В действительности экономическая система определяется теми отношениями, которые складываются в экономике страны при заданных режимах и условиях функционирования и развития. В рыночной экономике эти отношения обусловливаются:
• свободой цен на все товары и услуги, определяемых только спросом и предложением на рынке;
• свободой хозяйствующих субъектов в выборе производимой и потребляемой продукции, партнеров по поставке ресурсов и покупке их товаров и услуг, определении объемов производства и потребления, режимов хозяйствования и инвестирования;
• свободой выбора видов и форм предпринимательства;
• доминантой частной собственности и рынков всех видов - товаров, услуг, труда, земли, капитала, - которые регулируются главным образом конкуренцией, возникающей между хозяйствующими субъектами.
В результате проведенных экономических и социальных реформ, рыночных преобразований уже в 2000 году в Казахстане сложилась еще не в полной мере развитая, но достаточно жизнеспособная экономика, обладающая всеми свойственными рыночной экономике характеристиками.
В 2000 году в Казахстане 80% собственности было частной (сегодня - уже 88%), из них 4% - иностранной. Из общего количества предприятий 94% относятся к малым, 4% - к средним и только 2% - к крупным. В совокупности они производят более 80% выпускаемой в стране продукции.
Цены на все товары и услуги свободны с апреля 1994 года. Под государственным контролем остались цены и тарифы только на продукцию естественных монополий. Правительство страны не прибегает к временному фиксированию цен на какие-либо товары и услуги.
'Гайдар Е. Восстановительный рост и некоторые особенности современной экономической ситуации в России//
Вопросы экономики. 2003. № 5.
2Есентугелов А. К рынку-без остановок//Казахстанская правда. 2001. № 253, сентябрь.
Процентные ставки за кредиты остаются положительными. Нацбанк Казахстана воздействует на них только рыночными инструментами: ставкой рефинансирования, участием на открытом рынке ценных бумаг, установлением норм резервных требований.
Реальная заработная плата - цена труда - определяется на рынке труда исходя из спроса и предложения. Единственным ее регулятором выступает лишь минимальная заработная плата.
Обменный курс тенге с апреля 1999 года находится в плавающем режиме. Решение 4 апреля 1999 года о переводе его в этот режим окончательно определило рыночное лицо казахстанской экономики, которая тогда приняла действительно рыночное равновесное состояние. Тенге успешно выполняет функции денег, став полноценной денежной единицей, конвертируемой по текущим операциям.
Налоги по своему составу и методам изымания соответствуют международным стандартам. Ставки многих налогов являются более привлекательными, чем в странах с развитой экономикой. Доходы и расходы бюджета - одни из самых низких в мире, находясь в пределах 23% ВВП, дефицит бюджета не превышает 1,5% ВВП, что в два раза меньше уровня, установленного ЕС по пакту стабильности.
В стране созданы и функционируют все экономические, финансовые, социальные, правовые институты, законы РК в основном отвечают потребностям общества и рынков, что подтверждается оценками зарубежных экспертов.
Все это создало субъектам рынка необходимые условия для хозяйствования: в выборе форм бизнеса, ведения своей предпринимательской деятельности и партнеров, в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности и в других аспектах их законной деятельности. Развиты все формы организации бизнеса: малые, средние и крупные, акционерные общества, товарищества с ограниченной ответственностью, казенные предприятия, совместные иностранные компании и т.д.
В экономике Казахстана на законодательной основе функционируют практически все виды рынков: товаров и услуг, труда, земли, жилья и недвижимости, фондовый, денежный, валютный и кредитные рынки. На отдельных из них, например на финансовом и на рынке жилья и недвижимости, потребительских товаров, некоторых видов услуг, достаточно успешно развивается конкуренция, она принимает все более добросовестный и цивилизованный характер.
Никто сегодня не отрицает того, что в казахстанской экономике есть все атрибуты рыночной экономики и она функционирует в рыночном режиме вполне успешно, свидетельством чего является рост ВВП, происходящий по законам рынка, т.е. спроса и предложения, равновесных цен и конкуренции. Никто не оспорит и того, что экономика Казахстана на протяжении семи лет доказывает свою жизнеспособность и способность вполне динамично расти.
Однако у этой экономики есть немало изъянов, она еще далека от развитой рыночной экономики, сложившейся в США, странах Западной Европы.
Каковы же ее изъяны?
Прежде всего - казахстанцы остро ощущают неполноценность сложившегося фондового рынка. В нем практически нет главной составляющей - рынка ценных бумаг хозяйствующих субъектов. Фондовый рынок работает пока только с государственными ценными бумагами. Это лишает хозяйствующих субъектов главного источника формирования частных инвестиций - средств частных лиц и субъектов; ограничивает сферы вложения средств теми, кто ими владеет, возможность диверсифицировать источники получения доходов, уменьшить риски вложения капитала; создает предпосылки для концентрации свободных денег, имеющихся в стране, в отдельных секторах экономики и тем самым - для возникновения угрозы «перегрева» экономики, спекулятивного бума, «мыльного пузыря» и т.д.
На многих рынках еще слаба конкуренция. На рынке потребительских товаров конкуренцию создают либо импортные товары, либо товары теневого сектора, а на других рынках либо ее нет вообще, либо она еще в зародышевом состоянии. Исключение составляют финансовый рынок, рынок жилья, рынки некоторых видов услуг. В результате цены на большинство казахстанских товаров и услуг, а также ресурсов остаются непомерно высокими и находятся на постоянной или периодически растущей тенденции к росту, при этом их качество остается низким, что делает их неконкурентоспособными с зарубежными аналогами. У казахстанской продукции практически нет выхода на внешние рынки. Не случайно в 2005 году Казахстан по оценкам зарубежных рейтинговых компаний занял 61-е место из 125 стран мира по конкурентоспособности. Отсюда качество роста находится на низком уровне, он носит количественный характер, его высокие темпы достигаются за счет либо благоприятной конъюнктуры отдельных товаров на мировом рынке, либо за счет спекулятивного бума, происходящего в отдельных секторах экономики.
Рынок недостаточно либерализован, не адекватен происходящим в мире глобальным процессам из-за высокой степени вмешательства государства в экономику. Оно выражается в широком использовании, особенно в бизнесе, разрешительной системы, государственного контроля за предпринимательской деятельностью; чрезмерно большим остается круг лицензируемых видов предпринимательской деятельности, законы республики не имеют прямого действия, поэтому ни один закон не может действовать без государственных чиновников, правообразующие и право-регулирующие институты находятся под их контролем, система правоприменения находится на низком уровне, нет доверия граждан к этому институту государства.
Слишком много барьеров на «вход» в рынок: помимо разрешительной системы лицензирования существуют системы государственной регистрации товаров, их сертификации, в том числе обязательного маркирования продукции, чрезвычайно сложна система таможенных процедур, многочисленное согласование инвестиционных проектов, сложна и изнурительна система получения доступа к ресурсам и инфраструктурным объектам и т.д. Все это делает очень сложным, дорогим и затратным по времени вхождение в рынок всех, кто хотел бы начать свой бизнес. Нелегко достается бизнесу и нормальное, безопасное функционирование на рынке, сохранение права собственности после вхождения в него; не так прост и выход из него.
В стране процветает бюрократия, которую никто не в силах победить. Она, создав себе «кормушку» в виде статусной, т.е. чиновничьей ренты за «услуги», высасывает все инициативы, все начинания в экономике, подавляет деловую активность, без которой не может быть продолжительного успешного, устойчивого развития экономики. Бюрократия - главный тормоз развития казахстанской экономики.
Государственное вмешательство в экономику осуществляется и через широкую сеть прямого и косвенного, явного и скрытого субсидирования отдельных предприятий, целых секторов через предоставление индивидуальных и групповых льгот, позиционирование их как «локомотивов» отраслей, инновационно-прорывные проекты, создание многочисленных специальных экономических зон, так называемых технопарков, установление трансфертных (заниженных) цен на энергоносители и транспортные услуги и т.д. Так растрачиваются не только огромные средства государства, деформируя представления о его вкладе в экономику, но и создаются неравные конкурентные условия.
В последнее время усилилось финансирование инвестиционных проектов в сфере производства через государственные институты развития, прямое государственное или опосредованное кредитование строительства производственных объектов. Все это является свидетельством проведения в стране вредной для качественного развития экономики политики мягкого бюджетного ограничения, чрезмерной фискальной экспансии за счет нефтяных доходов при одновременном существенном снижении налоговой нагрузки без усиления деловой активности, улучшения инвестиционного климата в обрабатывающей промышленности. Усиливается не просто присутствие государства в экономике, но и его регулирующая роль.
Такая политика государства, разогреваемая шумихой о защите национальных интересов, приобретает все более угрожающий характер, мешает сохранению достигнутой дорогой ценой макроэкономической стабилизации. Инфляционные процессы идут по нарастающей, обменный курс тенге потерял стабильность, фискальная экспансия усиливается, образующийся высокий ненефтяной дефицит бюджета покрывается за счет проедания нефтяных доходов. Страна уже имеет «перегретый» сектор недвижимости, финансовый сектор, особенно пенсионные фонды, нарастает угроза превращения экономики в «пузырь», который может лопнуть - обернуться финансовым кризисом и экономической рецессией. На фоне такой ситуации приходится сделать вывод о том, что принятие стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана (СИИР), т.е., по существу, промышленной политики, и создание государственных институтов было крупной ошибкой. Необходимость реализации СИИР в условиях отсутствия деловой активности со стороны частных предпринимателей спровоцировала правительство на рост государственных расходов, финансирование сомнительных крупных инвестиционных и, что особенно вызывает скепсис, инновационных проектов стоимостью в десятки миллионов долларов США и рассчитанных на пять и более лет. Ничего подобного не припоминается с тех пор, как был запущен проект БАМа. Результаты такого способа инвестирования и реализации проектов нетрудно предсказать - мир богат такими вариантами «развития» национальной экономики.
Сильным сдерживающим фактором деловой активности в экономике является слабая защищенность прав собственности и плохая обеспеченность безопасности бизнеса на рынке. Местные органы власти в своих противоправных действиях в отношении бизнеса практически бесконтрольны. Нет еще по-настоящему независимой судебной, эффективной и ответственной административной систем. В условиях разгула коррупции бизнес оказывается ничем не защищенным от чиновничьего произвола.
Есть в казахстанской рыночной экономике немало и других изъянов. Однако рыночная экономика создается не в один миг. Она будет постепенно развиваться и, как писал академик Н. Фе-доренко, эволюционировать еще очень долгое время. Даже рыночная экономика развитых стран находится в постоянном изменении. В мире нет определенной, заданной модели настоящего рынка. Все течет, все меняется, одни элементы заменяются другими, вводятся новые и ликвидируются старые механизмы и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85