»

Nova Resources, SG (Швейцария)

08.12.95

08.02.96

40,00

25,00

11

Карагандинская ТЭЦ-2

АОИспат-Кармет (Великобритания)

17.04.96

Имущ, ком и л.

12

АО «Ермаковская ГРЭС»

Japan Chrom Corporation (Западные Виргинские острова)

02.05.96

53,00

13

АО «Карагандашахтуголь»

АО Испат-Кармет (Великобритания)

18.06.96

Имущ, компл.

14

Экибастузская ГРЭС-1

AES Suntree Power, Ltd (американо-израильская компания)

26.06. 96

Имущ, компл.

15

ПОЭЭ «Алматыэнерго»

Traciebel, C.A. (Бельгия)

31.07.96 17.09.96

Имущ компл

16

Павлодарская ТЭЦ-1

Whiteswan limiled (Ирландия)

08.08-96

IImvui компл

17

Жезказганскал ТЭЦ

Samsung Deutschland, GmbH (Германия)

08-08.96

Имущ компл

18

Жамбылская ГРЭС

СП АО ЗТ «Витол Мунай»

27.08. 96

Имущ компл

19

Разрез   Богатырь,  соединенный с 66% имущеества разреза   Степной

Access Industries, lnc (США)

18.10.96

Имущ

20

Разрез   Северный

РАО «ЕЭС России» (Россия)

18.10.96

Имущ компл

21

Карагандинская ГРЭС-2

independent Power Corporation PLC (Великобритания)

24.10.96

Имущ компл

22

АО «Усть-Каменогорский Титано-Maгниевый комбинат»

«Спешиалити Металз компаний (Бельгия)

27.11.96 08.07.97

Имущ компл

23

АО «Восточно-Казахстанский медно-химнческий комбинат»

На доверительном управлении

Samsung Dculscruind. (imh! i (1 ермания!

12.10.96

29 36

24

АО «Ачисайский полиметаллический комбинат»

Ricwcr International S.A. (Швейгщрия)

20.12.96

60,00

25

АО «Бакырчипскос горнодобывающее совместное предприятие»

«Сентрад Эйши Майнинг Лимшед» (Британские Виргинские острова)

13.12.96

60,00

26

Рудник «Акжал»

Nova Trading & Commerce A.G. (Швейцария)

14.01.97

60,00

27

Вспомогательные подразделения ГАО «Экибастузкомир» технологически связанные с разрезом Восточный

Japan Chrom Corporation (Зап. Виргинские острова)

01.03.97

Имущ компл Имущ компл

28

Вспомогательные подразделения ГАО «Экибастузкомир» технологически связанные с разрезом Северный

ЗАО «Энергоуголь», корпорация «Единый ЭЭК» (Россия)

10.04.97




29

АО «Каражанбасмунай»

«Тритон-Вуко Энерджи Лтд» (Канада)

10.04.97

Имущ компл

30

ГАО «Южнефтегаз»

«Харрикейн Кум коль ЛТД» (Канада)

28.08.96

94,62

31

АО «Машистаумунайгаз»

Central Asia petroleum (Индонезия)

21.03.97

89.50

32

НАК «Казахтелеком»

Корпорация DAEWOO (Южная Корея)

08.05.97

60,00 40.00

33

АО «Актобемунайгаз»

Китайская Национальная нефтяная компания (Китай)

03.06.97


34

АО «Балхашмыс»

Samsung Deutschland, GmbH (Германия)

01.03.97

60,00

35

Кар агандински й металлургический комбинат

«Испат Интернешнл» Великобритания

15.11.95

Имущ.

36

АО «Соколовско-Сарбайское !"ПО»

Ivedon International, LTD

13.02.96

Имущ.

37

АО «Шымкентнефтеортсинтез»

«Казвит Холдинг Лтд» (Гибралтар)

01.07.96

94,00

38

АО «Сары-Аркаполиметал»

Nakosta AG (Швейцария)

11.04.97

39.00

39

Вспомогательное подразделение АО «Карагандашахтоуголь»

АО «Испат-Кармет» (Вели кобр итания)

19.09.96

Имущ, компл.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты